Социально-политические ориентации религиозного и нерелигиозного населения Российской Федерации
Aннотация
В рамках актуализации проблемы поиска ключевых опор для построения внутренней политики консолидации, авторы предлагают рассмотреть религиозный фактор с точки зрения его культурно-исторического влияния. Контекст данной работы рассматривает мировоззренческую специфику православия, формирующееся на её основе отношение верующих к политической власти, к гражданам другого статуса/верований, представления об общественном устройстве и т.д. Статья написана по результатам проведённого при участии авторов социологического исследования, основана на анализе эмпирических данных и посвящена сравнительному анализу доминирующих социально-политических и политико-идеологических ориентаций религиозного и нерелигиозного населения современного российского общества. Результаты исследования показали, что уровень лояльности, консолидированности, доверия к органам власти и общественным институтам российского общества более высок среди религиозного населения, которые сохраняют приверженность к традиционным ценностям, исторической памяти, социальной справедливости. Соответственно, потенциал социально-политической консолидации этой группы населения выше. При этом, несмотря на высокую оценку верующими духовности в качестве базовой ценности для возрождения России в будущем, немногие респонденты этой мировоззренческой группы считают православие и религиозность индивида консолидирующей силой российского общества. Можно предположить постепенное закрепление в общественном сознании представлений о будущей России как о светском государстве.
Ключевые слова: верующие, неверующие, православие, доверие институтам власти, социокультурные ценности, справедливость, патриотизм, социальная консолидация
Введение (Introduction). Консолидация общества необходима для обеспечения стабильного, устойчивого существования социума. Потребность в поисках основы для социальной консолидации обусловлена растущим числом неравенств (экономических, социальных, цифровых) и иных (например, идеологических) предпосылок для разобщённости.
В условиях дефицита официальной государственной идеологии как фундамента консолидации есть смысл обратиться к традиционным основам сплочённости социальных групп, к числу которых относится религиозность, так как ядро всякой религии составляют устоявшиеся нормы, традиции и ценности, которые и формируют социальные или политические установки. Помимо методических оснований, изложенных далее, выбранный аспект обусловлен спецификой развития религиозности рубежа 2000 годов. Как отмечает А. В. Матецкая, «важно зафиксировать тот факт, что в постсоветской России религиозное возрождение носило не чисто религиозный, а в значительной степени светский, идеологический характер» (Матецкая, 2022). В отношении российских практик рассматривается понятие «гражданской религии» как массового религиозного сознания (Лункин, 2015), основанного скорее на культурных традициях православия, чем на обрядово-институциональной компоненте.
В качестве рабочей выступает гипотеза о более высоких и устойчивых провластных ориентациях верующих (православных) россиян по сравнению с неверующими. Рассматриваемая гипотеза основана на антипротестных установках, лежащих в основе христианства. Так Старый Завет утверждает божественное происхождение власти: «Он ... низлагает царей и поставляет царей» (Даниил 2: 21), а Новый Завет подтверждает: «Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Послание к Римлянам 13: 2). Эти установки позднее активно использовались в околополитической риторике во внецерковных документах. К примеру, в переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским: «Посмотри на это и вдумайся: кто противится власти – противится Богу; а кто противится Богу – тот именуется отступником, а это наихудшее из согрешений».
Отметим, что тенденция усиления поддержки политической власти по мере повышения степени религиозности уже была отмечена в исследованиях, проводимых Институтом социально-политических исследований РАН (сейчас: ИСПИ ФНИСЦ РАН) (Кублицкая, 1990, 2009 а; Локосов, 2006; Локосов, Синелина, 2008; Синелина, 2010; Новоженина, 2018). Таким образом, на текущий момент вопрос сводится к подтверждению актуальности данной тенденции в свете процессов секуляризации, а также возможных трансформаций, происходящих с общественным сознанием под влиянием напряженной геополитической обстановки.
Методология и методы (Methodology and Methods). Эмпирической базой для социологического анализа в данной статье послужили материалы 52 этапа социологического мониторинга «Как живёшь, Россия?» (Как живёшь, Россия?.., 2022). Исследование проводилось с участием авторов статьи. Социологический мониторинг ежегодно выполняется Центром стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН с 1992 года. В основу мониторинга положена квотно-пропорциональная репрезентативная всероссийская выборка. Объем выборочной совокупности в мае 2022 г. составил 1700 респондентов. Опрос населения проведён в период 10.05.2022 – 29.05.2022 в следующих регионах Российской Федерации: ЦФО (Владимирская область, Воронежская область, Московская область, Тульская область, Ярославская область, Москва), СЗФО (Архангельская область, Новгородская область, Санкт-Петербург), ЮФО (Республика Крым, Ростовская область), СКФО (Ставропольский край), ПФО (Республика Татарстан, Нижегородская область, Саратовская область), УрФО (Свердловская область, Челябинская область), СФО (Красноярский край, Иркутская область, Новосибирская область), ДФО (Хабаровский край).
На основе полученных эмпирических данных проводится социологический анализ двух типологических групп, условно определяемых как религиозное население и нерелигиозное население. В основу формирования групп положено мнение респондентов о том, религию какой конфессии они исповедуют. Поскольку инструментарий мониторинга не позволяет определить степень и характер воцерковлённости населения, настоящий методический подход не претендует на выявление уровня религиозности или атеистичности респондентов. Речь идёт только о культурно-исторических, конфессиональных основаниях религиозности. В этом вопросе авторы солидарны с точкой зрения, что «политические коннотации религиозного фактора в России предполагают обращение не столько к собственно религиозности, сколько к новым смыслам и явлениям на границе пересечения религии, политики и общества» (Мчедлова, Кофанова, 2020).
Группа нерелигиозного населения (самоидентификация- «я неверующий») составила 16% выборочной совокупности. Группа религиозного населения, построенная на показателе конфессиональной самоидентификации («Я-православный») – 70,1%. Многолетние исследования, проводимые в ИСПИ ФНИСЦ РАН, доказывают, что уровень конфессиональной самоидентификации значительно выше уровня религиозной самоидентификации или веры в бога, сверхъестественную силу («Я-верующий человек», «Я верю в Бога»), так как часть населения, не верующих в бога, считают себя православными людьми в силу национальных или социокультурных традиций (Кублицкая, 2004, 2009 б). На основании вышеизложенного, следует принимать во внимание, что группа «религиозного населения» несколько завышена в количественном отношении. Тем не менее, общие тенденции, выявленные в социологическом анализе по всем предложенным направлениям исследования, совпадают.
На основании малого числа респондентов, идентифицирующих себя в качестве последователей других религий, авторы выбрали для сравнительного анализа доминирующую на территории Российской Федерации религиозную группу «православных». Количество респондентов, выбравших варианты ответа «ислам», составило 5% выборочной совокупности, вариант «буддизм» – 0%, вариант ответа «другая религия» выбрал 1% респондентов, ещё 8% респондентов относят себя к внеконфессиональным верующим (вариант ответа «верю в существование сверхъестественной силы, но ни к какой церкви не принадлежу».
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Логичным представляется поиск связи религиозно-культурных установок и социально-политических ориентаций российских граждан. Рассмотрим, как наличие самоидентификации с группой верующих/неверующих связано с политическими воззрениями и социальными настроениями россиян. Для этого рассмотрим точки зрения верующих и неверующих россиян на такие проблемные вопросы как необходимость трансформации политической системы, уровень доверия социальным и политическим институтам, представлений о желаемом общественном устройстве, об уровне противоречий и неприязни в российском обществе, о понимании патриотизма.
Отношение к политической системе. Половина общего числа респондентов (вне зависимости от конфессиональной самоидентификации) в 2022 году считали, что в политической системе нашего общества много недостатков, но их можно устранить реформами. Это мнение преобладало в распределении ответов мониторинга последние 22 года, однако уровня более 50% оно достигало последний раз в 2014 году. В целом по массиву две крайние позиции – «полностью устраивает» и «необходимо радикально изменить» – имеют примерно одинаковое число сторонников. Однако данные таблицы 1 показывают, что для религиозного населения характерно более лояльное отношение к политической системе общества. Если превышение доли верующих респондентов по позициям «политическая система полностью устраивает» и «недостатки можно устранить реформами» (3,2 п.п. и 2,4 п.п. соответственно) близки к статистической ошибке выборки, то доля сторонников радикального изменения политической системы значительно (на 8 п.п.) меньше, чем среди нерелигиозного населения. Четверть нерелигиозных респондентов отметили: «Меня не устраивает политическая система нашего общества, её необходимо изменить радикальным образом».
Доверие общественным структурам и институтам власти. Анализ уровня доверия общественным структурам и институтам власти показателен для понимания степени стабильности социально-политической жизни, эффективности взаимодействия общества и власти. В концепции мониторинга «Как живёшь, Россия?» доверие рассматривается как ресурс социального взаимодействия. Наибольшее доверие у всех групп российских граждан в 2022 году вызывают Президент РФ (74%), Армия (72%) и Правительство РФ (52%). Следует отметить, что динамика уровней доверия к перечисленным институтам, по данным мониторинга, позволяет квалифицировать их в качестве узлов консолидации с положительным трендом (Как живёшь, Россия?.., 2022: 13-14).
Неудивительно, что уровень доверия Церкви значительно выше в группе религиозного населения. Институт Церкви уверенно занимает третье место. Отметим, что эта группа демонстрирует в целом более высокий уровень доверия почти всем основным органам власти и общественным институтам при сравнении с группой нерелигиозных россиян: Президенту РФ – на 14,4 п.п., Правительству РФ – на 9,7 п.п. Армии в этой группе доверяют на 11,7 п.п. больше респондентов, чем среди нерелигиозного населения. При этом доверие к органам местного самоуправления (главе муниципалитета, мэру) немного ниже (см. Таблица 2).
Основные социально-политические противоречия. Уровень основных социально-политических противоречий, по мнению большинства респондентов, крайне высок, хотя имеет тенденцию к снижению. Наиболее резкое снижение произошло в период 2021 – 2022 гг.
Иерархия противоречий, степени неприязни в современном российском обществе в исследуемых группах практически одинакова. На первое место выходят фундаментальные противоречия классового характера: между бедными и богатыми, между низшими и высшими классами, между народом и властью. Значительными их считают от 50% до 64% респондентов в целом по массиву опрошенных. При этом уровень оценки (доля респондентов, отметивших противоречия как «значительные») среди религиозного населения стабильно ниже (см. Таблица 3).
В группе противоречий среднего уровня значимости (27-32% опрошенных по массиву) религиозное население чаще отмечает значимость противоречий «производственного характера» – между работодателями и работниками и между руководителями и подчинёнными, разница 5 п.п.), и значительно реже – противоречия поколений. Разница в оценке межнациональных противоречий незначительна.
Уровень восприятия противоречий между последователями различных религий и между верующими и неверующими в рассматриваемых группах различен. Религиозное население немного чаще (в пределах статистической погрешности) отмечает значимость противоречий между верующими и неверующими, по сравнению с нерелигиозными людьми, а нерелигиозное население – между последователями различных религий. Тем не менее, обе группы отмечают значительную неприязнь именно между последователями различных конфессий и религиозных организаций (четверть опрошенного нерелигиозного населения и 21% религиозных респондентов). Упомянутая тенденция к снижению уровня социальных противоречий с точки зрения респондентов характерна для напряженных геополитических периодов в истории России, что отразилось на показателях минувшего года (Российское общество и государство…, 2023). Как показывают результаты анализа, социальная консолидация, настрой на единение в сложные исторические периоды в целом не зависит от культурно-религиозных традиций (Никовская, 2022).
Представления о социализме и капитализме воспроизводятся общественным сознанием граждан России через механизмы исторической памяти, межпоколенческиее связи, литературные, театральные источники, трансляции различных масс-медиа, в процессе различных социальных практик. Многие из этих механизмов и практик оказывают разнонаправленное действие, но, как следует из результатов исследования, представления о социализме имеют в основном позитивные, о капитализме – негативные коннотации.
В ходе 52 этапа мониторинга «Как живёшь, Россия?» респондентам был задан вопрос: «Существует два известных понятия, «социализм» и «капитализм». Что каждое из них для Вас означает?» Для ответа был предложен набор понятий, наиболее часто встречающихся в СМИ и имеющих социально негативный или позитивный смысл. Измерение показало следующие результаты (см. Таблица 4, Рисунок 1).
Набор и порядок понятий, наиболее ассоциирующихся с социализмом, в группах религиозного и нерелигиозного населения в основном совпадает, это справедливость, коллективизм, патриотизм, порядок, взаимопомощь, равенство перед законом.
В рейтинге указанных категорий религиозное население на первое место поставило «справедливость» (46%). Это понятие, исторически глубоко укоренённое в сознании российского народа, той его части, которая наиболее привержена сохранению национальных традиций. Понятие справедливости, – а в дуализме «капитализм-социализм» мы говорим о социальной справедливости, – имеет различные измерения: правовое, этическое, моральное. За категорией «справедливость» соответственно следуют номинации: «патриотизм»» (40%),
«коллективизм» (38%), «порядок» (37%).
Для нерелигиозного населения основным признаком социализма является его родовое свойство – «коллективизм» (39%). Заметим, что примерно такая же часть религиозного населения назвала «коллективизм» в числе главных понятий, присущих социализму. «Патриотизм» рассматривается в обеих изучаемых группах примерно одинаково. А «справедливость» нерелигиозное население определяет, как свойство, присущее социализму, гораздо реже: разница в оценках составляет 8,1 п.п.
В целом в группе религиозного населения более высоко оцениваются в качестве присущих социализму такие категории, как порядок (разница 9,4 п.п.), равенство всех перед законом (7,3 п.п.), права человека (6,2 п.п.), свобода (5,5 п.п.). В свою очередь, нерелигиозное население чаще видит в социализме подавление личности (разница 11 п.п., впрочем, доля назвавших его в группе составляет 18%), экономическую отсталость (9 п.п., 16%) и бедность (5 п.п., 12%). Как видно из приведенных данных, при схожести выбора категорий, присущих социализму, доля респондентов, отметивших положительные характеристики социализма, значительно выше среди религиозного населения.
Набор и порядок понятий, более всего ассоциирующихся с капитализмом, в группах религиозного и нерелигиозного населения в основном совпадает, как и в случае с представлениями о социализме. Первые 4 номинации совпадают полностью, это «частная собственность», «конкуренция», «власть узкой группы людей», «коррупция». Сущностный признак капитализма, «частная собственность», находясь на безусловном первом месте, отмечалась представителями религиозного населения значительно реже (на 11,1 п.п.). Также в меньшей степени, чем нерелигиозными респондентами, отмечались свобода (на 8,6 п.п.) и технический прогресс (на 5,6 п.п.). Вместе с тем в группе религиозного населения чаще, чем нерелигиозные респонденты, с капитализмом ассоциировали «социальную незащищённость» (разница 6,5 п.п.) и «подавление личности» (5,7 п.п.). Очевидно, обе группы различий продиктованы большей или меньшей значимостью соответствующих категорий в системе ценностей религиозного населения. Отметим, наконец, что «нравственность», «гуманизм», «духовность», «взаимопомощь» находятся в конце рейтинга номинаций капитализма у респондентов обеих групп (см. Таблица 5, Рисунок 2).
Базисные ценности. Показательной с точки зрения структуры базисных ценностей граждан РФ является композиция понятий, которые могли бы лечь в основу политики возрождения России. В инструментарии мониторинга респондентам был предложен набор из 30 понятий, в Таблице 7 представлены те из них, которые получили первые 15 мест в таблице рангов в мае 2022 года в целом по массиву. Пять понятий, возглавляющих рейтинг, это «справедливость», «мир», «порядок», «закон», «права человека». Отметим, что эти предпочтения респондентов остаются постоянными на протяжении всего периода наблюдений, хотя их порядок и число выбравших их респондентов могут варьировать (Как
живёшь, Россия?.., 2022: 59). Именно эти понятия в качестве базисных ценностных ориентаций лежат в основе массовой, народной политической идеологии – в отсутствие идеологии государственной.
Как показано в Таблице 7, существует ряд различий в иерархии категорий, отмеченных респондентами анализируемых групп. Для наглядности отклонения показателя не менее, чем на 3 процентных пункта в сторону увеличения в группе религиозного населения выделены красным цветом, в группе нерелигиозного населения – синим. Так, для религиозных граждан гораздо более значимы, чем для нерелигиозных, в качестве базовых ценностей возрождения России понятия «духовность» (на 6 п.п.),
«мир», «братство» (по 4 п.п.), и «порядок» (3 п.п.). Понятие «справедливость» практически не дифференцируется, оно выбрано третью респондентов в обеих группах. Нерелигиозные граждане более высоко оценивают «закон» (на 8 п.п.): это понятие находится у них на втором месте, а также «государственность», «свобода» и «созидание».
Среди предложенных в инструментарии категорий были также «православие» (22 место, 5% по массиву) и «религиозность» (29 место, 1% по массиву). Даже среди респондентов из группы религиозного населения понятие «православие» собрало только 6% голосов. Таким образом, многолетние процессы секуляризации привели к постепенному закреплению в общественном сознании представлений о будущей России как о светском государстве.
Набор понятий, которые могли бы лечь в основу политики возрождения России, хорошо коррелирует с приоритетами ценностей социализма, сложившимися в общественном сознании. Эмпирические данные социологического опроса доказывают, что среди вышеизложенных понятий особое место в сегодняшней ситуации занимает патриотизм. Эта категория находится на 2-3 месте среди понятий, ассоциирующихся с социализмом у населения в целом и в изучаемых типологических группах. В то же время, при рассмотрении понятий, которые могли бы лечь основу политики возрождения России, респонденты ставят понятие «патриотизм» лишь на 6-8 место.
В сегодняшней непростой социально-политической ситуации в России, для более четкого представления характеристик патриотизма, его оценки типологическими группами, в инструментарии был поставлен
вопрос: «Что сегодня означает понятие «патриотизм»? Можно было выбрать
несколько вариантов ответов (см.
табл. 8).
Сразу же отметим, что респонденты в группе религиозного населения чаще давали ответы на этот вопрос, и, хотя выстроенная последовательность понятий в основном схожа, она не всегда совпадает в группах, а за одинаковыми рангами стоят различные доли респондентов. Подавляющее большинство (более 70%) независимо от принадлежности к типологической группе отметили, что для них патриотизм – это «Любовь к Родине, готовность защитить её». В равных долях (по 44%) религиозные и нерелигиозные респонденты выбрали также вариант ответа «Любовь к родному городу, деревне, дому». Однако среди религиозных респондентов более предпочтительной является позиция «Любовь к своей семье, родным, близким» (46% респондентов в группе, 2 место в рейтинге, более чем на 9 п.п. превосходит выбор позиции в группе нерелигиозного населения). Традиционные семейные ценности в группе религиозного населения сильнее ассоциируются с патриотизмом. То же можно сказать о вариантах ответов «Любовь к русской культуре» и «Уважение к народу», которые, находясь на той же ступени рейтинга, набрали соответственно на 9 п.п. и 7 п.п. больше предпочтений. Важно отметить, что «Религиозная вера, которую я исповедую», ожидаемо получившая больший процент голосов в группе религиозных респондентов, все же находится на последнем месте в иерархии понятий, ассоциирующихся со словом «патриотизм», что подтверждает тезис о светской политической культуре и историко-культурном основании конфессиональной идентичности в российском
обществе.
Заключение (Conclusions). В заключении напомним, что в основе проведённого анализа лежат культурно-исторические и конфессиональные основания религиозности респондентов. Религиозные традиции и обычаи зачастую приобретают общенациональные и светские очертания, становясь значимыми для многих нерелигиозных граждан России, тем самым, способствуя аккумуляции и передаче социально значимого опыта и ценностных ориентаций предыдущих поколений. Религиозные традиционные ценности, являясь функциональной базой социокультурной консолидации общества, в конечном счёте, способствуют нивелированию поколенческого разрыва в период взрывного распространения цифровых практик и современных технологий.
Можно заключить, что выявленные закономерности в ответах представителей религиозной и нерелигиозной групп населения подтверждают гипотезу о прямой зависимости уровня поддержки текущей политической системы от религиозности респондента. Устойчивая политическая лояльность со стороны верующих граждан способствует легитимации политической власти.
В условиях дестабилизации секуляризационного процесса не может полностью исключаться построение новой национальной идеологии, без поддержки традиционных религий, так как культурно-исторический православный базис по-прежнему может «работать на государство».
Список литературы
Как живёшь, Россия? Экспресс-информация. 52 этап социологического мониторинга, май 2022 года / В. К. Левашов, Н. М. Великая, И. С. Шушпанова [и др]. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 91 с. DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-400-0.2022. EDN BNJMLL.
Кублицкая Е. А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования. 1990. № 5. С. 95-103. EDN BGWJUG.
Кублицкая Е. А. Происходит ли «религиозный бум»? // Наука. Политика. Предпринимательство. 2004. № 1. С. 92-97.
Кублицкая Е. А. Особенности религиозности в современной России // Социологические исследования. 2009 а. № 4 (300). С. 96-107. EDN JZFQOZ.
Кублицкая Е. А. Изучение религиозной и конфессиональной самоидентификации современного российского общества (социологический опыт) // Социально-гуманитарные знания. 2009 б. № 3. С. 267-280. EDN LDFKXH.
Локосов В. В. Влияет ли религиозность на политическую консолидацию общества? // Социологические исследования. 2006. № 11 (271). С. 82. EDN OPCKVR.
Локосов В. В., Синелина Ю. Ю. Взаимосвязь религиозных и политических ориентаций православных россиян // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М. П. Мчедлов. М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 135-158.
Лункин Р. Н. Гражданская религия в России: основные стереотипы в свете социологических исследований. 2015. URL: https://religious-life.ru/2015/05/grazhdanskaya-religiya-v-rossii/ (дата обращения: 08.05.2023).
Матецкая А. В. После политической религии: особенности российского постсекуляризма // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2022. № 3(106). С. 48-64. DOI 10.30570/2078-5089-2022-106-3-48-64. EDN HUJJDE.
Мчедлова М. М., Кофанова Е. Н. Россия в ожидании перемен: религиозный фактор и социально-политические предпочтения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2020. Т. 22, № 1.
С. 7-21. DOI 10.22363/2313-1438-2020-22-1-7-21. EDN GCZVIC.
Никовская Л. И. К проблеме формирования консолидации российского общества: взгляд конфликтолога // Местное право. 2022. № 3. С. 45-50. EDN UKRVKT.
Новоженина О. П. Социально-политические ориентации религиозного и нерелигиозного населения (по материалам социологического мониторинга «Как живешь, Россия?») // Секуляризация в контексте религиозных изменений современного общества / Под редакцией С. Ю. Глазьева, С. В. Рязанцева, Е. А. Кублицкой. М.: Экон-Информ, 2018. С. 182-193. EDN YVJJBJ.
Российское общество и государство в условиях глобальной многополярности. Социально-политическое положение России в 2022 году / Н. В. Березина, И. Я. Богданов, Н. М. Великая [и др.]. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. 549 с. DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-409-3.2023. EDN ORTSAQ.
Синелина Ю. Ю. Ценностные ориентации россиян как фактор консолидации // Наука. Культура. Общество. 2010. № 4. С. 22-32. EDN ZXLKVV.