16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-4-0-8

Особенности девиантного поведения российской молодежи в условиях изменяющейся социальной реальности

Aннотация

Актуальность проблемы изучения особенностей девиантного поведения российской молодежи обусловлена: изменением характера интеграции молодежи в структуры переходного общества, с одной стороны и изменением характеристик социальной реальности данной социально-демографической группы, с другой. Отклоняющееся поведение молодежи в классической социологии рассматривается как необходимое условие развития социальной системы. С опорой на официальные данные статистики рассматриваются вопросы, связанные с вовлечением российской молодежи в негативные формы девиаций. Отмечается, что наиболее высокий прирост молодежи в преступные формы деятельности наблюдается в переходный период развития общества. С позиции феноменологического подхода рассматриваются особенности девиантного поведения российской молодежи в условиях изменяющейся социальной реальности. Изменяющаяся социальная реальность молодежи отражает систему накопленных знаний и представлений молодых людей об условиях бытия, выражающуюся в форме установок на ценности, нормы, образцы поведения, как объекты данной реальности. Данная реальность регулирует девиантное поведение российской молодежи путем складывания экстремальных установок в групповом сознании, направленных отрицание и нивелирование ценностей и норм общей культуры и формирование новых смыслов образцов поведения.  Значимую роль в этом процессе играют молодежные девиантные субкультуры, которые в эпоху Интернета усиливают свою регуляционную функцию в виртуальном пространстве.


Введение (Introduction). В социологии молодежи традиционно принято рассматривать особенности поведения представителей данной группы во взаимосвязи с местом в социальной структуре общества, социально-экономическим положением и включенностью в социальные и культурные процессы. В свою очередь, социальное поведение молодежи обусловлено потребностями, интересами и ценностями данной социально-демографической группы, которые связаны с решением следующих ключевых проблем: формированием идентичности, профессиональной самореализацией, получением образования, построением семьи и др. В классической социологии, в рамках структурно-функциональной парадигмы, в частности в концепциях социальной дезорганизации и социального контроля данные процессы объясняются с позиции социализации личности, когда молодой человек интегрируется в устойчивую систему ценностей, социальных ролей и позиций. Принимая те или ценности, нормы, роли общества молодой человек или группы молодежи обеспечивают преемственность социального опыта, транзицию от прежних поколений последующим. При этом в процессе социализации личностью ребенка, молодого человека осваиваются не только социально значимые, но и асоциальные и даже антисоциальные черты. Механизмы социального контроля в условиях стабильно функционирующего общества путем социальной регуляции обеспечивают воспроизводство устойчивых черт личности. Социальная миссия молодежи как социально-демографической группы обеспечить дальнейшее развитие данной системы, а для этого молодежь помимо воспроизводственной и трансляционной функции выполняет инновационную функцию, связанную с обновлением опыта, привнесением в его жизнь новых культурных моделей и социальных практик.

В рамках такого подхода наличие совокупности актов отклоняющегося поведения молодежи рассматривается как необходимое условие для развития социальной системы, поскольку молодежь отвечает за продуцирование новых норм, ценностей, смыслов, социальных практик. В обязанности социальной системы входит создание условий для интеграции молодежи в общественно-значимые сферы жизни общества, с целью реализации ею своих социальных функций. Дисфункция общественных интеграционных механизмов будет означать для молодежи вовлечение ее представителей в маргинальные слои населения, исключение из социальной жизни общества. А это означает реализацию негативного сценария, когда молодежь становится участником деструкции общественной системы. Таким образом, социально-групповые особенности девиантного поведения молодежи помимо социальных условий тесно связаны с сущностными особенностями самой молодежи как социально-демографической группы.

Социология активно использует знания смежных наук о девиантном поведении молодежи. Так в криминологии отмечается, что важной социально-групповой особенностью девиантного поведения молодежи выступает участие молодежи с отклоняющимся поведением в активных действиях, таких как преступность, пьянство, наркотизм, табакокурение и самоубийства. В свою очередь, в педагогике и социальной психологии отмечается роль семьи, как фактора вовлечения молодого человека в негативные формы девиантного поведения.

Методологияиметоды (Methodology and methods). С точки зрения социологического подхода, в сущности, молодежи изначально заложен потенциал отклоняющегося поведения, связанного с отрицанием устаревающих норм и ценностей общества. Следовательно, девиантное поведение молодежи – это не просто социально-обусловленный феномен, но имеющий внутренние побудительные основания фактор мотивационной сферы молодежного сознания. В условиях, способствующих развитию инновационного потенциала молодежи, девиации молодежи принимают позитивные формы, такие как творческие виды деятельности (научное, техническое художественное и др.) (Чупров, 2011: 243). В рисковых условиях молодежь становится источником продуцирования рисковых ситуаций. В этом случае девиантное поведение молодежи выступает как форма преодоления неопределенности, выражающаяся в установках на преимущественно негативные отклоняющиеся формы поведения, направленные на отрицание действующих норм и ценностей, выбор альтернативных, зачастую преступных способов деятельности. Данный процесс тесно связан с социально-групповой особенностью сознания молодежи – экстремальностью. Под экстремальностью сознания молодежи понимаются различные формы проявления максимализма в сознании и крайностей в поведении на групповом и индивидуальном уровнях (Чупров, Зубок, 2009: 50). В молодежной среде экстремальные установки в девиантном поведении выражаются в форме фанатизма и нигилизма.

Вовлечение молодежи в девиантные формы поведения обусловлено помимо социально-групповых и социально-экономических факторов культурными факторами. В современной социологии культура рассматривается как система культурных кодов, регулирующих взаимодействия и поведение людей (Чупров, Осипова, 2011: 116). Культура «программирует» доминирующие типы мотивации деятельности людей. Так В. С. Степин полагает, что такие социокультурные программы (социокоды), как культура, язык, семиотические системы управляют биологическими кодами (генетическими программами) – ДНК, РНК и др. (Степин, 2011: 51). С точки зрения феноменологического подхода в основе знаний о социальной реальности, «картин мира» молодых людей лежат скрытые культурные элементы, которые определяют отношение молодого человека к объектам социальной реальности, в том числе и к социальным нормам, образцам поведения, как способам достижения целей деятельности. Культура в механизме регуляции социальных взаимодействий отвечает за выработку общих критериев и стандартов поведения. Цель регуляции заключается в направлении деятельности индивида, малых групп, общностей в конструктивное русло, отвечающее интересам общественного развития (Чупров, Осипова, 2011: 118). Таким образом, движущими силами социокультурного механизма регуляции и саморегуляции девиантного поведения молодежи выступают ценности в форме нравственных требований и нормы, как средства социальной регуляции поведения. Культура транслирует личности модели, эталоны, образцы должного поведения, заложенные в ценностях и выражаемые в нормах поведения, в том числе и смыслы добра и зла, отношения к актам отклоняющегося поведения. Девиантное поведение молодежи при таком подходе рассматривается в контексте отклонения от смысложизненных норм и ценностей, которые выступают базовыми элементами ядра культуры.

В. И. Чупров и Ю. А. Зубок рассматривают социальную реальность в современном обществе как изменяющуюся, в которой базовые характеристики, связанные с национальной культурой и социальные ситуационные характеристики, связанные с современными культурными процессами, определяют отношение молодежи к объектам социальной реальности (Чупров, Зубок, Романович, 2019: 23). Изменчивыми в групповом сознании молодежи становятся установки на образцы поведения, в роли которых выступают конкретные личности, типы поведения, социальные нормы.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Как видно из Таблицы 1 за время социально-экономических преобразований в российском обществе доля молодых людей в общей совокупности лиц, совершивших преступления, оставалась высокой, что свидетельствует о том, что среди молодежи чаще, чем среди других возрастных групп в среднем, встречаются особо опасные формы отклоняющегося поведения.

Наиболее высокий прирост доли молодых людей, включенных в преступные формы деятельности, наблюдался в 1990-е-2005 гг. Именно в этот период на молодежи отразились самые негативные эффекты, проводимых социально-экономических реформ в обществе, связанных со стремительным падением уровня жизни большинства молодых граждан и сохранением высокого уровня безработицы в молодежной среде.

Примером, демонстрирующим взаимосвязь между кризисными процессами в развитии общества и вовлечением молодежи в негативные девиации, на примере преступности, может послужить социально-экономический кризис, разразившийся в российской экономике в 2013-2016 гг., последствия которого сказываются и на современном развитии России. Предпосылками, послужившими основаниями для ухудшения экономической ситуации в российском обществе в рассматриваемый период стали: падение уровня производства, введение санкций рядом зарубежных стран против российской экономики, девальвация национальной валюты и др.

Как видно из таблицы 2 в рассматриваемый период доля молодежи, вовлеченной в преступную деятельность, сокращалась по отношению к 2013 году, и за 5 лет отрицательный прирост составил – 10,16%, что свидетельствует скорее об отсутствии ярко выраженной взаимосвязи между экономической ситуацией и вовлечением молодежи в преступную деятельность. Я. И. Гилинский связывают тенденцию снижения уровня так называемых «уличных преступлений» и уменьшения доли вовлечения в подобные преступления подростков и молодых людей в современном российском обществе с «уходом» многих представителей данных возрастных групп в виртуальный мир Интернета (Gilinskiy, 2018: 279). Данная гипотеза свидетельствует в пользу того, что в современном российском обществе социокультурные факторы начинают оказывать превалирующее влияние на девиантное поведение молодежи по сравнению с другими, традиционно выделяемыми факторами в науке.

Согласно данным Таблицы 2, если в 2015 г. отрицательный прирост молодых людей, совершивших преступления, составил 2,09% по сравнению с 2014 годом, то в 2017 г., когда наметилась тенденция выхода российского общества из кризиса 2014-2016 гг. доля молодежи, вовлеченной в преступную деятельность, сократилась на 2,8% по сравнению с 2016 годом, а в 2018 году на 2,2% по отношению к 2017 году. Поэтому взаимосвязь с экономической ситуацией и уровнем вовлечения молодежи в преступную деятельность прослеживается: с ухудшением экономической ситуации доля молодых, совершающих преступления, сокращается не так быстро, как в периоды более экономически благополучные. Отмеченную динамику следует сопоставить с цифрами о численности молодежи в современном российском обществе.

Из таблицы 3 видно, что с 2013 по 2017 годы доля молодежи в российском обществе уменьшилась на 3,13%. Поэтому при анализе процесса вовлечения молодежи в негативные девиации, на примере преступности, стоит учитывать и фактор уменьшения доли молодежи в общей структуре населения.

О доле молодежи, вовлеченной в позитивные девиации в современном российском обществе, свидетельствуют цифры о включенности молодых людей в научную деятельность. Так, в сложный для российской науки 1994 год, доля молодых людей в возрасте до 29 лет составляла 9,2%, а в 2016 году доля молодых исследователей в этой же возрастной группе в секторе науки составила 19,3% (Российская наука в цифрах, 2018:29).

С позиции феноменологического подхода и концепции изменяющейся социальной реальности к изучению девиантного поведения молодежи становится возможным объяснение особенностей данного поведения в современном российском обществе. Так по мнению А. И. Шендрика функция ядра культуры заключается в сохранении базовых ее оснований, в роли которых выступают ценности как нравственные императивы. А девиации в этом процессе отражают отклонения от традиционного смысла ценностей ядра культуры, поскольку отрицание данных смыслов, их нивелирование в обществе приводит в итоге к исчезновению данной культуры и самого общества.

В. С. Степин полагает, что в глубинных основаниях культуры можно выделить фундаментальные жизненные смыслы, базисные ценности, которые объединяются все многообразие культурных феноменов в органическую целостность. Данные смыслы в своем взаимодействии задают обобщенный образ человеческого жизненного мира (Степин, 2011: 62). Таким образом, ядро культуры – это воспроизводимая из поколения в поколение система смысложизненных ценностей, которая определяет отношение индивида к социальной реальности, оценивает, осмысливает и переживает данную реальность. По мере изменения общества изменяются и формы доминирующей культуры, ядро в этом случае, обеспечивает преемственность при переходе от одной стадии развития общества на другую (Шендрик, 2017: 290).

В ядре культуры данные смыслы организуются вокруг определенной системы ценностей, отражающей потребности и интересы людей на определенном историческом отрезке времени. При этом ядро культуры объединяет смысложизненные ценности, которые ориентируют на выбор определенных форм проведения досуга, организации труда, отношения к знанию, отношения к прекрасному и безобразному, допустимому и недопустимому, представлений о взаимосвязи личности и общества.

В современном обществе молодые люди включены в разные социальные среды: это и микрогруппы в реальном мире (семья, друзья, сверстники, профессиональные группы и др.) и сообщества в виртуальном пространстве. Включенность в виртуальные сетевые сообщества способствует значительному увеличению роста окружения молодого человека и объема информации, получаемой от сообществ, на которые он подписан. Посредством включенности в разные группы, общности, организации, молодые люди переструктурируют свою социальную реальность. Данные изменения обусловлены постоянными взаимодействиями молодых людей друг с другом и получением новых знаний о социальных институтах, ценностях и нормах, посредством которых они регулируют социальные взаимодействия молодежи (Чупров, Зубок, Романович, 2019: 17). В соответствии с постоянно меняющимися знаниями о нормах и ценностях как объектах социальной реальности, изменяются и поведенческие установки в отношении к ним. Таким образом, под социальной реальностью молодежи следует понимать систему накопленных знаний и представлений молодых людей об условиях бытия, которая представлена в молодежном сознании в форме установок.

В. А. Луков использует термин «фрагментация представлений о социальной реальности», которая, с его точки зрения, свойственна современной молодежи. Данная фрагментация обусловлена, с одной стороны, переходностью социального положения молодежи, а с другой стороны, переходным состоянием самого общества, в которое интегрируется молодежь. В этой связи молодежные субкультуры, благодаря своей знаковой форме, по мнению В. А. Лукова, лучше всего позволяют социологу разглядеть зоны конструирования социальной реальности молодежью (Луков, 2008: 403). Знаковые системы молодежных субкультур лучше всего отражают отклонения в установках поведения молодежи на значимые социальные объекты.

Молодежные субкультуры как формы объединения и самоорганизации молодежи предлагают молодому человеку собственные мировоззренческие модели, отличные от общепринятых моделей мира взрослых. В данных моделях находят свое отражение инновационные практики поведения, формы проведения досуга, которые выражаются в специфических ценностях, нормах, образцах поведения (Чупров, Зубок, 2009: 46). По мнению А. И. Шендрика, в молодежных субкультурах происходит создание собственных систем символов, с помощью которых происходит узнавание «своих», т.е. тех, кто принадлежит к данной субкультуре и является носителем ее ценностей. В девиантных субкультурах культурные различия выходят на первый план в процессе самоидентификации участников данных общностей и в процессе взаимодействия с другими субкультурами. Противостояние в молодежных субкультурах отражает экстремальные установки в девиантном поведении молодежи. Экстремальные формы реакции связаны с завышенными ожиданиями, присущими молодежи. Данные реакции проявляются в форме агрессивности, которая приобретает крайние формы фанатизма и нигилизма (Чупров, Зубок, 2009: 49). Оправданию отклоняющегося поведения способствует включенность правонарушителя в субкультуру, в которой общественно значимые нормы и ценности трактуются иначе, чем в общей культуре (Topalli, 2005: 797-798). Американские социологи Хейт Копс и Патрик Уильямс в этой связи отмечают, что девиантная идентичность – это результат девиантной карьеры, когда молодой человек в процессе социализации вовлекается в девиантные субкультурные практики (Copes, Williams, 2007: 247).

По мнению отечественных исследователей И. Н. Пятницкой и А. А. Шаталова молодежная субкультура может нести в себе черты девиантной группы, если ее участники проявляют агрессивность по отношению к обществу и вовлекаются в деструктивные практики (Пятницкая, 2011: 17). В девиантных молодежных субкультурах на первый план среди групповых мотивов выходит агрессивное поведение, обусловленное конфликтными ценностными ориентациями и социальными установками с другими группами или обществом в целом. Особой формой девиантных субкультур выступают деликвентные субкультуры, которые отличает наличие ценностных кодексов, иерархии и деструктивная направленность деятельности.

Вовлечение в девиантные молодежные субкультуры происходит в подростковом и ранне юношеском возрасте. Для представителей данных возрастных групп характерны незавершенность психофизического и личностного развития. Так в подростковый период развития личности М. В. Ермолаева, отмечая положительные факторы, выделяет общие негативные проявления: дисгармоничность, свертывание и изменение установившихся интересов, протестующий характер по отношению к взрослым (Ермолаева, 2008: 235). В возрасте 14-15 лет на первое место среди мотивов деятельности у подростка выходит стремление общаться со сверстниками. А это означает, что важным в общении становится желание занять позицию лидера в группа, быть признанным среди значимых товарищей, стать непререкаемым авторитетом в каком-то деле. Отсутствие возможности добиться такого положения становится часто причиной вовлечения подростка в отклоняющиеся формы поведения, в девиантные подростковые компании. Нарушение отношений со сверстниками выступает одной из главных причин изменения поведения в указанном возрасте.

В современном обществе девиантные молодежные субкультуры обладают большим потенциалом вовлечения подростков и юношей в свою ряды. Во многом это стало возможным благодаря распространению в начале XXI в. социальных интернет-медиа, в роли которых выступают социальные сети, блоги, форумы, чаты. По данным компании «Крибрум», занимающейся мониторингом и анализом социальных медиа, на начало 2019 г. в деструктивные течения в российском сегменте интернета были вовлечены порядка 5 миллионов аккаунтов российских подростков, что составляет 35% от общей численности подростков в России (Методическое пособие, 2019: 3). Регуляция девиантного поведения деструктивными субкультурами является одной из социально-групповых особенностей девиантного поведения молодежи. Возникает новый феномен – цифровые девиантные субкультуры, которые регулируют групповое поведение посредством онлайн-коммуникации с помощью трансляции норм, правил и образцов поведения, способствующих вовлечению молодежи в девиантные интернет-сообщества (Holt, 2007: 27).

Заключение (Conclusions). Таким образом, в современном российском обществе создаются предпосылки для вовлечения молодежи как в позитивные, так и негативные формы девиаций. Основные причины, которые объясняют вовлечение молодежи в девиантные формы поведения, связаны с рискогенностью среды, в которой протекает адаптация молодежи, переходностью российского общества и незавершенностью процессов становления молодежи как субъекта общественных отношений. Данные процессы отражаются в социальной реальности молодежи в форме ее достраивания и переструктирования. В групповом сознании молодежи складываются новые феномены: фрагментация представлений о социальной реальности и изменяющаяся социальная реальность (как постоянно изменяющаяся система накопленных знаний и представлений молодых людей об условиях бытия).

Изменяющаяся социальная реальность регулирует девиантное поведение молодежи посредством формирования коллективных экстремальных установок, направленных на нивелирование базовых ценностей и норм ядра общей культуры. При таком подходе девиантное поведение молодежи, рассматривается как совокупность субкультурных отклонений от смысложизненных норм и ценностей, которые выступают базовыми элементами ядра общей культуры. Значимую роль в девиантном поведении молодежи в условиях изменяющейся социальной реальности играют девиантные субкультуры, которые в условиях все большего ухода молодежи в виртуальное пространство Интернета, предлагают отличные от общепринятых системы норм и ценностей. Складывается новый феномен – цифровые молодежные девиантные субкультуры.

В ходе проведенного анализа были изучены следующие социально-групповые особенности девиантного поведения молодежи: риск в структуре установок на отклоняющиеся формы поведения, преобладание в структуре данного поведения крайних (опасных) форм поведения (фанатизма и нигилизма), обусловленных в экстремальностью сознания, форм ухода от реальности, значимость в процессе регуляции данного поведения со стороны молодежных субкультур, усиливающаяся самоорганизация молодежи с отклоняющимся поведением в интернет-пространстве.

 


[1]Состав лиц, совершивших преступления. По данным Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/# (дата обращения: 05.08.2019).

[2]Состав лиц, совершивших преступления. По данным Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/# (дата обращения: 05.08.2019).

[3]Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140095700094 (дата обращения: 05.08.2019).

Список литературы

Девиантность, преступность и социальный контроль в «новом мире». Сборник статей / Я. И. Гилинский. СПб.: Алеф-Пресс, 2012. 352 с.

Ермолаева М. В. Психология развития. 4-е изд. М.: МОДЭК, 2008. 376 с.

Луков В. А. Теории молодежи. Междисциплинарный анализ: науч. Монография. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2012. 528 с.

Методическое пособие по выявлению признаков риска поведения в социальных медиа. М.: АО «Крибрум», 2019. 38 с.

Пятницкая И. Н., Шаталов А. И. Трудные дети – трудные взрослые. М.: Кнорус, 2011. 120 с.

Российская наука в цифрах / В. В. Власова, Л. М. Гохберг, Е. Л. Дьяченко и др. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 45 с.

Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. pед. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. М.: Academia, 2008. 608 с.

Степин В. С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011. 408 с.

Чупров В. И., Зубок Ю. А., Романович Н. А. Доверие в саморегуляции изменяющейся социальной реальности: монография. М.: Норма, 2019. 208 с.

Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления и тенденции. М.: Academia, 2009. 320 с.

Чупров В. И., Осипова М. А. Социология управления. Теоретические основы: Учебник. М.: РУДН, 2011. 172 с.

Шендрик А. И. Социология культуры: учеб. пособие для студентов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 495 с.

Copes H., Williams J. P. Techniques of affirmation: Deviant Behavior, Moral Commitment, and Subcultural Identity // Deviant Behavior. 2007. № 28. Pp. 247-272.

Gatti U., Haymoz S., Schadee H. M. Deviant Youth Groups in 30 Countries: Results From the Second International Self-Report Delinquency Study // International Criminal Justice Review. 2011. № 21 (3). Pp. 208-224.

Gilinskiy Ya. Deviance in the postmodern society // Power, Violence and Justice: Reflections, Responses and Responsibilities. View from Russia: collected papers XIX ISA World Congress of Sociology (Toronto, Canada, July 15-21, 2018) / Editor-in-Chief V. Mansurov. Moscow: RSS; FCTAS RAS. 2018. Pp. 77-28.

Harding D. J. Rethinking the Cultural Context of Schooling Decisions in Disadvantaged Neighborhoods: From Deviant Subculture to Cultural Heterogeneity // Sociology of Education. 2011. № 84 (4). Pp. 322-339.

Holt T. J. Subcultural evolution? examining the influence of on- and off-line experiences on deviant subcultures // Deviant Behavior. 2007. № 28. Pp. 171-198.

Kaukinen C., Apel R. The Effect of Variation in Intact Family Forms on Deviant and Antisocial Behavior // American Journal of Criminal Justice. 2017. № 42. Pp. 350-372.

Meldrum R. C., Clark J. Adolescent Virtual Time Spent Socializing With Peers, Substance Use and Delinquency // Crime and Delinquency. 2013. № 6 (18). Pp. 1104-1126.

Topalli V. When being Good is bad: an expansion of neutralization theory // Criminology. 2005. № 43. Pp. 797-836.