16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-2-0-1

Взгляд иностранцев на православие

Aннотация

Статья посвящена исследованию взгляда иностранцев на православие. Данная тема не исследована в науке, но обретает все большую актуальность ввиду возрастающей роли деятельности Русской Православной Церкви, а также глобализации, в результате которой происходит все большее взаимопроникновение культур и увеличивается необходимость защиты своей культуры, а русская культура зиждется в значительной степени на православии. Исследование носит пилотный характер, оно было проведено методом индивидуального интервьюирования. За две недели было получено 17 анкет от граждан 8 стран (Англии, Франции, Новой Зеландии, Вьетнама, Латвийской Республики, США, Бразилии и Украины). В статье приводятся полностью ответы респондентов на вопрос «Что Вы знаете о Православии?» (в переводе на русский язык), а также выборочно – ответы на остальные вопросы. По результатам исследования было получено изначальное представление о видении иностранцами православия, актуализированы наиболее известные для них аспекты, апробирована методика для продолжения исследования, подтверждена гипотеза, что на настоящий момент знания о православии у иностранцев невелики, так, есть представление, что оно распространено только в странах бывшего СССР, в то время как география значительно шире. Опросник содержал блок вопросов о России, по результатам респонденты в целом высказали очень положительное отношение к России и к людям, но негативно высказались о политической ситуации, что также стало подтверждением одной из гипотез исследования. Часть полученных данных уже была опубликована в 2018 г. в православном молодежном журнале «Хлеб жизни» (Гладкая, 2018). Анализ полученных данных и подробное описание исследования мы публикуем впервые в данной статье. В дальнейшем исследование будет продолжено.


Введение (Introduction). Необходимость данного исследования возникла в августе 2018 года и сейчас, летом 2019, она только возросла. Тема взгляда иностранцев на православие в современных научных исследованиях не освещена. Однако она чрезвычайно актуальна, поскольку сейчас в России идут процессы религиозного возрождения, а на геополитическом уровне рядом стран против России ведется информационная война. Третий фактор, ставший катализатором проведения данного исследования – проведение в России в июне-июле 2018 года финала 21-го чемпионата мира (далее – ЧМ) по футболу FIFA[1] и в Россию приехало, по данным Федерального агентства по туризму[2], более 3,4 миллионов человек. Иностранными гостями отмечалось в социальных сетях, что они получили неожиданно тёплый приём, увидели много хорошего в России, что развенчивало их стереотипы о мрачности, недоброжелательности русских людей и др. Ввиду значимости для российского общества процесса развенчивания стереотипов на Первом канале было рассказано об одном из наиболее популярных видео, оно было записано 17-ти летним англичанином Тэо Огденом и его отцом, и развенчало 8 мифов о России (в т.ч. о запредельных ценах, о мошенничестве таксистов, о грубости и хамстве принимающей стороны)[3].

Подобные видео значимы, они демонстрируют не только то, что мир глобализации дает новые возможности людям увидеть правду, но и способствуют установлению межкультурной коммуникации, которая невозможна (или неэффективна) при недостоверных начальных сведениях.

За месяц Чемпионата 3,4 млн. иностранцев увидели Россию такой, какая она есть. Искренние улыбки, красивые города, отзывчивые люди – все это произвело неизгладимое впечатление на людей, посетивших страну, в этот короткий период.

Существуют устоявшиеся стереотипы о жителях разных стран и о самих странах, но мы понимаем, что стереотип – это лишь конструкция, которая помогает нам осмыслить то или иное явление. Ясно, что в реальности все это не совсем так, как в стереотипах: англичане всегда делают «перерыв на чай», все австралийцы – любители вечеринок и серфинга, бразильцы живут только карнавалом, все французы надменны, украинцы не едят ничего кроме сала, а русские пьют водку постоянно... Стереотип определяют как устойчивый, нередко упрощенный образ какого – либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации. События мирового масштаба и интернет могут помочь получить достоверную информацию о представителях других стран.

Межкультурная коммуникация, по определению А.П. Садохина, это «социально обусловленный процесс обмена информацией различного характера и содержания, передаваемый при помощи различных средств и имеющий своей целью достижение взаимопонимания» (Садохин, 2004). О.А. Обдалова и О.В. Одегова отмечают, что исследователи межкультурной коммуникации «фиксируют внимание на том, что в условиях глобализации изучение «чужих» культур и языков обогащает восприятие и мотивирует более глубокое постижение своих национальных соответствий» (Обдалова, Одегова, 2018).

Наше исследование изначально было направлено на изучение видения значимых составляющих российской культуры представителями других культур. Но, получив результаты исследования, мы видим, что это также помогает нам лучше понимать и собственную культуру. Знаменитый антрополог, классик изучения культуры Эдвард Холл писал, «культура скрывает больше, чем она обнажает, и сколько бы странным не казалось такое положение, наиболее эффективно она скрывает это от собственных носителей… Конечная цель изучения культуры не столько в понимании иностранных культур, сколько в пролитии света на свою собственную» (Hall, 1998: 59). Таким образом, наше исследование будет способствовать изучению русской культуры. (О различиях в представлениях о культуре см.: Одегова, 2009, Антонюк, Трунеёв, 1994, Гачев, 1994). Различия ценностных оснований молодежи из разных стран представлены в исследованиях Н.П. Попова, И.Н. Чудновской и М.Е. Липатовой (Popov, 2019, Chudnovskaya, Lipatova, 2018).

Русская культура зиждется в значительной степени на православии, и мы полагаем, что дальнейший интерес к России, а также увеличивающаяся активность внешней деятельности Русской Православной Церкви – открытие представительств при международных организациях, в соответствии с Концепцией миссионерской деятельности[4] (Касаткин, 2010), создание новых миссий и храмов в разных частях света, − все это будет способствовать увеличению интереса в мире и к православию[5]. (Curanović, 2018, Kabul, Yesim, Velikaya, 2018, Aroutiounova, Linkova, Arslanov, 2017, прот. Николай Флоринский, 2010).. Говоря о распространенности православия в мире, отметим, что в настоящее время Русская Православная Церковь состоит из 15 поместных автокефальных церквей и трех автономных (Дворкин, 2019). «Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в Российской Федерации, Украине, Республике Беларусь, Республике Молдова, Азербайджанской Республике, Республике Казахстан, Китайской Народной Республике, Кыргызской Республике, Латвийской Республике, Литовской Республике, Монголии, Республике Таджикистан, Туркменистане, Республике Узбекистан, Эстонской Республике, Японии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах»[6].

Проведение пилотного исследования дало нам представление о некой точке отсчета для дальнейшей работы, а также помогло апробировать методику и опросник.

Гипотеза исследования – иностранцы знают о православии мало, а о России их мнение будет сформировано под воздействием новостей в СМИ. Цель исследования – выяснить, какие знания будут актуализированы респондентами в первую очередь при ответе на вопросы о православии. Также мы полагаем, что получение сведений об отношении к России в целом может помочь понять отношение людей к православию и влиять на количество их знаний. Для нашего исследования был важен каждый ответ.

Методологияиметоды (Methodology and methods). Данные для исследования собирались методом индивидуального интервьюирования посредством заполнения анкеты – опросного листа (далее – анкета). Анкета на русском языке включала в себя 27 вопросов. (См. Приложение 1) А именно: 10 вопросов о респонденте: возраст, гражданство, страна проживания, вид деятельности, вероисповедание, владение языками, а также задавался вопрос о том, был ли человек в России. Блок из 6 вопросов о России был призван помочь установить взаимосвязь между отношением/ знаниями о России и отношением/знаниями о православии, затем 8 основных вопросов - о православии. В конце были вопросы для дальнейшего взаимодействия с респондентами (см. Приложение 1). К моменту проведения опроса мы учитывали общий культурный фон, а также недавно произошедшие события, которые могли повлиять на мнение иностранцев о России и их знания о православии.

Для удобства сбора информации Анкета рассылалась не только в формате Word, но и была размещена на английском языке на электронном ресурсе Google. Также она была переведена на португальский язык и заполнялась респондентами в Бразилии. Анкета была отправлена знакомым автора, а от них уже была перенаправлена в другие страны. Таким образом, удалось собрать 17 анкет в течение двух недель.

В исследовании приняли участие представители следующих стран: Англия, Франция, Новая Зеландия, Вьетнам, Латвийская Республика – по 1 человеку (всего 5); США и Бразилия – по 4 (всего 8); Россия (СССР) и Украина – по 2 (всего 4). Возраст респондентов: 22-35 лет – 10 человек; 36 – 55 лет – 6 человек; от 56 лет – 1 человек. Вероисповедание: Православие – 2; Католичество – 5; Политеизм – 1; Индуизм – 1; Иудаизм – 1; Атеизм – 1; Не указали - 3; «Не имею вероисповедания» − 3; Вид деятельности: учеба – 7; работа – 9; находится на пенсии – 1. Бывали ли в России? Да – 11, нет- 6. Более половины респондентов приезжали в Россию в качестве туристов.

В дальнейшем мы будем приводить цитаты (в переводе на русский язык – прим. авт.) и будем указывать в скобках № респондента. Для удобства восприятия приводим сводную таблицу:

Научные результаты и дискуссия (Research results and discussion). Рассмотрим подробно ответы респондентов. В начале приводится цитата, в скобках указан № респондента из табл. 1.

«Что Вы сейчас думаете о России?». Цитаты из ответов на этот вопрос сгруппированы по наиболее частотным темам. Мы просили отвечать подробно.

О людях: «Замечательная страна с терпимыми, принимающими и понимающими людьми» (3[7]). «Люди очень образованные и вежливые» (12). «Я думаю, что Россия – страна, где люди смотрят на жизнь более реалистично и спокойно» (9).

Консервативность и приверженность традиционным ценностям (с положительной коннотацией): «Россия мне кажется более консервативной страной по сравнению с США; насколько мне известно, в России не говорят о тридцати новых полах и о введении новых местоимений» (2). «Россия по-прежнему сохраняет традиционные ценности, которые другие западные страны считают «консервативными», в том числе моральные ценности (но я думаю, что они велики)» (4).

Политика, социально- экономическое положение: «Сейчас есть агрессия со стороны правительства, которая влияет на мою страну. Страна с экономическим неравенством» (1). «Единственное, что мне не нравится, это то, что Путин – президент» (3). «Огромная страна, с братским народом для украинцев. К сожалению, с властью, которая ведет бессмысленную войну с Украиной. Нынешняя власть не заботится о благополучии русского народа, а пожинает плоды коррупции и пропаганды» (5). «Это довольно развитая страна с властью олигархии, высокой коррупцией, у россиян выросло чувство патриотизма. Условное равенство, приобретенное во время коммунизма, уходит в прошлое. Раньше в одном доме жили учитель и банкир, отличались квартиры внутри. Сегодня же появляются дома класса А, классовое неравенство проявляется все ярче, обосабливаются социальные группы» (15). «Россия – прекрасное место для жизни. Люди все время хотят жить в теплых и солнечных местах, но забывают об опасности, которая сейчас проявляется все больше в нашем мире: рост насилия и потребления наркотиков провоцирует общую нестабильность в мире. В России же я гулял по улицам в любое время суток без всякого страха, и это мне очень понравилось. Строгость властей также на меня произвела очень позитивное впечатление» (11). «Россия – страна очень важная, имеет большой вес в международной политике. Считаю, что у России большие возможности, чтобы иметь сильную экономику и дать многое своему народу. В России есть нефть, большие ресурсы, технологии, хорошее качество образования. Считаю, что Россия себя правильно позиционирует в борьбе против мирового терроризма» (16).

Об интеллектуальном потенциале: «Сохраняется интеллектуальная элита и очень сильные школы (вопреки западным тенденциям)» (2). «Россия великая страна. Русские люди очень умны» (4). «Сравнивая с Бразилией, могу сказать, что местная молодежь, прекрасно понимая внутренние проблемы собственной страны, и не стесненная никакими границами, поучившись по программам обмена студентами в самых разных странах – Италии, Англии, Новой Зеландии, Франции, и пр., категорически не хочет жить и работать нигде, кроме собственной страны. В России, к сожалению, ситуация обстоит немного иначе, и это нужно кардинально менять» (13).

О духовности, ценностях и культуре: «Русская литература, музыка, природа, архитектура мне наиболее близки. Мне также кажется, что русский народ более духовный, что является для меня положительной чертой» (2). «Россия – влиятельная и культурная страна» (8). «Россия – страна очень высокой культуры с огромным потенциалом» (12). «Прежде всего, мне нравится русская музыка и писатели, а также – спорт» (17). «Основной ценностью становится внешняя успешность, внешнее счастье. Первые вопросы в России – есть ли у тебя квартира в собственности и сколько стоит метр, сколько ты зарабатываешь, сколько стоит бензин. Семья так же рассматривается больше как проект, дети так же должны достигать каких-то целей. Отдых – это что-то постыдное: «ты был в отпуске? − Да, совсем немного, работал там тоже, не отдохнул». Люди боятся признать, что они просто отдохнули, ведь нужно быть в тонусе, и эффективно проводить даже отпуск, погружаясь в интереснейшие занятия, не тратя время зря» (15). «Восхищает то, что Россия уверенно возвращает, утраченное было, ведущее место в мире. Русским не хватает консолидации, идеи, которая бы определила их как великую и единую нацию. Больно видеть, что многие, покидающие Россию, ругают все русское и российское. Пока есть люди, стремящиеся покинуть страну, нельзя говорить о национальном самосознании, национальной гордости и единстве народа» (13).

Резюмируем, что респонденты затронули несколько основных тем: русские люди, традиционные ценности, духовность, культура, политика и социально – экономическое состояние страны и значимое положение России на мировой арене. В силу возраста и количества проведенного в стране времени они указывали на разные аспекты. О людях высказывания очень позитивные, отмечался особо интеллектуальный потенциал, вежливость, спокойствие, понимание. Приверженность русских традиционным ценностям трактовалась в положительном ключе, никто не говорил здесь об отсталости, наоборот, как соблюдение нормы, которой не хватает в других странах. Отмечен высокий культурный уровень страны. Те, кто не был в России, в первую очередь, говорили о политике, о Президенте РФ с негативной стороны, что подтверждает нашу гипотезу об оказываемом на них информационном влиянии посредством СМИ. Респонденты, которые родились в Советском Союзе, говорили о социальных проблемах - бедности пенсионеров, было также отмечено, что русским не хватает консолидирующей идеи, а также – стремление молодежи уехать из страны. Ответы демонстрируют нам широкую палитру представлений.

Чтобы выявить наиболее яркие моменты в мнениях о России, мы задали два уточняющих вопроса: Что произвело на Вас положительное впечатление в России? (посещавшим страну). Что произвело на Вас негативное впечатление. Ответы красноречивы:

Позитивное: «Мне очень понравились люди. Думаю, что русские отличаются от европейцев. У них другие ценности» (16). «Наличие интеллектуальной элиты, духовность, литература, природа» (2). «Самодостаточная и богатая страна, есть хорошие возможности для получения качественного высшего образования» (5). «Музеи и отношение к историческим ценностям. Я приехал в начале сентября и меня поразили дети, идущие 1-го сентября в школу, все нарядные, с букетами цветов. И те же дети потом в музеях, с учителями, дисциплинированные и воспитанные. Чувствовал себя абсолютно безопасно на улице, это тоже произвело очень хорошее впечатление» (12). «Чистота, вкусная еда, культурная жизнь городов, красивые женщины, количество людей, читающих в метро, ассортимент товаров в магазинах» (15). «Люди. Они ценят вас за вас. Они не судят о вас по материальным вещам» (10).

Негативное: Отмечался несколько раз холод зимой и отсутствие кондиционеров в транспорте – летом. «Люди в среднем менее чуткие и толерантные чем в западном мире по отношению к незнакомцам» (5). «Грубость, уныние, бедность пенсионеров, закрытость людей, отсутствие инфраструктуры для инвалидов и женщин с детьми, сосредоточенность на материальных благах» (15). «В исторических городах, когда я пытался задавать вопросы служащим (музеев), они отвечали неохотно, с их стороны я встречал очень сухое и холодное отношение, что вызывало антипатию» (11).

Три человека ответили, что негативного не было.

Теперь мы переходим к основной теме нашего исследования и приводим ответы респондентов на вопрос полностью, так как они являются важнейшей составляющей, которая позволяет отразить именно взгляд иностранцев на православие:

Что Вы знаете о Православии? «Главным объектом веры в православии является Христос. Распространяется только в странах СНГ» (1).

«Знаю очень мало. Кажется, в православии во время богослужений принято стоять, даже если богослужение длится около трех часов. По-моему, это связано с неким разделением страданий Христа. Знаю, что православие распространено в России и Украине» (2).

«Я не знаю много. Как умеренно религиозный человек я сам уважаю другую традицию» (3).

«Большая христианская конфессия, верная первоначальному учению Иисуса Христа. К сожалению, имелись недоразумения, которые привели к большому расколу с западной католической церковью в прошлом» (4).

«Немного, это не моя религия. Важная составляющая в образе русского человека» (5).

«Ничего» (6).

«Я знаю, что многие доктрины похожи на Римско-католическую церковь, но иерархия организована иначе; есть патриархи, а не епископы, и нет одной главной фигуры, как Папа. Есть больше постов, чем в римско-католической церкви (четыре, мне кажется). Я был на византийских, греческих, армянских и украинских православных литургиях, и я думаю, что русские православные литургии будут похожи на них (с иконостасом)» (7).

«Это ответвление христианства, которое исповедуют в Восточной Европе» (8).

«Я знаю, что это не обычная религия для мест, откуда я родом. Мы рассматриваем его здесь как очень далекого «родственника» римского католицизма и на самом деле они имеют много общего. Я был воспитан как католик с детства и получил представления о святых, об общих молитвах и т.д. И, насколько я понимаю, православный христианин совершает много одинаковых обрядов в своих местах поклонения. Я думаю, что православные христиане верят в святых, Деву Марию и возносят общие молитвы, хотя я могу ошибаться. Я также считаю, что православные христиане чувствуют более тесную связь с монахами и пещерами, в которых их тела были погребены, чем последователи любой другой формы религии, о которой я слышал. Кажется, это имеет большое значение и в делах, основанных на традиции. Я вижу, что женщины прикрывают головы при посещении важных религиозных мест или посещая мессу» (9).

«Я знаю, что это древняя форма христианства. С очень отличающимися ритуалами от христианства на Западе. Это также очень красивая религия. Меня всегда восхищала красота их икон» (10).

«Христианская религия та же, что и в католической церкви. Я видел обряды, совершаемые в Православной церкви. Православные священники могут жениться, заводить семью, в противоположность католическим священникам, которые обязуются хранить целомудрие» (11).

«Не могу ответить. Никогда не был на службе в православной церкви» (12).

«Я крестилась сама в 20 лет сознательно. Читала Библию. Знаю немного историю православия на Руси. Знаю некоторые молитвы. Думаю, что для русской православной церкви необходимо активнее участвовать в общественной жизни, помогать нуждающимся, одиноким, больным. Люди должны находить в церкви не только доброе слово и моральную поддержку, но и реальную помощь. Нужно активнее привлекать волонтеров. Не допускать, чтобы людей завлекали в различные секты, которые так расплодились последнее время. Сильная, активная и массовая православная церковь может намного больше, чем все мелкие фальшивые проповедники» (13).

«Достаточно, для того чтобы считать себя православным и быть им, хотя и не воцерковлённым» (14).

«Это направление христианства от католицизма отличается календарем и вопросом филиокве. Подразумевает в себе веру в единого бога, веру в воскресение. Наибольшее число православных находится на территории России. В России не закреплено как официальная религия. За рубежом представлено двумя церквями – московским патриархатом и зарубежной церковью» (15).

«То, что я знаю, что православие – это результат разделения единой христианской церкви на несколько течений. Знаю, что в православии особые обряды. Но в плане базовой, теологической основы, насколько я понимаю, разницы между христианскими церквями практически нет» (16).

«Я уже был в православной церкви в Порту-Алегри. Очень красивые ритуалы, красивая литургия. Красивые молитвы» (17).

Исходя из ответов, мы видим, что о распространении православия по всему миру не говорит никто, некоторые говорят, что оно распространено в странах СНГ. О православии в целом знают немного, в первую очередь, т.к. это не является религиозной традицией большинства респондентов, а также, как мы предполагаем, в силу того, что информации о «православии в мире» не так много в медийном пространстве и миссия в странах не очень обширна. Большинство респондентов ответили, что это ответвление христианства. Некоторые знают и такие тонкости как различия с отношением к филиокве и иной церковный календарь. Особый интерес представляет и мнение русской православной женщины, много лет живущей в Бразилии о том, как следует развиваться церкви – № 13, поскольку исходя из других ответов респондента видно, что она переживает за страну и видит в Русской Православной Церкви один из оплотов для возрождения ее мощи.

Ответы на следующие вопросы мы приводим кратко.

«Заметили ли Вы, что русские люди религиозны? Что для них важна духовная жизнь?». Ответы тех, кто побывал в России, можно условно сократить до: Да, скорее да – 10 человек, Нет, скорее нет – 7 человек. Отметим сложность понятия «религиозный человек», интересно, что под ней подразумевали респонденты, ответы: «Это не очень заметно. Некоторые русские крестятся перед церквями» (15). «Нет, я не заметил особой религиозности в русских. Никто не говорил со мной о религии во время моего пребывания в России, никто не касался этих вопросов. Думаю, что русские очень глубоко чувствуют музыку, литературу, поэзию, искусство, и это делает их духовную жизнь, безусловно, богатой. Но не вижу в этом никакой связи с религией» (16). «Не заметил ничего подобного во время моего пребывания в России, никто не говорил о том, чтобы пойти в церковь» (11).

Таким образом, под религиозностью русских иностранцы называли: пойти в церковь вместе, креститься при виде храма, разговоры о Боге. Мы полагаем, что это все не свойственно для русских людей из-за влияния советского периода (запрета на религию). И хотя религия в настоящее время пронизывает многие общественные сферы, но в России, в православной традиции, не принято звать малознакомых людей в храм, если заведомо неизвестно, что им это точно интересно, а большая часть респондентов была в России в качестве туристов.

«Принимали ли Вы участие в православных богослужениях? Хотели бы поучаствовать в православных богослужениях? Почему?». Большинство ответили отрицательно, но были и положительные ответы не только от православных людей. «Да, принимал. В Порту-Алегри. Я принял участие, потому что думаю, что это интересный ритуал, и мне очень нравится музыка и литургия с песнопениями. Я хотел увидеть, как это происходит» (17). В основном ответы были связаны с отсутствием интереса к участию в чужих обрядах и приверженности другим религиям.

«Знаете ли Вы, кто является Патриархом в Русской Православной Церкви?». 11 человек ответили, что знают, кто является патриархом в Русской Православной Церкви, 6 – не знают.

«Что вы думаете об архитектуре храмов в России? Каково Ваше отношение к пожертвованиям в Церкви?». «Прекрасная архитектура. По поводу пожертвований – ни одно учреждение не может существовать без средств, не вижу ничего постыдного для Православной церкви в сборе пожертвований» (11). «Это чудо. Увидеть архитектуру храмов и соборов – главная причина, по которой я иду посетить их, хотя сам я не христианин» (3). «Очень красивые и в отличной сохранности. У меня создалось впечатление, что архитектура православных храмов хорошо отражает суть христианского учения. По поводу пожертвований – если церковь ведет социальную работу, должны быть пожертвования. Здесь я делаю пожертвования в разные религиозные организации, куда время от времени хожу» (12). «Самый красивый собор, который я видел в моей жизни – Исаакиевский Собор. Мне он показался лучше, чем соборы Ватикана. Невероятно красивый. По поводу пожертвований. Считаю, что верующие люди, которые ходят в церковь и нуждаются в ней, должны помогать в меру своих возможностей, так как пожертвования – единственный способ поддерживать существование церкви» (16).

Большинство ответов свидетельствовали о восхищении архитектурой православных храмов. Вопрос о пожертвованиях не вызвал отрицательного отклика у респондентов, большая часть считает это нормой. Отметим, что вопрос о пожертвованиях был задан не случайно. В самой России в информационном пространстве вопрос пожертвований носит достаточно провокационный характер и вызывает споры, поэтому было особенно интересно, как видят это иностранные граждане.

«Что Вас удивляет в русском Православии? Вы сами считаете себя религиозным человеком? Что делает Вас таковым?». 8 человек назвали себя религиозными людьми, 5 – нерелигиозными, 4 человека – частично религиозными (совершающими обряды). При этом ответили, что посещают религиозные мероприятия: да – 9, нет – 6, изредка – 2.

Из «удивляющего» отмечалось, что непонятно наличие крестов. «Наверное, крест – это символ страданий. Но почему прибегают к этому символу, не совсем ясно» (2). «Влияние русской церкви на страны бывшего СССР» (1). «То, что все кажется очень точным и упорядоченным, меня так удивило, что даже в католических церквях все не всегда так строго и аккуратно» (9). «Я религиозен. Я посещаю мессу каждый день и практикую добродетели, преподаваемые моей религией» (4). «Я религиозный человек. Бог – самая важная Личность в моей жизни» (7). «Я не знаю православия настолько глубоко, поэтому не могу ничего сказать об этом. Я не религиозный человек. Я рациональный человек, верю только в то, что способен объяснить себе» (16). На тему изучения религиозности русских людей 2018 году было проведено исследование методом сетевого анализа (Chudnovskaya, Lipatova, 2018).

Заключение (Conclusions). Результаты нашего исследования показывают, что многие иностранцы считают, что в России люди сохранили приверженность традиционным консервативным ценностям. Архитектура православных храмов и красота песнопений привлекает и завораживает, большинство иностранцев знает, что православие – это ответвление христианства, некоторые знают и о вероучительных тонкостях, как, например, вопрос филиокве. Интересно, что о том, что православие распространено во всем мире, судя по ответам, не знал никто. Тогда как сейчас православие распространено на всех континентах, даже в Антарктиде действует храм в честь Святой Троицы.

Наше исследование призвано привлечь внимание к теме православия в мире, а также способствовать изучению русской культуры. По результатам исследования, можно сказать, что о православии за рубежом известно не очень много. О России участники исследования говорили в позитивном ключе, особенно о людях и культуре. Те, кто не бывал в России, в первую очередь из негативного указывали на политические обстоятельства, что, мы полагаем, является результатом информационной кампании, которая ведется в других странах в отношении России. Знания о России кореллируют напрямую со знаниями о православии. Те, кто знает больше о России, бывал здесь, знают и говорят больше и о православии. Родившиеся в СССР и России респонденты сохранили приверженность православной религии, считают себя русскими, независимо от нового гражданства. В нашем следующем исследовании мы продолжим изучать взгляд иностранцев на православие.

 


[1]Чемпионат мира по футболу FIFA в России // Fifa.com. URL: https://ru.fifa.com/worldcup/ (дата обращения: 05.05.2019).

[2]Ростуризм подвел туристические итоги чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России // Федеральное агентство по туризму. URL: https://www.russiatourism.ru/news/15818/ (дата обращения: 11.04.2019).

[3]17-летний британский болельщик приехал на Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России и записал видеообращение к подданным Ее Величества // Первый канал. URL: https://www.1tv.ru/news/2018-07-10/348500-17_letniy_britanskiy_bolelschik_priehal_na_chempionat_mira_po_futbolu_fifa_2018_v_rossii_i_zapisal_videoobraschenie_k_poddannym_ee_velichestva (дата обращения: 11.04.2019).

[4]Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html (дата обращения: 12.04.2019).

[5]О современной внешней миссии Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3102956.html (дата обращения: 12.04.19).

[6]Устав Русской Православной Церкви Глава I. Общие положения // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133115.html (дата обращения: 12.05.2019).

[7] Указаны номера вопросов в анкете.

Список литературы

Антонюк Е. Ю., Трунёв С. И. Трансформация национального образа России в системе межкультурной коммуникации // Вестник ПАГС. 2014. №5 (44). C. 63-71.

Гачев Г. М. Национальные образы мира. М., 1994. 480 с.

Гладкая О. М. Россия и Православие глазами иностранцев // Хлеб жизни. 2018. №9. С. 28-35.

Касаткин П. И. Русская православная церковь как актор современной мировой политики // Вестник МГИМО. 2010. №6. C. 141-151.

Обдалова О. А., Одегова О. В. Межкультурная и межъязыковая коммуникация как новая реальность в контексте глобализации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. №44. С. 70-81.

Одегова О. В. Соприкосновение с иноязычной культурой посредством конфликта в контексте межкультурной коммуникации // Вестник Томского государственного университета. 2009. №324. С. 136-138.

Прот. Николай Флоринский Влияние русской православной церкви на культуру народа // Русин. 2006. №2. C. 130-135.

Садохин А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 271 с.

Дворкин А. Современные Православные Церкви (справка) // Православие и Мир. URL: https://www.pravmir.ru/sovremennye-pravoslavnye-cerkvi-spravka/ (дата обращения: 12.04.2019).

Aroutiounova J. M., Linkova E. V., Arslanov R. A. The Image of Russia in French Travel Literature of the XIXth century // Bylye Gody. 2017. Vol. 43, Iss. 1, P. 59-67.

Chudnovskaya I. N., Lipatova M. E. Impact of media on shaping ethno-cultural stereotypes in British and Russian young people // Media Watch. 2018. Vol. 9, Iss. 3. P. 426-436.

Curanović A. Russia’s Mission in the World // Problems of Post-Communism. 2018.

Hall E. T. The Power of Hidden Dimensions // Basic concepts of cultural communication. Bennet M.J. (ed). Intercultural Press-Inc, 1998. P. 25-78.

Kabul O., Yesim G., Velikaya O. V. The development of culture influenced by religion and its connection with continuity as a philosophical notion // European Journal of Science and Theology. 2018. Vol. 14, №3. P. 95-104.

Popov N. P. Comparative analysis of social and political views of Russian and American youth // Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2019. №1. P. 126-152.