Социальные стратегии детей-инвалидов: проблема сопровождаемого проживания
Статья подготовлена на основе данных опроса родителей детей-инвалидов Белгородского региона. В качестве индикатора проблемы выступают наличие инклюзивного пространства для детей-инвалидов, оценка возможностей для самостоятельного проживания ребенка-инвалида, оценка важности элементов сопровождаемого проживания, оценка наличия ресурсов для организации сопровождаемого проживания в регионе, оценка проблем в организации сопровождаемого проживания для детей-инвалидов. Исследование проводилось методом массового онлайн опроса родителей детей-инвалидов (N=1021). Делается вывод, что сопровождаемое проживание является одной из значимых социальных стратегий для детей с инвалидностью. Для ребенка с инвалидностью это означает не только физическую независимость, но и развитие социальных навыков, необходимых для взаимодействия с окружающим миром. Данные аспекты были подтверждены ответами респондентов нашего исследования. Тем не менее, недостаточное финансирование и ограниченная доступность квалифицированных кадров могут стать серьезными препятствиями для эффективной реализации данной стратегии социальной адаптации. Также актуальна информированность населения о возможностях и ограничениях в реализации этой стратегии на уровне региона. Поэтому мы считаем, что основной задачей региональных властей должно стать повышение доступности информации для семей, воспитывающих детей-инвалидов, о социальных стратегиях в Белгородской области, увеличение ресурсов для реализации сопровождаемого проживания, а также усиление подготовки специалистов в этой сфере.
Иллюстрации
Ковальчук О. В. Социальные стратегии детей-инвалидов: проблема сопровождаемого проживания // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11, № 3. С. 286-298. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-1-6.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Альдашева А. Б., Сиротина Т. В. Сопровождаемое проживание лиц с инвалидностью в Российской Федерации: возможности социальной интеграции // Социальная интеграция и развитие этнокультру в евразийском пространстве. 2017. № 5-2. С. 14-18.
Деточенко Л. С. Вовлеченность детей-инвалидов в социальные связи и сообщества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 4 (64). С. 70-78. DOI: 10.52452/18115942_2021_4_70. EDN: CXZDZM.
Зайцев Д. В., Склярова Т. В. Развитие практик инклюзивной культуры в работе социальных служб: социологический анализ проблем и перспектив // Бюллетень науки и практики. 2019. № 11. С. 343-351. DOI: 10.33619/2414-2948/48/43. EDN: XJQWFQ.
Зубок Ю. А. Риск в социальном развитии молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 1. С. 147-162.
Клочко Е. Ю. Жизнь без барьеров: о перспективах. Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, №1. C.94-107. DOI: 10.17759/pse.2016210108. EDN: VSEQHD.
Ковальчук О. В. Профессиональные жизненные стратегии детей-инвалидов как индикатор благополучия региона // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 3. С. 37-48. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-3-0-4. EDN: GHZWNG.
Ковальчук О. В. Профессиональные жизненные стратегии детей-инвалидов: проблема профессиональной ориентации // Научные результаты социологии-2023. Сборник статей по материалам III Международного научного онлайн-форума. Белгород, 2024. С. 89-95. EDN: GIDDCD.
Резник Ю. М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002. 260 с.
Склярова Т. В. Стратегии и практики инклюзии детей-инвалидов: социологический анализ эффективности // Материалы Международной модульной научно-практической конференции «Инклюзия для всех – 2020: Социальная инклюзия в современном социокультурном пространстве». Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, 2020. С. 29-30.
Фуряева Т. В., Маркевич А. Н. Моделирование сопровождаемого проживания молодых людей с РАС как условие создания новой социальной инклюзивной практики // Сибирский вестник специального образования. 2016. № 3 (18). С.43-49.
Чечерина О. Б. Сопровождаемое проживание как эффективная альтернатива психоневрологическим интернатам // Сетевое издание «Электронный журнал «Практика социальной работы. Открытый методический ресурс». 2016. № 1. С.1-13.
Чупров В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. 1998. № 3. C. 93-106.
Шаповалова И. С., Заводян И. С. Поколение Z: ценности, диспозиции и социализационные результаты // В книге: Поколение Z: многообразие идентичностей, ориентаций, поведения. Уфа, 2021. С. 25-45.
Шаповалова И. С. Карьерные стратегии провинциальной молодежи // Социальная политика и социология. 2021. Т. 20. № 3 (140). С. 173-182. DOI: 10.17922/2071-3665-2021-20-3-173-182. EDN: DYRHQM.
Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания FZWG-2023-0016, тема «Жизненные стратегии молодежи в условиях геополитической трансформации российского пространства», 2023-2025 гг.