16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-3-0-4

Профессиональные жизненные стратегии детей-инвалидов как индикатор благополучия региона

Aннотация

На основе результатов опроса родителей детей-инвалидов Белгородской области рассматриваются проблемы, связанные с профессиональными жизненными стратегиями детей-инвалидов региона. В качестве индикаторов проблем выступают востребованность сопровождаемой занятости, оценка условий ее оказания, востребованность профориентационной деятельности, оценка условий осуществления профориентация для детей-инвалидов, оценка ресурсов для ее организации, оценка доступности профессиональной ориентации для семей с детьми-инвалидами, актуальные проблемы в реализации деятельности по профессиональной ориентации детей-инвалидов. Исследование проводилось методом массового онлайн опроса родителей детей-инвалидов (N=1021). Делается вывод, что профессиональные жизненные стратегии детей-инвалидов зависят от нескольких факторов, включая тип и степень инвалидности, индивидуальные способности и интересы ребенка, поддержка семьи и доступность ресурсов и услуг для инвалидов. Поддержка со стороны родителей может включать выбор подходящих образовательных программ, получение специализированного обучения или доступ к программам профессиональной ориентации. Задача региональных властей значительно повысить доступ семей, воспитывающих детей-инвалидов, к профориентационной деятельности, увеличив ресурсы в регионе для организации и проведения профориентации для детей-инвалидов, а также усилив информационную деятельность в данном направлении.


Введение (Introduction). Жизненные стратегии молодежи в условиях геополитической трансформации российского пространства являются актуальным объектом для социологических исследований. Изучение поведенческих моделей молодежи, их жизненных целей и ценностных смыслов в принятии жизненного выбора позволяет получить данные для анализа социализации молодежи (Шаповалова, Заводян, 2021; Шаповалова, 2021b), а также способствует прогнозированию целого ряда показателей всех социально-экономических систем.

Одними из важнейших социальных стратегий в этом плане являются профессиональные жизненные стратегии молодежи, которые не только тесно связаны с экономическим ростом и развитием региона и нашей страны, но и определяют тренд в изменении менталитета по отношению к ценности труда и профессионального развития (Шаповалова, 2021а).

Изучение профессиональных жизненных стратегий молодежи актуально потому, что их результатом, в том числе, является и благополучие отдельного человека, и социума в целом, как материального, так и нематериального плана: и уровень занятости, и уровень доходов, и уровень жизни, а также удовлетворенность ею, качество и доступность медицины, доступность жилья, качество экологических ресурсов, качество образования, качество культурной среды. Иными словами, социальное благополучие отражает уровень и качество жизни человека в соответствии с определенными социально-нормативными показателями.

Одной из основных задач функционирования социума является благополучие всех его членов. В ситуациях кризиса и нестабильности (политической, экономической, культурной и пр.) данная задача актуализируется, поскольку благополучие общества, социальных групп отражает уровень и качество жизни человека в соответствии с существующими социальными нормами. Иными словами, профессиональные жизненные стратегии молодежи можно назвать одним из важных индикаторов социального благополучия.

При этом благополучие общества напрямую зависит от того, какие условия жизни фиксируются у его проблемных групп, одной из которых являются дети-инвалиды. По данным Росстата, доля детей и молодежи до 18 лет, имеющих инвалидность, общая численность которых на 1 января 2023 года составляет 722 тыс. человек (приблизительно 74,7 на 1000 человек). Молодежь в возрасте 18-30 лет на 1 января 2022 года составляла 490 тыс. человек.   Численность детей-инвалидов в Белгородской области составляет более 6 тысяч человек. Дети-инвалиды, их проблемы и нужды, требуют, как постоянного внимания со стороны соответствующих социальных служб, так и включения в стратегическое планирование всех регионов в качестве зоны постоянного совершенствования и одновременно риска.

Изучение основных профессиональных потребностей детей-инвалидов позволит определить нуждаемость семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, в помощи в формировании профессиональных стратегий со стороны в том числе региональной власти.

Методология и методы (Methodology and methods). Вопросы формирования жизненных стратегий молодежи поднимаются российскими исследователями с регулярной периодичностью (Зубок, 2003; Чупров, 1999). Наиболее распространенные типы жизненных стратегий представлены в работе Ю. М. Резник и Е. А. Смирнова (2002).  Рассмотрение профессиональных стратегий молодежи осуществляется, как правило, в рамках рассмотрения профориентационного выбора (Агафонова, 2020; Голиусова, Ключарев, 2017; Казенов, 2019). Различным аспектам профессионального выбора детей с инвалидностью посвящена работа Л. М. Низовой, Е. А. Андреевой (Низова, Андреева, 2017).

В контексте нашей статьи актуальным является исследование авторского коллектива А. П. Чернявской, Е. Н. Шипковой, П. А. Егоровой, в котором проведен анализ условий профессионального самоопределения детей-инвалидов на основе опроса их родителей (Чернявская, Шикова, Егорова, 2022). В данной статье, в частности, установлено, что от позиции родителя зависит сформированность характеристик профессиональной зрелости. Информированность родителей, их представление о спектре допустимых профессий дают возможность наиболее полно реализовать возможности ребенка с инвалидностью.

В целях изучения жизненных стратегий молодежи в условиях геополитической трансформации российского пространства в 2023 году Международным центром социологических исследований Белгородского государственного национального исследовательского университета было проведено социологическое исследование «Профессиональные жизненные стратегии детей-инвалидов» в общем цикле изучения социальных стратегий молодежи региона. Исследование проводилось методом массового онлайн опроса родителей детей-инвалидов (N=1021), ошибка выборки составила 2,83%, исследование было репрезентативно (основными характеристиками становится представленность детей по нозологиям, местность проживания семей и район проживания. Дополнительные характеристики включают в себя статус респондента по отношению к ребенку и его возраст).

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Жизненные стратегии вообще, а также профессиональные в частности, молодые люди могут выстроить в социуме, предоставляющем для всех равные права и возможности. Сегодня многие социальные практики основаны на философии инклюзивности, которая возникла как часть серьезного сдвига в понимании прав, достоинства и идентичности человека. Изменение в отношении к людям с инвалидностью стало лишь одним из проявлений данного подхода. Формирование инклюзивной среды для наиболее уязвимой социальной группы, к которой относятся семьи с детьми-инвалидами, – одна из приоритетных задача социальной политики регионального уровня.

Инклюзия представляет собой процесс включения людей с физической и ментальной инвалидностью в полноценную общественную жизнь, а также разработку и принятие конкретных управленческих решений для этого. Исследование показало, что родители детей-инвалидов в основном положительно оценили деятельность региона по формированию инклюзивного пространства (70,5%). Четвертая часть респондентов придерживается отрицательной оценки, при этом однозначно негативно оценили деятельность региональных властей только 1,8% респондентов (Таблица 1).

Равенство прав и свобод всех граждан задекларированы в основном законе – Конституции РФ. При этом деятельность по реализации этих прав лежит не только на государстве, образовательных и профессиональных институтах, структурах здравоохранения, но и на гражданском обществе. Иными словами, для соблюдения этих прав необходима объединение усилий всего сообщества. Исследование показало, что на данном этапе в регионе целевая группа в основном положительно оценивает результат консолидированных усилий по обеспечению равных прав и возможностей детей инвалидов (74,1% респондентов), 23,2% говорят о серьезных усилиях со своей стороны для обеспечения равных прав своему ребенку, а 2,6% заявляют о том, что ребенок полностью ограничен в возможностях по сравнению со здоровыми детьми (Таблица 2).

Доступность прав и свобод для детей-инвалидов нарушается чаще всего в области права на труд и на жилища, а более доступны для данной категории населения являются права на свободу творчества, образование и на психологическую помощь (Таблица 3). Дефицитная доступность права на труд и на жилище должны являться приоритетными задачами в сфере региональной социальной политики.

Профессиональные жизненные стратегии детей-инвалидов зависят от нескольких факторов, включая тип и степень инвалидности, индивидуальные способности и интересы ребенка, поддержка семьи, а также доступность ресурсов и услуг для инвалидов. Одна из стратегий, которую дети-инвалиды могут применять, – это поиск и поддержка в себе своих сильных сторон и уникальных способностей. Осуществить это возможно в рамках деятельности по профессиональной ориентации, которая представляет собой систему поддержки профессиональных стратегий молодежи. Она обеспечивает профессиональную социализацию молодых людей. Основная цель профориентация – это подготовка молодых людей к выбору профессии с учетом особенностей личности, а детей-инвалидов – с учетом особенностей их здоровья и возможностей в соответствии с этим. Профессиональная ориентация может помочь в дальнейшем выбрать детям-инвалидам подходящие образовательные программы и специализированное обучение, а в дальнейшем помочь с профессиональным самоопределением и трудоустройством.

Наше исследование показало, что только большинство родителей детей-инвалидов беспокоит вопрос о будущей трудовой деятельности ребенка-инвалида, и лишь четверть респондентов пока не думали о том, как будет осуществлять трудовую деятельность их ребенок (Таблица 4). 38,1% опрошенных респондентов задумываются об этом на регулярной основе.


Показателем высокого развития социальной поддержки инвалидов является сопровождаемая занятость оказание индивидуальной помощи тем инвалидам, которые в силу ограниченных возможностей здоровья самостоятельно не могут вернуться в трудовой процесс. Анализ ответов респондентов показал, что наиболее востребованным для них в рамках услуг по сопровождаемой занятости является профориентация, обучение доступной рабочей специальности, организация индивидуального поиска работы (Таблица 5).

Иными словами, можно сделать вывод о том, что построение жизненных профессиональных стратегий детей-инвалидов во многом зависит от того, как выстроена профориентационная работа в регионе. Исследование показало, что родители детей-инвалидов только в 13,2 % случаев регулярно получают услугу по профориентации, 24,7 % отметили непериодичность ее использования, 62,1 % респондентов отметили неполучение данной услуги
(Таблица 6).


При этом те родители, кто не получал услугу по профориентации для своих детей-инвалидов, 66,7% указали отсутствие в этом необходимости, а четверть (27,9%) отметили наличие дефицита информации о такой услуге. Т.е. прежде чем заниматься профессиональной ориентацией детей-инвалидов, необходимо формировать понимания социума в важности этой деятельности, тем более, что инклюзивный подход при реализации различных социальных практик позволяет это сделать (Таблица 7).

Респондентами отмечается недостаточность ресурсов в регионе для организации и проведения профориентации для детей-инвалидов. При этом наибольшее число респондентов указывают на недостаточность информирования населения, что коррелирует с данными по предыдущему вопросу (Таблица 8).

Исследование показало крайне низкий показатель доступности профессиональной ориентации для детей-инвалидов в регионе (респонденты оценили доступность в диапазоне от 1 до 6 %), при этом и здесь проблемой, которая выходит на первый план, является информационная доступность и доступность к консультации (которая частично тоже связано с доступностью к информации об услуге) (Таблица 9)

Ответы родителей по вопросу актуальных направлений профориентационной работы с ребенком-инвалидом позволили выявить приоритеты в профориентационной деятельности. Ими стали: определение способностей ребенка-инвалида (на это указали 54,5% опрошенных), определение возможной трудовой сферы ребенка-инвалида (52,6 % опрошенных), подбор организации, подходящей для трудоустройства ребенка-инвалида (43,6 % ответивших выбрали данный ответ), а также получение первичных навыков трудовой деятельности ребенком-инвалидом (42,2%) (Рисунок).

 Заключение (Conclusions). Одним из индикаторов благополучия региона является положение социально-уязвимых групп населения, в частности, конкурентоспособность на рынке труда такой категории, как люди с инвалидностью. Конкурентоспособность, востребованность в профессии невозможны без построения профессиональных жизненных стратегий, которые должны быть сформированы у детей к выпуску из школы.

Профессиональные жизненные стратегии детей-инвалидов зависят от нескольких факторов, включая тип и степень инвалидности, индивидуальные способности и интересы ребенка, поддержка семьи и доступность ресурсов и услуг для инвалидов. Одна из стратегий, которую дети-инвалиды вместе с родителями могут применять,  это поиск и поддержка в себе своих сильных сторон и уникальных способностей. Ребенок может обратить внимание на то, в чем он хорош, и сосредоточиться на развитии своих навыков и талантов в этой области. Задача родителей  помочь ему в этом. Поддержка со стороны родителей может включать выбор подходящих образовательных программ, получение специализированного обучения или доступ к программам профессиональной ориентации. Задача региональных властей значительно повысить доступ семей, воспитывающих детей-инвалидов, к профориентационной деятельности, увеличив ресурсы в регионе для организации и проведения профориентации для детей-инвалидов, а также усилив информационную деятельность в данном направлении.

Список литературы

Агафонова Е. Е., Чеджемов Г. А. Трансформация роли карьеры в системе жизненных ценностей современной молодежи // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5-1 (44). С. 48-51.

Голиусова Ю. В., Ключарев Г. А. О стратегиях занятости современной молодежи // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. С. 72-90.

Зубок Ю. А. Риск в социальном развитии молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 1. С. 147-162.

Казенов Р. С. Карьерные стратегии молодежи в условиях социальной трансформации // Академия педагогических идей «Новация». 2019. № 5. С. 66-69.

Низова Л. М., Андреева Е. А. Профессиональная ориентация детей-инвалидов // Детская и подростковая реабилитация. 2017. № 2 (30). С. 31-35.

Резник Ю. М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002. 260 с.

Чернявская А. П., Шипкова Е. Н., Егорова П. А. Профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Ярославский педагогический весник. 2022. № 1. С. 16-24.

Чупров В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. 1998. № 3. C. 93-106.

Шаповалова И. С., Заводян И. С. Поколение Z: ценности, диспозиции и социализационные результаты // В книге: Поколение Z: многообразие идентичностей, ориентаций, поведения.  Уфа, 2021. С. 25-45.

Шаповалова И. С. (а) Карьерные стратегии провинциальной молодежи // Социальная политика и социология. 2021. Т. 20, № 3 (140). С. 173-182.

Шаповалова И. С. (b) Проблемы реализации государственной молодежной политики в рефлексии региональной молодежи // Регионология. 2021. Т. 29, № 4 (117). С. 902-932.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания FZWG-2023-0016, тема «Жизненные стратегии молодежи в условиях геополитической трансформации российского пространства», 2023-2025 гг.