Студенты как драйвер академического развития преподавателей
Актуальность. В условиях трансформации высшего образования особую значимость приобретает исследование роли студентов как активных участников образовательного процесса, поскольку их инициатива и вовлеченность способны стать катализатором профессионального и личностного роста преподавателей. В статье студенты рассматриваются как активный субъект образовательного процесса и изучается их влияние на академическое развитие преподавателей. Научную проблему определяет противоречие между традиционной моделью «преподаватель-студент» и необходимость трансформации образовательных отношений в партнерство, основанное на взаимном развитии. Недостаточная разработанность теоретических и методологических подходов к оценке влияния студенческой активности на академическое развитие преподавателей обусловливает необходимость комплексного изучения данного феномена. Методы. Анкетный опрос, проведенный в октябре-ноябре 2024 г. среди профессорско-преподавательского состава (n=2120) пятнадцати российских вузов (участников программы «Приоритет 2030» и кандидатов на вхождение в нее). Научные результаты. Рассмотрено стремление преподавателей к академическому развитию и влияние на этот процесс студентов (их ожиданий, запросов и требований). Респондентам предложено, опираясь на опыт педагогической деятельности, указать процент обучающихся, мотивирующих их к профессиональному, личностному и карьерному развитию. По субъективным оценкам преподавателей, их академическому развитию способствуют 47% студентов. Опрошенные из классических вузов, ощущают более сильное влияние обучающихся (53%) на свое стремление к развитию, что может быть связано с преобладанием традиционных методов обучения и сформированной академической культурой в таких учебных заведениях. Преподаватели-женщины и те, кто активно участвует в университетских мероприятиях, направленных на их академическое развитие, более высоко оценивают уровень влияния со стороны студентов (51% и 53%, соответственно), что может свидетельствовать о важности вовлечения обучающихся в образовательный процесс. Респонденты, удовлетворенные работой в университете, отмечают больший процент студентов, мотивирующих их к академическому развитию (60%). Выводы: Исследование показало, что студенты – значимый субъект академического развития преподавателей, при этом в классических вузах их влияние проявляется сильнее благодаря устоявшимся традиционным методам обучения и академической культуре. Более высокое воздействие студентов на преподавателей наблюдается среди женщин-преподавателей и тех, кто активно участвует в университетской жизни, что особенно заметно в условиях позитивного профессионального климата. Статья полезна представителям университетского менеджмента для принятия управленческих решений в отношении управления академическим развитием сотрудников, а также самим преподавателям университетов и всем, кто интересуется вопросами высшего образования. Полученные данные могут применяться для разработки более эффективных стратегий стимулирования академического развития профессорско-преподавательского состава, программ повышения образовательной мотивации обучающихся и оптимизации взаимодействия студентов и преподавателей, для повышения качества образовательного процесса и академического развития сотрудников вузов.
Иллюстрации
Ефимова Г. З. Студенты как драйвер академического развития преподавателей // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11, № 3. С. 263-285. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-1-5.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Ефимова Г. З. Преимущества и недостатки работы в университете: по оценкам научно-педагогических работников // Вестник университета. 2024. №10. С. 180-195. DOI: 10.26425/1816-4277-2024-10-180-195. EDN: AAUYVD.
Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Мечта о хорошем образовании: противоречия развития образовательных общностей в российских университетах // Мир России. 2019. Т. 28, № 2. С. 98-124. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-2-98-124. EDN: TSIHQC.
Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества в российских вузах: от проблемы к концепции // Социологический журнал. 2023. Т. 29, № 1.
С. 78-96. DOI: 10.19181/socjour.2023.29.1.4. EDN: JKZUTK.
Afrilia A., Waluyo U., Apgrianto K., Soepriyanti H. The Impact Of Teacher-Students Relationship On English Students’ Motivation (A Survey On The First Year English Department Students). Pendas Jurnal Ilmiah Pendidikan Dasar. 2024. Vol. 09, № 2. Pp. 2297-2318. DOI: 10.23969/jp.v9i2.13651. EDN: SISZDJ.
Bikowski D., Broeckelman M. ‘An Educational Framework for Nurturing a Culture of Academic Honesty’ // Riding the Wave to Excellence in Engineering Education. 114th Annual Conference of the American Society for Engineering Education, 2007. June 24-27, Honolulu, Hawaii. URL: http://soa.asee.org/paper/conference/paper-view.cfm?id=5376 (дата обращения: 06.06.2025).
Bovill C., Felten P. Cultivating student-staff partnerships through research and practice // International Journal for Academic Development. 2016. № 21(1). Рр. 1-3. DOI: 10.1080/1360144X.2016.1124965.
Bovill C., Felten P., Cook-Sather A. Engaging Students as Partners in Learning and Teaching (2): Practical guidance for academic staff and academic developers // In International Consortium on Educational Development Conference, Stockholm, Sweden, 2014. 16-18 June. Pp. 1-6. URL: http://iced2014.se/proceedings/1146_BovillFeltenCook-Sather%20.pdf (дата обращения: 20.02.2025).
Dickerson C., Jarvis J., Stockwell L. Staff-student collaboration: student learning from working together to enhance educational practice in higher education // Teaching In Higher Education. 2016. Vol. 21, № 3. Рр. 1-17. DOI: 10.1080/13562517.2015.1136279.
Fei Y., Tien L.-Ch. The influence of work values and work engagement on improving the work performance of young teachers in universities // Journal of Law and Sustainable Development. 2024. Vol. 12, № 2. e2585. DOI: 10.55908/sdgs.v12i2.2585. EDN: OYYKWW.
Gill A., Herbert G., Mathur N., Nagpal V. Gender Differences and Factors that Improve Student Educational Satisfaction // A Study among Indian Commerce Students. 2011. Vol. 2, №5. Pp.27-37.
Healey M., Flint A., Harrington K. Students as Partners: Reflections on a Conceptual Model // Teaching and Learning Inquiry. 2016. Vol. 4,
№ 2. Рр. 8-20. DOI: 10.20343/teachlearninqu.4.2.3.
Healey M., Flint A., Harrington K. Engagement through partnership: Students as partners in learning and teaching in higher education. York: HE Academy, 2014.
Huet I., Van Der sluis H., Woodfield S. The benefits from staff-student partnerships in pedagogical and institutional research: an evaluation research study // Connecting Higher Education: International perspectives on research-based education; 27 - 28 Jun 2017. London, 2017.
Juanda D.A., Rosiana D. Kajian Mengenai Academic Burnout pada Mahasiswa Fakultas Kedokteran // Bandung Conference Series: Psychology Science. 2024. Vol. 4, №2. Pp. 1046-1053. DOI: 10.29313/bcsps.v4i2.12959. EDN: PNCEUA.
Katel N. The Influence of Motivation on Teaching Performance and Student Outcomes // Solukhumbu Multiple Campus Research Journal. 2024. Vol. 6, № 1. Рр. 67-74. DOI: 10.3126/smcrj.v6i1.74526. EDN: XFCRFN.
Khamis H. Measures of Association: How to Choose? // Journal of Diagnostic Medical Sonography. 2008. Vol. 24, Iss. 3. Рр. 155-162. DOI: 10.1177/8756479308317006.
Malik A.S., Nadeem M., Tariq M. The Gender Difference In Students-Teachers Interaction At University Level: A Quantitative Analysis // Pakistan Journal of Gender Studies. 2022. № 22 (1). Рр. 29-50. DOI: 10.46568/pjgs.v22i1.573. EDN: OEBSTO.
McGrade A. (ed.). The Cambridge Companion to Medieval Philosophy (Cambridge Companions to Philosophy) (Cambridge Univ. Press). 2003.
Rahman Md. H., Bin Amin M., Yusof M. F., Islam Md. A., Afrin S. Influence of teachers’ emotional intelligence on students’ motivation for academic learning: an empirical study on university students of Bangladesh // Cogent Education. 2024. Vol. 11, № 1. DOI: 10.1080/2331186x.2024.2327752. EDN: FHHSTG.
Riché P. Education and Culture in the Barbarian West, Sixth through Eighth Centuries (Columbia: University of South Carolina Press). 1976. 557 р.
Roupas Z. Radical reform is needed to combat power abuses in academia. Nat Hum Behav. 2025. URL: https://www.nature.com/articles/s41562-025-02127-3 (дата обращения 21.03.2025).
Sebolao R. Enhancing Academic Development: A reflexive exploration of Staff and Students’ Experiences on curriculum co-creation // Research in Educational Policy and Management. 2023. Vol. 5, № 3. 165-179. DOI: 10.46303/repam.2023.29. EDN: ZACYKW.
Sarwar S., Tara A.N., Abid M.N., Dukhaykh S. Teachers’ Academic Motivation and Student Procrastination Behaviour: Mediating Effects of Emotion Regulation and Study Habits» // BMC Psychology. 2025. Vol. 13, № 1.
Singh S., Remenyi D. Plagiarism and ghostwriting: The rise in academic misconduct // South African Journal of Science. (Academy of Science of South Africa). 2016. Vol. 112. Рp. 7-7.
Tran L. H., Moskovsky C. Students as the Source of Demotivation for Teachers: A Case Study of Vietnamese University EFL Teachers // Social Psychology of Education. 2022. Vol. 25, Iss.6. Рр. 1527-1544. DOI: 10.1007/s11218-022-09732-4. EDN: KYQRMQ.
Амбаровой П.А., профессору Уральского федерального университета, за критические замечания и конструктивные рекомендации, позволившие улучшить текст публикации; анонимным рецензентам; научно-педагогическим работникам российских университетов, принявшим участие в анкетном опросе.