16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-1-5.

Студенты как драйвер академического развития преподавателей

Актуальность. В условиях трансформации высшего образования особую значимость приобретает исследование роли студентов как активных участников образовательного процесса, поскольку их инициатива и вовлеченность способны стать катализатором профессионального и личностного роста преподавателей. В статье студенты рассматриваются как активный субъект образовательного процесса и изучается их влияние на академическое развитие преподавателей. Научную проблему определяет противоречие между традиционной моделью «преподаватель-студент» и необходимость трансформации образовательных отношений в партнерство, основанное на взаимном развитии. Недостаточная разработанность теоретических и методологических подходов к оценке влияния студенческой активности на академическое развитие преподавателей обусловливает необходимость комплексного изучения данного феномена. Методы. Анкетный опрос, проведенный в октябре-ноябре 2024 г. среди профессорско-преподавательского состава (n=2120) пятнадцати российских вузов (участников программы «Приоритет 2030» и кандидатов на вхождение в нее). Научные результаты. Рассмотрено стремление преподавателей к академическому развитию и влияние на этот процесс студентов (их ожиданий, запросов и требований). Респондентам предложено, опираясь на опыт педагогической деятельности, указать процент обучающихся, мотивирующих их к профессиональному, личностному и карьерному развитию. По субъективным оценкам преподавателей, их академическому развитию способствуют 47% студентов. Опрошенные из классических вузов, ощущают более сильное влияние обучающихся (53%) на свое стремление к развитию, что может быть связано с преобладанием традиционных методов обучения и сформированной академической культурой в таких учебных заведениях. Преподаватели-женщины и те, кто активно участвует в университетских мероприятиях, направленных на их академическое развитие, более высоко оценивают уровень влияния со стороны студентов (51% и 53%, соответственно), что может свидетельствовать о важности вовлечения обучающихся в образовательный процесс. Респонденты, удовлетворенные работой в университете, отмечают больший процент студентов, мотивирующих их к академическому развитию (60%). Выводы: Исследование показало, что студенты – значимый субъект академического развития преподавателей, при этом в классических вузах их влияние проявляется сильнее благодаря устоявшимся традиционным методам обучения и академической культуре. Более высокое воздействие студентов на преподавателей наблюдается среди женщин-преподавателей и тех, кто активно участвует в университетской жизни, что особенно заметно в условиях позитивного профессионального климата. Статья полезна представителям университетского менеджмента для принятия управленческих решений в отношении управления академическим развитием сотрудников, а также самим преподавателям университетов и всем, кто интересуется вопросами высшего образования. Полученные данные могут применяться для разработки более эффективных стратегий стимулирования академического развития профессорско-преподавательского состава, программ повышения образовательной мотивации обучающихся и оптимизации взаимодействия студентов и преподавателей, для повышения качества образовательного процесса и академического развития сотрудников вузов.

Иллюстрации

Количество просмотров: 81 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 232
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы
  • Благодарности

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: