16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-3.

Основные ценности консолидации российского общества в представлениях религиозной и нерелигиозной студенческой молодежи

Aннотация

В данном материале рассматриваются эмпирические показатели социологических исследований, проведенных в ИДИ ФНИСЦ РАН в 2022 году среди студенческой молодежи Москвы, Тувы и Белгородской области. Для решения поставленной задачи: выявление воздействия религиозного мировоззрения на социально- политические и патриотические позиции индивида, в первую очередь, был проведен сравнительный анализ социальных ориентаций (национальных, религиозных, социально-политических) религиозных и нерелигиозных групп молодежи. На основании представленных индикаторов и показателей следует, что религиозные студенты по сравнению с нерелигиозными в исследуемых регионах выделяются большей патриотичностью и оптимистическими настроениями по возрождению и восстановлению потерянных в прошлом позиций России в мире. В рейтинге ценностей, составляющих основное содержание общенациональной идеи, номинация «патриотизм» в консолидации российского общества выставлена на первые и вторые места религиозной молодежью Тувы и Белгородской области по сравнению с нерелигиозным студенчеством (Тува: 61% и 40% соответственно; Белгородская область: 65% и 29% соответственно).  Несмотря на то, что в столичном мегаполисе рейтинг социально-патриотических ценностей в консолидации общества занимает только четвертый ранг у религиозной группы студентов, тем не менее, по сравнению с нерелигиозной группой, количественный показатель в два раза выше («патриотизм» 47% и 24% соответственно; «национальная гордость» 51% и 23% соответственно). Эмпирические данные опросов изучаемых регионов не фиксируют наличие устойчивых представлений молодежи о патриотизме, как главной ценности в консолидации российского общества. В то же время, результаты социологического исследования подтверждают, что идея патриотизма – приоритетная в системе «идей национального согласия» в группах религиозного студенчества.


«… важно, чтобы каждая личность, каждый народ оставались самими собою, сохраняли свою самобытность. Отсюда со всей очевидностью следует, что каждый человек призван к заботе о благосостоянии своего народа и своего государства, к бережному хранению своей истории и культуры, к защите своего Отечества. Это является нашим нравственным долгом». 

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Введение (Introduction). Необходимость объединительной идеологии в гражданском обществе несомненна, так как бесперспективность многих реформаторских проектов в России связана с отсутствием у них четкого идеологического обоснования.

Провозглашенная в начале 90-х°гг. деидеологизация с «набором» общечеловеческих ценностей нанесла ощутимый удар по консолидации гражданского общества. Потеря идеологических ориентиров, более чем двадцатилетняя «промывка мозгов» только закрепляла у целых социальных групп населения ощущение маргинальности своего положения. Традиционные гражданские ценности были объявлены ложными, «консервативными», «имперскими» и т.п.

Оценивая в целом «вклад» сторонников государственного космополитизма в реформирование российского общества на идеологическом поприще, можно констатировать, что, безусловно, одним из самых негативных последствий воздействия либеральной демократии явилась депатриотизация значительной части населения, особенно молодежи (отказ от службы в армии, дезертирство, массовое распространение «дедовщины»), что, конечно же, вело к дальнейшему  углублению кризиса  традиционалистских социокультурных ценностей. В результате провала деидеологизации российского общества пришло понимание необходимости возврата к патриотическим ценностям. В современной российской истории, по нашему мнению, ни одна из идеологических ценностей не подверглась такому всеобъемлющему остракизму как патриотизм. Либеральные демократы утверждали, что патриотизм – отжившая ценность, атавизм имперской политики, мешающий строить свободное демократическое общество.

Реабилитация государственного патриотизма «сверху» и внедрение в массовое сознание идеи «нация как согражданство» уже имеют достаточно объективные и субъективные условия реализации. За последние 15 лет идеологическое контрнаступление, пропагандирующее основные позиции патриотизма, развернулось во многих государственно ориентированных СМИ в противовес некоторым так называемым «демократическим» средствам массовой информации, которые продолжают оставаться основными проводниками идей космополитизма, западной массовой культуры, западного образа жизни.

Методологический подход к анализу консолидирующих духовно-нравственных ценностей общества, представлен в одном из первых Посланий Президента России в 2000 году: «Убежден, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели не только материальны. Не менее важны духовные и нравственные цели. Единство России укрепляет присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. Не нужно специально искать национальную идею. Она сама вызревает в нашем обществе. Главное понять, в какую Россию мы верим, и какой хотим эту Россию видеть. При всем обилии взглядов, мнений, разнообразий партийных платформ у нас были и есть общие ценности. Ценности, которые сплачивают и позволяют называть нас единым народом» – (выделено авт.). Таким образом, Президентом РФ обозначены приоритетные духовно-нравственные ценности, которые должны стать основой сохранения и укрепления национальной культурной самобытности россиян и консолидации общества.

Знаковую роль в консолидации российского общества в настоящее время играют российские религиозные организации и, прежде всего, Русская Православная Церковь (РПЦ). Безусловно, религия, являясь одной из важнейших характеристик мировой и национальных культур, та точка опоры, которая также может являться объединительным фактором. Не абсолютизируя роль религиозных институтов в этом вопросе, и в то же время, основываясь на традициях и «исторической памяти», отметим главное: «скрепами единства» на уровне религиозных учений, догм и канонов традиционных конфессий являются общие нравственные принципы, определяемые в научных исследованиях и общественном сознании, как «золотое правило» нравственности. На «золотом правиле» основан весь нравственный категориальный аппарат религиозных и философских учений Востока и Запада, известных национальных и мировых религий: и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе, а также в индуизме,  буддизме, конфуцианстве и пр. Анализ основополагающих документов учений всех мировых, национальных религий и многочисленных ответвлений от основных религий показывает, что в своей основе они фиксируют одни и те же нравственные ориентиры человеческого сообщества, ценности человеческих взаимоотношений.

Преодоление кризиса духовно-нравственных ценностей в социокультурном пространстве началось с определения государственной идеологией стратегии развития российской державы, основная цель которой –  консолидация общества. Возможно ли ее в принципе решить при современной поляризации уровня доходов, мировоззренческих позиций, политических взглядов, социокультурных ориентаций? «Да, – считаем, что существуют базовые принципы и традиционные ценности культуры исторического наследия страны, составляющие смысловое ядро российского менталитета, основу современной культурной идентичности». Высокий статус проблемы патриотизма в общественном сознании и социально-практической деятельности начинает восстанавливаться и проявляться не только в его идеологической значимости, но и в том, что является тем социально-психологическим механизмом, ключом, который обеспечит сплочение, консолидацию различных социальных и мировоззренческих групп населения.

Социологические объекты исследования - социальная группа молодежи, а также мировоззренческие типологические группы молодежи, сформированные по отношению к религии и атеизму. Для решения поставленной задачи: выявление воздействия религиозного мировоззрения на социально- политические и патриотические позиции молодежи, в первую очередь, был проведен сравнительный анализ социальных ориентаций (национальных, религиозных, социально-политических) религиозных и нерелигиозных групп молодежи. То есть, насколько мировоззренческие позиции молодежных групп в отношении религии и атеизма могут влиять на направленность их социальных ориентаций.

Методология и методы (Methodology and methods). Исходя из поставленных задач, социологический поиск включает два среза анализа:

– формирование типологических мировоззренческих групп молодежи по отношению к религии и атеизму (на основе индикаторов и показателей);

– определение характеристик «знаковых» ценностных идей «национального согласия».

1. В фокусе внимания религиоведов и специалистов в области социологии религии продолжается широкая дискуссия в определении понятий религиозности, секуляризации, пост/де/секуляризации и пр. Выделим те из них, которые оказываются значимыми в связи с задачами конкретного социологического исследования.

Так, дискуссии ученых вокруг понятия «религиозность», порой принимают противоречивые интерпретации. Одни понимают религиозность как воздействие религии на сознание и поведение отдельных индивидов или социальных и демографических групп (Угринович, 1976: 104), другие – как состояние отдельных людей, групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему, как их приверженность к религии, принятие её вероучений и предписаний (Лопаткин, 2010: 194). Многие социологи-религиоведы признают, что о религиозности можно судить не только на основе субъективного показателя личной самоидентификации и других показателей религиозного сознания, но и по уровню религиозной поведения респондента (Гаврилов, Кофанова, Мчедлов, 2005). В современных социологических исследованиях широко встречается понимание религиозности как социального качества индивида и группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений (Яблоков, 1979: 123). Поэтому в прикладных отечественных исследованиях при определении уровня и степени религиозности населения и социальных групп используются показатели и религиозного сознания, и религиозного поведения (Кублицкая, 2009).

В зарубежном дискурсе религиозность в широком смысле слова обычно связывают с наличием сильных религиозных чувств или убеждений, а также с возрождением религиозности среди различных социальных групп. В научный оборот эти характеристики внес Г. Ленски в известной работе «Религиозный фактор» (Lenski, 1961). Далее. Изучение религиозности проводилось применительно к разным темам и в различных исследовательских контекстах, например, религиозность тех или иных социальных групп (молодёжи и пр.) (Андреева, Андреева, 2010). Согласно ряда зарубежных и российских эмпирических исследований, религиозность оказывает положительное влияние на ориентации молодых людей в построении семьи, что в свою очередь связано с более высокой удовлетворённостью жизнью. Эта зависимость сильнее в культурах с общей высокой религиозностью (Sabatier, Mayer, Friedlmeier, Lubiewska, Trommsdorff, 2011).

Исследовательские рамки данной статьи практически отражают методологические принципы изучения религиозности, сформулированные автором еще в 90-х гг. XX столетия (Кублицкая, 1990, 2009).  Во-первых, важным основанием дифференциации религиозного и нерелигиозного населения выступало наличие или отсутствие веры в существование сверхъестественных сил (Бога, Бога отца, Бога сына и других именных божественных сущностей). Во-вторых, для измерения степени религиозности необходимо сочетались показатели, характеризующие как религиозное сознание, так и культовое поведение человека. В-третьих, для получения достоверной информации об уровне и степени религиозности применялась сбалансированная система показателей, отражающих и религиозную, и атеистическую убеждённость.

В данном материале для решения поставленной задачи не было необходимости использовать полный набор показателей и индикаторов религиозности, необходимых для формирования типологических групп, так как достаточно определять уровень религиозности, который строится на показателях религиозного сознания: религиозной самоидентификации, веры в Бога, конфессиональной самоидентификации. Религиозная самоидентификация фиксировалась через вопрос о самооценке – причислении себя к группам с различным уровнем погружения в религию (от верующих до атеистов). Показатель веры в Бога – через индикатор с номинально упорядоченными шкальными признаками убеждённости в существовании сверхъестественных сил. Принадлежность к определённой конфессии определялась с помощью индикатора с номинальной шкалой, которая отражала ту или иную конфессию, существующую сегодня в нашей стране. Динамика отношения к религии выявлялась через эмпирический индикатор самооценки изменения позиции респондента в течение жизни в оппозиционной паре терминов «верующий–неверующий». Мотивы религиозного участия в культовой деятельности фиксировались с помощью номинальной шкалы с признаками, характеризующими различные причины и факторы от религиозного императива до эстетического переживания. Таким образом, методика исследования предполагала последовательное сведение понятия «уровень религиозности» к операционально определяемым показателям религиозного сознания, что позволило с помощью их эмпирического наполнения выявить сущностные черты и характеристики религиозных представлений студенческой молодежи. Получаемые на этой основе эмпирические данные представляют собой основу для формирования выводов о происходящих в реальности процессах воздействия религиозности на некоторые социальные представления, взгляды, позиции.

2. Социологический анализ подошел к центральному положению данного раздела: определения места государственно-патриотической идеи в структуре общенациональных идей консолидации.

Для этого фиксировалась динамика «идей национального согласия», то есть консолидирующих идей. Строились четыре социальных среза ценностей. Выделение «знаковых» ценностных идей велся через показатели, характеризующие:

– социально-политические ценности («патриотизм», «социализм», «общественное самоуправление», самодержавие);

– социально-правовые ценности («безопасность», «общественный порядок», «права человека»);

– социально-нормативные ценности («социальная справедливость и равенство и равенство перед законом»);

– социальные духовно-культурные и этнорелигиозные ценности («духовность», «национальная гордость», «интернационализм», «религиозные традиции»).

Востребованность тех или иных идей «национального согласия» фиксировались через ранжированные оценки по 13-ти предложенным номинациям.

3. Эмпирическая база данного материала представляет собой результаты социологических исследований, проведённых Институтом демографических исследований ФНИСЦ РАН) в трех мало схожих субъектах РФ по социально-экономическим, социокультурным, конфессиональным и этническим показателям: Москва, республика Тува, Белгородская область. Сбор первичной информации осуществлялся с использованием самозаполняемых опросников. Исследования были проведены на базе репрезентативной квотной выборки со связанными параметрами с помощью онлайн-программы «Анкетолог». Обработка эмпирических данных проводилась с помощью программы статистического анализа SPSS. Объем выборочной совокупности среди студенческой молодежи в Москве: N = 310 ед.; в республике Тува: N = 1102 ед.; Белгородской области: 2001 ед. Важно, что система показателей и эмпирических индикаторов религиозных, национальных и социально-политических представлений и взглядов была неизменной. Это дало возможность в сравнительном анализе фиксировать полученные социальные ориентации студенческой молодежи всех трех регионов с учетом этноконфессиональной специфики.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Религиозная ситуация и религиозная самоидентификация. В кратком обзоре субъектов российской федерации по этноконфессиональным признакам, отмечаем, что Москва – исторический культурно-образовательный, научный центр России. Москву до сих пор называют «матерью городов русских». На протяжении многих веков Москва была православной столицей и ее называли «III-м Римом» и за которой укрепилась слава хранительницы русских и православных традиций. В то же время не стоит забывать, что столичный мегаполис – традиционно интернациональный и поликонфессиональный город.

Религиозная ситуация в Белгородской области представляют интерес потому, что указанная область сочетает характеристики традиционного «русского» региона Центральной России. Эта территория обладает некоторыми характерными особенностями, дающее, только ей присущее «лицо».  Это, прежде всего, география – пограничное положение области, с юга и запада граничащая с регионами Украины (Гаврилов, Кофанова, Мчедлов, 2005).  А также, стоит отметить региональную политику, которая в последнее десятилетие построена с опорой на традиционное православие. Состояние религиозности населения Белгородской области, как и в большинстве регионов Центральной России, тяготеет к моноконфессиональности: доминирующей конфессией является традиционное православное христианство.

В республике Тува основная конфессия буддизм. Буддизм распространён в трех республиках России: в Туве, Бурятии и Калмыкии.  Население тувинской республики исторически, в этноконфессиональном отношении, являются потомками тюрков. Ранние верования этого этноса – анимизм, культы природы, а в более позднее время шаманизм. Впервые знакомство с буддизмом исторических предков тувинцев произошло в период с VI в. по вторую половину VII в. во времена уйгурских каганатов. Вторая волна распространения буддизма в Туве связана с вхождением тувинских родоплеменных групп в Монгольскую империю. В то время буддизм получает статус государственной религии в монгольской династии Юань.   Широкое распространение буддизма в   Центральной Азии отмечено во времена правления Алтын-ханов. Именно в этот исторический период были созданы условия укоренения его в тувинском этносе. Не вдаваясь в исторический экскурс развития конфессии в Туве, отметим последний этап возрождения буддизма в постсоветский период.

В современной России буддизм представлен двумя направлениями: школа тибетского буддизма Гелуг и «глобальный буддизм». Особая форма тувинского буддизма – ламаизм возникла в результате синтеза двух религиозных систем: буддизма и шаманства. Произошло переосмысление культа шаманизма в обществе. Буддизм в современной Туве представляет собой совокупность догм и канонов ламаизма с модифицированными шаманскими обрядами.

Проведенные социологические исследования в регионах России продолжают фиксировать факт принадлежности большей части населения к христианскому культурно-цивилизационному ареалу. Православие сыграло большую роль в становлении российской государственности, культуры и специфически российского, во многом альтернативного западному образа жизни (Кублицкая, 2009). Несмотря на то, что традиционные конфессии и их социальные институты занимают значимое место в системе общественных отношений, сегодня уже нельзя говорить о «религиозном возрождении» в России. С начала 2000-х годов наблюдается тенденция снижения доверия к деятельности традиционных религиозных организаций. Нельзя забывать, что религиозная социализация населения, а особенно молодежи России происходит в условиях нарушенной в советское время межпоколенческой преемственности православной религиозной традиции. Приобщение к религиозным традициям осуществлялось уже в условиях секулярного общества. Светское «секулярное сознание» присутствует во всех сферах общественных отношений. Религия и конфессиональные традиции секуляризируются в сознании и постепенно теряют в представлениях населения, прежде необходимую трансцендентную сущность веры, превращаясь в способ демонстрации культурной и национальной идентичности. В тоже время в современном секуляризированном обществе религия и религиозные традиции продолжает играть роль нравственного ориентира в большей степени для людей старшего поколения. Молодежь, как мобильная социальная группа, всегда в поисках чего-то «нового» во всех сферах жизнедеятельности и не всегда готова следовать устоявшимся религиозным традициям и ценностям, составляющих основу духовно-нравственных ориентаций «консервативных» конфессий.

Идет новое осмысление мировоззренческих позиций молодого поколения и, в особенности, студенчества в отношении религиозных институтов и государства, религии и общества, религии и нации и т.д. Поэтому очень часто молодежь ищет ответы на возникшие проблемы и противоречия в нетрадиционных религиозных учениях: неохристианстве, неоязычестве, эзотерике и пр.

 Определяя направленность процесса секуляризации молодежи в регионах РФ, отметим, что за последние 10-15 лет во многих регионах России и, в частности, в Москве и Белгородской области уровень религиозности в молодежной среде упал на 14%-15%, и на столько же процентов «выросло» нерелигиозная молодежная среда. В 2020-2021 гг.: в Москве религиозная молодежь составила 30% и 35% – нерелигиозная молодежь, а группа «колеблющихся между верой и неверием» – 25%; в Белгородской области соотношение религиозных и нерелигиозных молодых людей – 50% и 22% соответственно. Группа «колеблющихся»-21%. По итогам замера религиозной и нерелигиозной самоидентификации студенческой молодежи в 2022 году в трех регионах, вполне естественно, что и в Москве, и в Белгородской области студенческая молодежь более секуляризирована по сравнению с молодежью этих регионов. Религиозная студенческая молодежь Москвы-30%, в Белгородской области – 41%. Менее половины опрошенных студентов Тувинской республики (48%) идентифицировали себя верующими людьми. Продолжает увеличиваться число нерелигиозной молодежи в Москве: более чем в 1,5 раза нерелигиозного студенчества больше религиозного. А атеистами себя считают столько же студентов сколько и верующими (27% и 27% соответственно). Самый низкий уровень секуляризации тувинского студенчества – 12%. Так называемое «болото» – «колеблющиеся» во всех трех регионах составляют «золотую середину» – от 29 % до 23% (см. Таблицу 1, Рисунок 1).

Эмпирические данные свидетельствуют:

– студенческая молодежь мегаполиса более секуляризирована в сравнении учащимися Белгородской области и, тем более с молодежью республики Тувы;

– чем старше возрастная группа, тем выше уровень религиозности;

– чем моложе респондент, тем в большей степени у него незавершённость религиозного выбора. Сегодня типичной чертой мировоззрения "колеблющегося" является "промежуточное состояние" религиозного сознания.

Следующая задача социологического поиска: рассмотреть воздействие религиозного мировоззрения на социально- политические и патриотические позиции индивида. В первую очередь, был проведен сравнительный анализ социальных ориентаций (национальных, религиозных, социально-политических) религиозных и нерелигиозных групп студенческой молодежи.

В социологическом инструментарии выделен ряд показателей, характеризующих отношение молодежи к национальным, религиозным, этноконфессиональным и социально- политическим процессам:

– оценка уровня межнациональной напряженности;

– оценка национальной политики государства;

– участие в конфликте для защиты прав своей национальной группы;

– отношение к национальностям;

– отношение к религиозной вере как ценности;

– отношение к религиям и религиозным организациям;

– отношение деятельности различных конфессий;

– оценка показателей общенациональной идеи;

– оценка понятия «патриотизм» как ценности в жизнедеятельности   общества;

– оценка самоидентификации с гражданином России;

– «угрозы» международной напряженности и военной спецоперации по Украине;

– мотивы миграции по политическим мотивам.

В первую очередь проведем сравнительный анализ вышеизложенных позиций и ориентаций религиозной и нерелигиозной молодежи в трех субъектах РФ (см.  сводную Таблицу 2).

Тематические эмпирические данные в сводной таблице представляют содержание отдельных оценочных суждений, с которыми были согласны молодые люди религиозной и нерелигиозной групп.

1. Вполне естественно, что при сравнении оценок тезисов о деятельности РПЦ и мусульманских организаций в современном обществе, неверующие студенты всех трех регионов менее толерантны, чем верующие. Очевиден факт возрастающей тенденции «клерикализации» общественных отношений. Закономерно, что респонденты, идентифицирующие себя с религиозными людьми более последовательны в своих религиозных оценках, у них менее выражены клерикальные позиции. Тем не менее, обращает на себя внимание факт оценки как нерелигиозной, так и религиозной части студенчества Москвы высокой степени клерикализации со стороны РПЦ. 73% нерелигиозной и 60% религиозной молодежи указали, что «РПЦ частично берет на себя функции государственных структур власти (политические, образовательные, пропагандистские и т.п.)». Более трети верующих молодых москвичей и половина неверующих студентов считают, что «некоторые действия РПЦ способствуют разжиганию межнациональной или межрелигиозной розни», и до 40% в этих группах указывают, что «некоторые российские мусульманские общины способствуют разжиганию межнациональной или межрелигиозной розни».

В то же время оценка тенденций клерикализации и возбуждения межнациональной и межрелигиозной розни со стороны традиционных конфессий не находит значительной поддержки у молодежи Тувы и Белгородской области. Однако существование некоторого скептицизма к действиям РПЦ, возможно связано из-за возрастающей тенденции не столько клерикализации государственных отношений, сколько из-за роста прозелитической деятельности ряда конфессий и религиозных организаций и политической ангажированности ряда религиозных лидеров.

Главная ценность религии, считает молодое поколение, в сохранении традиций и национальной культуры, а также в воспитании нравственных позиций. Большее значение они придают и компенсаторной функции религии: психологической и духовной. В молодежных группах положительные функции религии отметило подавляющее большинство. 26% верующей молодых москвичей и 32% верующих молодых белгородцев указали, на религиозную веру, как самую важную ценность в их жизни.

2. Продолжает оставаться актуальным изучение межличностных отношений в межконфессиональной и межнациональной сфере. Развитие этих отношений в наибольшей степени зависит от уровня их толерантности. Выявлен низкий уровень национальной нетерпимости к «другим» национальностям и религиозному инакомыслию в целом во всех типологических группах Тувы и Белгородской области. Исключение, в которой раз, составляет группа религиозных москвичей. До 30% из этой группы испытывают неприязнь к некоторым национальностям. Это сказывается на их оценке межнациональных отношений, например, в Москве: 36% религиозной студенческой молодежи считает, что в Москве «налицо сильная межнациональная напряженность, возможны конфликты».

Если 58% нерелигиозной молодежи столицы утверждают, что «в нашем государстве имеет место ущемление прав некоторых национальностей за счет расширения прав других национальностей», то и среди религиозной молодежи таковых немало – 42%. Следует также отметить, что уровень толерантности/интолерантности этих отношений напрямую связан с отражением в массовом сознании реалий повседневной жизни москвичей. Респонденты считают, что в результате увеличения интенсивности миграционных потоков, ухудшается весь спектр жизнедеятельности: социально-бытовые условия, трудоустройство, сфера обслуживания, образование, здравоохранение, транспортные передвижения и культурно-духовные запросы населения.

3. Отношение к социально-политическим процессам в стране у   изучаемых типологических групп не имеет кардинально противоположных ориентаций. Во всех группах выявлено преобладающее критическое отношение к социально-политическим реформам, проводимым в стране в последние двадцать лет. Однако эти общие тенденции проявляются у них с различной степенью интенсивности. Так, результаты социологического опроса показали, что верующая молодежь более оптимистично смотрят на социально-политическое положение в стране, более патриотично настроена по сравнению с нерелигиозной молодежью (см. Таблица 2 пп. 14, 15, 17):

– «Я горжусь, что я гражданин России»;

– «Патриотизм (любовь к Родине, Отечеству, благополучие страны и своего народа) – очень важная ценность в жизнедеятельности общества»;

– «Со временем вокруг России начнется процесс объединение народов».

Так, среди опрошенного молодого поколения регионов студенчество Тувы занимает первое место в рейтинге гордости за Россию. Большинство религиозной молодежи Тувы (93%) гордятся, что являются гражданами России. В Белгородской области таковых из этой группы – 85% и 71% верующих Москвы. Нерелигиозная
молодежь в этих субъектах России значительно отстает по показателям «гордости» примерно на 20%-25%.

Социологический анализ подошел к центральному положению данной раздела: определения места государственно-патриотической идеи в структуре общенациональных идей консолидации.

Для выявления востребованности общенациональной идеи в инструментарии социологического исследования был заложен показатель оценки общенациональной идеи. Более половины опрошенной студенческой молодежи регионов дала положительный ответ на вопрос: «Нужна ли нашему обществу общенациональная идея, сплачивающая россиян, независимо от их национальности, вероисповедания, положения в обществе и достатка?» (см. Таблицу 3).

При сравнении позиций внутри мировоззренческих групп разница в ответах религиозных и нерелигиозных групп остается на уровне 20% в пользу верующих: 70% религиозной молодежи и 55% нерелигиозной из республики Тува считают, что общенациональная идея необходима; в Белгородской области – 61% и 44% соответственно; в столичном мегаполисе – 68% и 46% соответственно (см. рис. 2).

Наиболее значимыми для студенческой молодежи оказались социально-политические, социально-нормативные и социально-правовые ценности. В целом,
можно выделить три группы понятий с высоким, средним и низким рейтингом (см. Таблицу 4, Рисунок 3).


К первой группе ценностей («идеи национального согласия»), получивших наибольшее число номинаций во все трех регионах отнесены: «свобода и права
человека», а также «безопасность».

Вторая группа ценностей (со средним уровнем номинаций): «социальная справедливость»; «общественный порядок», «демократия», «патриотизм» и «национальная гордость» получили большое количество голосов респондентов, но с различным рейтингом у студентов того или иного региона.

К третьей группе (с низким уровнем номинаций) относятся такие ценности как: «социализм», «интернационализм», «общественное самоуправление» «духовность», «религиозные традиции».

Рисунок 3 демонстрирует, что почти треть молодых москвичей придают большое значение ценностям демократии, общественного самоуправления, социализма и интернационализма. В Туве – также треть респондентов отдает предпочтение демократии, духовности, религии и религиоз-
ным традициям. В Белгородской области более трети студентов считают возможной объединительной ценностью: национальную гордость, демократию и духовность. Приведенные тенденции «идей национального согласия» обладают определенной региональной спецификой. 

Тематическая направленность работы вынуждает более детально рассмотреть только «феномен» патриотизма в типологических группах религиозной и нерелигиозной молодежи трех регионов России (см. Таблица 5).

Эмпирические данные фиксируют, что религиозная молодежь Белгородской области и республики Тува ценность «патриотизма» поставили на первое и второе место в системе предложенных «идей национального согласия» (65% и 61% соответственно), а нерелигиозная молодежь этих регионов значительно ниже оценивает возможности консолидации общества под эгидой идеи патриотизма (29% и 40% соответственно). Несмотря на то, что москвичи в целом значительно ниже оценивают важность идеи патриотизма, как ценности «национального единения», тем не менее, если среди верующих, поддерживающих эту идею 47%, то среди неверующих студентов таковых почти в два раза меньше.

Заканчивая реферативный обзор «идей национального согласия» вполне логично, что ориентация нерелигиозной молодежи на религию, как общенациональную идею, способную объединить россиян не находит   поддержки. Но обращает на себя внимание и факт достаточно умеренной поддержки этой ценности и у религиозного студенчества.

Заключение (Conclusions). В целом современное российское общество остается пост/де/секулярным. Процесс секуляризации характеризуется противоречивыми тенденциями. Многоаспектность и многоплановость интересов различных традиционных и нетрадиционных религий и их социальных институтов приводят к диаметрально противоположным явлениям и процессам в общественно-религиозной жизни: от стремлений к толерантности и экуменизму до клерикально-прозелитической активности, провоцирующей возникновение конфликтов в этноконфессиональном взаимодействии. Подобная деятельность религиозных организаций подтверждается оценками молодежных групп трех регионов России: Москвы, республики Тува и Белгородской области.  

Проведенные социологические исследования показывают снижение уровня религиозности молодежи за последние 10 лет на 15%-20% с повышением уровня нерелигиозной молодежи (групп «неверующих» и «атеистов») в московском мегаполисе и Белгородской области. По нашим оценкам это является продолжением более долгосрочного тренда, когда религиозный «ренессанс» в первые постсоветские годы постепенно сменился более умеренным отношением к религии и традиционным конфессиям, в частности.  Далее.

Эмпирические данные опросов изучаемых регионов не фиксируют наличие устойчивых представлений молодежи о патриотизме, как главной ценности в консолидации российского общества. В то же время, результаты социологического исследования подтверждают, что идея патриотизма – приоритетная в системе «идей национального согласия» в группах религиозного студенчества, прежде всего в Белгородской области и республике Тува.

Феномен «патриотизма» изучался и осмыслялся общественными науками с разных точек зрения:

– как явление общественного сознания;

– как одно из явлений духовного общества;

– как проявление специфических черт менталитета;

– как фактор социальный (консолидирующий общество) и т.д.

Наша задача состояла в изучении феномена патриотизма как социально-психологическую составляющую черту российской гражданственности.

Возможна ли такая патриотическая «мобилизация» массового сознания под эгидой общенациональной идеи в современном российском государстве? Какие еще «угрозы» внутренних и внешних «врагов» государства должны помочь сегодня консолидации российского общества? «Угроз», «рисков», «катаклизмов» более чем достаточно. Дело «за малым» – идеологической надстройкой, объединяющей идеологией, которая будет декларативно-конструктивистской до тех пор, пока ее основные идеи общенационального масштаба не будут усвоены массовым сознанием и реализованы в мировоззренческих установках, нормах и стереотипах поведения. Условия для этого самые «простые»: социально-экономическая и политическая стабильность государства, реализация которой возможна только тогда, когда стратегическая цель развития российского государства, ее идейное содержание будет иметь общенациональный характер. То есть, основополагающие идеи общероссийской цели должны быть «усвоены» и широко представлены в духовно-практической деятельности личности.

Список литературы

Андреева Л. А., Андреева Л. К. Религиозность студенческой молодёжи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян // Социологические исследования. 2010. № 9. C. 95-98.

Возьмитель А. А. Социология религии в России: проблемы и перспективы // Социологические исследования. 2007. № 2. C. 110-117.

Гаврилов Ю. А., Кофанова Е. Н., Мчедлов М. П., Шевченко А. Г. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о её социальных функциях // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 46-56.

Дубограй Е. В. Религиозность военнослужащих России // Социологические исследования. 2007. № 7. C. 130-136.

Иванова Н. И. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов // Идентичность и толерантность. Сб. статей под ред. Н. М. Лебедевой. М., 2002., С. 135,
С. 141-142.

Каргина И. Г. Усложнение природы и поля религиозных конфликтов, связанных с религией, как проявление нормальной аномии // «Нормальная аномия» в России и современном мире: коллективная монография. Под общ. ред. С.А. Кравченко. М.: МГИМО-Университет, 2017. С. 220-255.

Кублицкая Е. А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // СОЦИС, 1990. № 5. С. 95-103.

Кублицкая Е. А. Особенности изучения религиозности в современной России // Социологические исследования. 2009. № 4. С. 96-107.

Кублицкая Е. А. Конфликтный потенциал межнациональных и этноконфессиональных отношений // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология.  2013.  № 1. С. 91-99. ISSN 0201-7385.

Кублицкая Е. А. Динамика процесса десекуляризации в мегаполисе // Наука. Культура. Общество. 2016. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-protsessa-desekulyarizatsii-v-megapolise (дата обращения: 16.06.2023).

Кублицкая Е. А. Лютенко И. В. Религиозность в саморегуляции жизнедеятельности молодежи //Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики: монография / Ю.А. Зубок, О.Н. Безрукова, Ю.Р. Вишневский и др.; науч. ред.
Ю. А. Зубок.  Белгород: ООО «Эпицентр», 2021. С. 217-247.

Кузнецова А. В. Патриотическая идея в российском обществе: генезис, состояние, тенденции. М., 2004. С. 51-158.

Кузнецова А. В., Кублицкая Е. А. Гражданский патриотизм – основа формирования новой российской идентичности. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. 328 с.

Лебедев С. Д. Отношение учащейся молодёжи к религии // Социологические исследования. 2007. № 7. C. 87-97.

Лебедев С. Д. Парадоксы религиозности в мире позднего модерна // Социологические исследования.  2010. № 12. C. 85-94.

Локосов В. В., Синелина Ю. Ю. Взаимосвязь религиозных и политических ориентаций православных россиян // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 135-158. ISBN 978-5-89697-154-2.

Лопаткин Р. А. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений // Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). Монография / Отв. ред. Овсиенко Ф. Г., Одинцов М. И., Трофимчук Н. А. М.: РАГС, 1996. С. 198.

Лопаткин Р. А. Социология религии в России: опыт прошлого и современные проблемы /Приложение к журналу. Рубрика: К 80-летию со дня рождения Ремира Александровича Лопаткина. Цикл статей // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М.: РАНХ и ГС при Президенте РФ. 2010. Т. 28. № 4. С. 266-272.

Лункин Р.Н. «Русские» регионы России: степень православности и политические ориентации // Социологические исследования. 2008. № 4. С. 27-36.

Малинкин А. Н. «Новая российская идентичность»: исследование по социологии знания // Социологический журнал. 2001. Том. 0. № 4. С. 66-86.

Мчедлов М. П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. М.: Научная книга, 2005. 44 с.

Патриотизм современной российской молодежи: концептуальные основания и технологии воспитания. М.: АЛЬФА-М, 2013. 144 с.

Патриотизм как фактор развития российской государственности / Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Ассамблея народов России, Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, Московский дом национальностей; [под общ. ред. И.В. Бочарникова]. М.: Московский дом национальностей, 2015. 368 с.  ISBN 978-5-9247-0113-4.

Пивоваров Д. В. Философия религии: в 3 т. Т. 2: Гносеология религии: учеб. пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2012. 557 с.  ISBN 978-5-7996-0751-7.

Православие и современность: проблемы секуляризма и постсекуляризма. М.; Орел; Ливны: изд-во Новоспасского монастыря; НП «Спасское дело», 2015. 456 с.

Пруцкова Е. В., Маркин К. В. Типология православных россиян: проблема конструирования обобщенного показателя религиозности // Социологические исследования. 2017. № 8 (401). С. 95-105.

Синелина Ю. Ю. Религия в современном мире // Эксперт. 2012, №1 (833). URL: https://expert.ru/expert/2013/01/religiya-v-sovremennom-mire/ (дата обращения: 21.06.2022).

Тощенко Ж. Т. Теократия: фантом или реальность? М.: Academia, 2007. 664 с.

Чеснокова В. Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце XX века. М.: Академический Проект, 2005.  304 с.

Яблоков И. Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979.  182 с.

Яблоков И. Н. Социология религии: теоретические проблемы. М.: Макс-Пресс, 2014. 260 с.

Энциклопедический словарь социологии религии / отв. Ред. М. Ю. Смирнов. СПб.: Платоновское философское общество, 2017. 508 с.

Eastern and western europeans differ on importance of religion, views of minorities, and key social issues. Pew Research Center, 2018. V. 29. URL: https://www.pewresearch.org/religion/2018/10/29/eastern-and-western-europeans-differ-on-importance-of-religion-views-of-minorities-and-key-social-issues/ (дата обращения: 21.06.2022).

Lenski G. The religious factor: a sociological study of religion’s impact on politics, economics, and family life. N.Y.: Doubleday, 1961, Vol. 28, № 3.  Pp. 370-372.

McFarland М., Wright B., Weakliem D. Educational Attainment and Religiosity: Exploring Variations by Religious Tradition // Sociology of Religion. 2011. Vol. 72, № 2. Pp. 166-188.

Roszak T. The Making of a Counter Culture. N. Y., 1976. 304 p.

Sabatier С., Mayer В., Friedlmeier М., Lubiewska К., Trommsdorff G. Religiosity, Family Orientation, and Life Satisfaction of Adolescents in Four Countries // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2011. Vol. 42, № 8. Pp.1375-1393.

Tajfel H., Turner J.C. an Integrative Theory of Intergroup Conflict // The Social Psychology of Intergroup Relations / Ed. By W.G. Austin, S. Worchel. –Monterey (Cal.), 1979.  Pp. 33-47.

Toffler A. The Third Wave. N. Y., 1980. 537р.

Yu Ch., Reimer D., Lee A., Snijder J.P., Lee H.S. A Triangulated and Exploratory Study of the Relationships Between Secularization, Religiosity, and Social Wellbeing // Soc. Indic. Res. 2017. Vol. 131. Pp.1103-1119.