16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-4-1-0

Опыт интеграции специалистов-мигрантов в Финляндии и возможности его использования в России

Aннотация

В статье затрагивается актуальная тема образовательной миграции. Образовательная миграция является важной частью современной жизни. Причины могут быть различными: от желания посмотреть мир, расширить свой кругозор до повышения своей квалификации, приобщения к новым знаниям, технологиям и построения своей будущей карьеры на Родине или за ее пределами. В статье приводится опыт Финляндии, которая в последние десятилетия достигла большого прогресса в привлечении образовательных мигрантов и их интеграции в стране с целью дальнейшей адаптации на местном рынке труда. Это особенно важно с учетом негативных демографических тенденций в стране. Автор приводит примеры технологий и инструментов по привлечению образовательных мигрантов со всего мира. Ни пандемия Covid -19, ни сложная экономическая ситуация в мире существенно не повлияли на миграционную политику страны в этом направлении. Продуктивный опыт Финляндии по привлечению образовательных мигрантов, которая до введения санкций странами ЕС достаточно тесно сотрудничала с Россией в области образовательных программ и технологий,  может быть использован и в нашей стране, которая также испытывает проблемы в области демографического развития и также заинтересована в экспорте своего образования и привлечении образовательных мигрантов и высококвалифицированных специалистов в нашу страну. Особенную актуальность эта проблема приобретает сегодня, когда наша страна находится в состоянии жесточайших санкций со стороны стран западного мира. В российском миграционном законодательстве происходит ряд изменений в сторону либерализации правил пребывания в стране образовательных  мигрантов, но нужны также усилия многих ведомств, включая МИД России, Россотрудничество, министерство науки и высшего образования, МВД и других заинтересованных ведомств для активизации усилий по экспорту российского образования и привлечению в страну образовательных мигрантов и создания благоприятных условий для учебы и   в дальнейшей перспективе работы в России.


Введение (Introduction). Миграция является мощным двигателем и важным следствием экономических, политических и социальных изменений. Учитывая ее значимое воздействие на сообщества, необходимо полноценно измерять и понимать миграцию. Миграционный кризис и увеличение количества мигрантов в странах ЕС изменили стратегию миграционной политики в государствах Евросоюза. На фоне демографического старения населения и дефицита трудовых ресурсов, миграция и дальнейшая интеграция трудовых мигрантов стали частью миграционной политики большинства стран Европы.

Сегодня Европа на фоне демографического и миграционного кризисов остро нуждается в квалицированных специалистах во многих областях экономики. Собственная система образования не справляется с проблемой воспроизводства достаточного количества трудовых ресурсов. Важным ресурсом пополнения дефицита работников, помимо таких каналов миграции, как бизнес-миграция, экономическая миграция, миграция по линии воссоединения семей, брачная миграции, стала образовательная миграция и миграция высококвалифицированных кадров. Именно этот вид миграции, наряду с экономической, увеличился в масштабе, что позволяет изучать широкий спектр этого явления в контексте интеграции трудовых ресурсов на фоне демографических проблем и миграционного кризиса в большинстве развитых стран. Надежда на мигрантов, их способность занять вакантные должности, требующие определенной квалификации, не оправдала себя. Многие ведущие мировые державы рассматривают образование как часть своей внешней политики, преследующей важнейшие геоэкономические и геополитические цели. К концу XX в. сформировалась целая отрасль мирового хозяйства – международный рынок образовательных услуг, где ежегодный объем продаж в несколько десятков миллиардов долларов и объемом потребителей в несколько миллионов человек со всего мира. Нельзя отрицать того, что «на современном этапе развития мировой экономики страны ведут острую конкурентную борьбу за квалифицированные трудовые ресурсы. Обладание научным и творческим потенциалом становится стратегической ценностью государств» (Воронина, 2018).

Методология и методы (Methodology and methods). Существует разное понимание и определений образовательной миграции. По мнению российских ученых В. А. Ионцева и И. А. Алешковского (Ионцев, Алешковский, 2008), И. В. Ивахнюк (Ивахнюк, 2005) «образовательная миграция является разновидностью интеллектуальной миграции». С. В. Рязанцев рассматривает образовательную миграцию как «социальный тип», потому что она не связана с материальной выгодой от перемещения, что отличает ее от экономической миграции (Рязанцев, 2008). В. А. Суворова и И. А. Бронников в своей статье помимо прочего рассматривают образовательную миграцию как «ресурс «мягкой силы» государства в рамках реализации государственной миграционной политики» (Суворова, Бронников, 2019). Несомненно, все это имеет место быть, но понимание роли и значения образовательной миграции для страны донора и страны реципиента намного шире. С нашей точки зрения, образовательная миграция не просто дает возможность узнать другую страну, получить редкую специальность, приобщиться к ее культуре, научным школам, применить свои навыки, возможность представить свою страну и ее культуру, но и являет собой хорошую возможность для принимающей стороны поправить демографическую ситуацию путем привлечения тех самых образовательных мигрантов. Как следует из отчета Global Talent Competitiveness Index (GTCI) 2019 года, глобальное неравенство в конкурентоспособности талантов растет, а разрыв в талантах между богатыми и бедными странами увеличивается из года в год. Глобальная конкуренция талантов (GTCI) включает специальный раздел, посвященный городам. Обоснование этого особого внимания остается неизменным с 2016 года и является следствием того, что инновационные стратегии привлечения талантов появляются во всех частях мира, и города играют все более важную роль в этих стратегиях.

Такие стратегии влияют на все аспекты конкурентоспособности талантов, включая образование, повышение квалификации и переподготовку, привлечение внешних талантов и содействие совместному творчеству с местными, а также как поощрение импортированных (или возвращающихся) талантов оставаться и вносить свой вклад в достижение долгосрочных местных целей. Мегаполисы вернулись на сцену привлечения талантов, поскольку крупные города (в основном из-за их более высокого уровня ресурсов) лучше адаптировались к проблемам, связанным с COVID, что частично объясняет, почему они в целом занимают более высокое место в GTCI, чем в «доковидный» период. Если говорить о нашей стране, то в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности талантов городов Санкт-Петербург и Москва имеют соответственно 42,3 и 50,2 балла. Более высокие рейтинги связаны с более высоким уровнем доходов. Политика и практика, которые приводят к конкурентоспособности талантов в более развитых странах, менее подвержены политическим и социально-экономическим колебаниям, и эти страны имеют возможность инвестировать в обучение на протяжении всей жизни, укрепление навыков и привлечение и удержание глобальных талантов (Таблица).

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Особый интерес в области привлечения образовательных мигрантов представляет миграционная политика Финляндии. Образовательная миграция в Финляндию связана с высоким качеством образования в стране, которое является бесплатным. Здесь, как и в большинстве стран Европы, существуют демографические проблемы, связанные с увеличением доли людей пенсионного возраста и уменьшением численности трудоспособного населения. Как пишет в своем исследовании Ю. М. Килин, «В 1900-2018 гг. население Финляндии увеличилось более чем в два раза, с 2,6 до 5,5 млн. человек. За исключением Второй мировой войны в стране реализовывалась расширенная модель воспроизводства населения, сменившаяся с 1969 г. суженной моделью с суммарным коэффициентом рождаемости менее 2,1». По его мнению, «примерно с 2005 г. прирост населения

Финляндии обеспечивается только за счет входящей миграции, которой способствует либерализация законодательных норм, в частности, облегчение натурализации» (Килин, 2019). Не удивительно, что «Финляндия, как и другие страны региона, на протяжении второй половины XX в. являлась центром притяжения для иммигрантов благодаря высоким темпам экономического роста, развитой системе социального обеспечения и либеральной миграционной политике» (Гаджимурадова, 2018). Она, как и прочие страны Европы сегодня, стремится привлечь студентов из-за рубежа для обучения и дальнейшего пребывания в стране. Вместе с тем стремление к интернационализации образования является желанием создать конкурентоспособное высшее образование и привлечь талантливых студентов. Во многих странах международное образование является важным сектором для получения доходов, но это также способ получения будущих работников и граждан страны (Olivia Maury, 2021). К тому же иностранные студенты часто являются более гибкими в культурном отношении мигрантами, которые после окончания обучения могут быть представлены на национальных рынках труда (Chacko E, 2020). Исходя из этих предположений и экономической ситуации в стране, правительство Финляндии представило предложение, которое позволит студентам из-за рубежа получать вид на жительство на весь срок их обучения в будущем. Новый закон также повысит их шансы подать заявку на работу после учебы.

Таким образом, студенты и исследователи из третьих стран смогут получать финскую долгосрочную визу (визу D). Министерство внутренних дел Финляндии объявило, что работает над законопроектом, который предоставит студентам и исследователям из третьих стран возможность получать финскую долгосрочную визу, известную как виза D.

Объявляя об этом решении, министр внутренних дел Финляндии Криста Микконен отметила, что страна стремится утроить количество иностранных студентов, обучающихся в финских университетах. И новый закон поможет достичь этой цели. «Виза D, выданная в связи с положительным решением о разрешении на проживание, позволит иностранному студенту приехать в Финляндию быстрее, чем сейчас. Это, в свою очередь, поможет вовремя начать учёбу. Мы также считаем важным усилить роль и привлекательность Финляндии в международном научном сообществе», – говорит Микконен. По данным Иммиграционной службы Финляндии, в сентябре 2021 года было зарегистрировано увеличение количества заявлений от иностранных студентов на получение студенческого ВНЖ на 141% по сравнению с 2020 годом.

Те же данные показывают, что с января по август 2021 года за разрешением на проживание в Финляндии для учёбы обратились 4 233 гражданина третьих стран, что на 1756 больше, чем в прошлом году. При этом 899 заявок подали россияне, а 504 – китайцы. Министерство внутренних дел Финляндии начало работу над законопроектом 15 декабря 2021 года и продолжило ее до 30 июня 2022 года. По мнению министерства, в Финляндии требуется больше специалистов самых разных профилей, и для их привлечения придётся усовершенствовать миграционные услуги. В пресс-релизе министр напоминает, что национальная виза D уже используется в остальных странах Шенгенской зоны.

Член финского парламента, представитель Национальной коалиционной партии Арто Сатонен в интервью изданию «Helsinki Times» заявил, что его партия выступает «за практический подход к миграции», а также напомнил, что «в Финляндии быстро стареет население, и мы не можем выжить без участия иностранцев».

Политик не отрицает негативного влияния пандемии на рынок труда, однако подчёркивает, что потребность в иностранных специалистах не уменьшилась, особенно в секторе здравоохранения, информационно-коммуникационных технологий и сельского хозяйства. По его подсчётам, к 2030 году число финских работников сократится на 170 000 человек, что доказывает необходимость привлекать ещё больше иностранцев. «Финский сектор высоких технологий также остро нуждается в иностранных талантах. Национальная коалиционная партия предлагает ввести «сертификат хорошего работодателя» и выдавать его компаниям за высокие стандарты в области трудоустройства и управления персоналом. Взамен эти компании могут получить разрешения на работу для своих сотрудников в течение двух недель», – говорит Арто Сатонен.

«Ряд студентов из-за пределов ЕС получают первоклассное образование в Финляндии. Мы бы хотели, чтобы они остались в Финляндии после получения диплома. Национальная коалиционная партия предлагает предоставить всем иностранным студентам постоянный вид на жительство. Мы также хотим снизить для них налоги, когда они устроятся на работу, чтобы компенсировать таким специалистам плату за обучение». Важность положительного влияния, которое иностранные студенты, как будущие работники или граждане Суоми, привносят в экономику принимающей страны, отмечают и финские исследователи рынка труда (Tytti-Maaria Laine, 2016). Поэтому они подчеркивают актуальность привлечения как можно большего числа иностранных студентов. В качестве примера: в Финляндии из всех иностранных выпускников
2007 года  67% оставались в стране для поиска работы в течение года, показатель 2011 года – 68,9%.

Это говорит о высокой заинтересованности Финляндии в притоке молодых студентов и специалистов в страну. Дело в том, что приток мотивированных студентов и специалистов решат несколько задач: проблемы на рынке труда Финляндии, решение демографических проблем и проблем с интеграцией мигрантов, так как такие мигранты достаточно быстро и хорошо интегрируются.

Интеграция мигрантов включает в себя вопросы образования, профессиональных и личных компетенций на финском и шведском языках, закрепление на рынке труда, здоровье, благосостояние и дискриминацию (использование неквалифицированного труда, сложности в процессе поиска работы, ощущение себя гражданином). 

Миграционное законодательство вот уже более 20 лет свидетельствует о том, что Финляндия придает большое значение данной проблеме. Несмотря на то, что в последнее время появился новый тренд – ужесточение миграционного законодательства (партия истинных финнов True Finns), интеграционные курсы для мигрантов по-прежнему финансируются правительством. Профориентация среди мигрантов очень популярна и включает помощь в обучении, карьере, в закреплении на рынке труда, в социальной работе, борьбе с наркозависимостью и т.д. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, уровень безработицы среди мигрантов достаточно высок и составляет 20%, в то время как уровень безработицы среди коренного населения страны – всего 8,5%. Несмотря на это, по мнению исследователей, в ближайшее время Финляндия активизирует миграционную политику с целью привлечения квалифицированных специалистов. Это будет осуществляться через систему грантов, программ академической мобильности, заключение долгосрочных контрактов (Рязанцев, Гаджимурадова, 2021).

В России, несмотря на имеющиеся наработки в области привлечения образовательных мигрантов, существуют проблемы, часто бюрократического характера. На наш взгляд, имея ряд механизмов (Россотрудничество, программы двойных дипломов, академическая мобильность и проч.) и преимуществ (близкие России и ориентированные на нее страны бывшего СССР) Россия должна активно их использовать и создавать хорошие условия для учебы и работы в стране. Среди таких условий должны быть обеспечены:

  1. толерантное отношение к любым национальностям, безопасность;
  2. возможность получить рабочую визу супругу(-е);
  3. возможность получения рабочей визы после окончания учебы для поиска работы;
  4. государственные стипендиальные программы;
  5. возможность получения вида на жительство супругу обучающегося;
  6. возможность посещения их детьми детских садов и школ;
  7. антидискриминационная политика, в том числе и на рынке труда.

Заключение (Conclusions). Расширение экспорта образовательных услуг является одной из актуальных задач, стоящих перед системой высшего образования современной России. Реализация приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» стала важным звеном в решении данной задачи. В указе президента России В. В. Путина «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» подчеркивается особое внимание «повышению доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях, а также «обеспечению открытости Российской Федерации для обучающихся, научных и педагогических работников, в том числе создание для них комфортного режима въезда в Российскую Федерацию, пребывания, получения образования и осуществления профессиональной деятельности на ее территории.

Нельзя не согласиться с тем, что «человеческий капитал все же продолжает перемещаться из России в другие страны. Для уменьшения масштабов данных процессов должны быть разработаны системные решения» (Масленников, Линников и др., 2018).

Россия уже имеет определенный опыт по экспорту образования и привлечению молодежи из сопредельных государств для учебы в российских вузах. Учет опыта других стран, успешно решающих задачи в области образовательной миграции и экспорта образования, будет чрезвычайно полезен и для нашей страны. Так, опыт Финляндии по привлечению образовательных мигрантов и высококвалифицированных специалистов, с использованием уже собственного опыта Российской Федерации, поможет усовершенствованию системы миграционной политики по привлечению и отбору высококвалифицированных специалистов и привлечению талантливой молодежи из иностранных государств в российские вузы.  

Список литературы

Воронина Н. А. Интеллектуальная миграция: зарубежный и российский опыт регулирования // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Instituteof State and Law of the RAS. 2018. Т. 13, № 6. С. 158-183.

Гаджимурадова Г. И. Опыт миграционной политики некоторых стран Северной Европы и возможность его применения в России (по результатам качественного исследования в лагере беженцев в Финляндии) // Власть. 2018. Т. 26, № 4. С. 139-142.

Ивахнюк И. В. Международная трудовая миграция. М., 2005. С. 145.

Ионцев В. А., Алешковкий И. А. Тенденции международной миграции в глобализирующемся мире // Век глобализации. 2008. № 2. С. 77-87

Килин Ю. М. Некоторые демографические тренды современной Финляндии // Studia Humanitatis Borealis. 2019. № 1 (12). С. 47-57.

Масленников В. В., Линников А. С., Масленников О. В. Оценка потерь российской экономики от миграции населения в другие страны. Финансы: теория и практика. 2018.
Т. 22, № 2. С. 54-65. DOI: 10.26794/2587-5671-2018-22-2-54-65.

Рязанцев С. В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии. М., 2008.

Рязанцев С. В., Гаджимурадова Г.  И. Русскоязычная иммиграция в Финляндию: новые формы, тенденции, последствия // Балтийский регион. 2021. Т. 13, № 2. С. 146-164. DOI: 10.5922/2079-8555-2021-2-8.

Суворова В. А., Бронников И. А. Международная образовательная миграция как «ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации // Управление. 2019. № 4. С. 131-139.

Maury O. Punctuated Lives: Student-Migrant-Workers' Encounters with the temporal Border Regime Academic Thesis. Helsinki, 2021.

Chacko E. Emerging precarity among international students in Singapore: experiences, understandings and responses. Journal of Ethnic and Migration Studies, 2020. DOI: 10.1080/1369183X.2020.1732618.

Laine T.-M. International Degree Students. A survey of studying, working and living in Turku Migration studies // Institute of Migration, 2016.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных и прикладных научных исследований «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» (поручение Президента Российской Федерации № ПР-71 от 16.01.2020 г.).