Проектное обучение как ресурс формирования академической честности студента в эпоху ИИ
В статье анализируется потенциал проектного обучения, связанный с реализацией такой важной воспитательной функции вуза, как формирование академической честности студента. В эпоху вторжения в образовательный процесс искусственного интеллекта (ИИ) расширяются возможности его использования в образовании. Результаты количественного исследования подтверждают готовность студенческого сообщества соответствовать этому тренду. С целью диагностики возможностей и ограничений инструментов ИИ при выполнении проектных заданий авторы анализируют кейс Уральского института управления – филиала РАНХиГС. В этом кейсе дается оценка результатов опроса «участников» проектного обучения – студентов, преподавателей и самого ИИ (ChatGPT). Представлено использование метода эксперимента, позволившего оценить качество решения кейса по проектному управлению среди студентов, которые в рамках проектного обучения решали задачу самостоятельно и теми, кто целеноправленно использовал для этого искусственный интеллект. Анализ результатов качественных исследований позволил авторам привлечь внимание академического сообщества к проблеме легализации и этичного использования инструментов ИИ при подготовке и защите проектов. Выделено рассогласование ценностного восприятия норм академической честности среди участников проектного обучения. Студенты не воспринимают ситуацию недобросовестного заимствования, когда ответы ChatGPT выдаются за свои, как проблемную; напротив, она для них предстаёт как некое поле для соревнования в изобретательности. Преподаватели полагаются на свой профессионализм, выделяя маркеры, позволяющие им диагностировать контент, созданный ИИ при подготовке проекта, даже если студенты не заявляют об этом. Главный «виновник» трансформации образования – ИИ (ChatGPT) настаивает на введении стандартов прозрачности при использовании инструментов искусственного интеллекта в образовании, руководствуясь рекомендациями ENA (Европейской сети академической честности). Авторы полагают, что полученные результаты могут побудить руководство университетов принять управленческие решения по легализации использования инструментов ИИ в рамках проектного обучения: когда все источники и инструменты, которые повлияли на идеи или создали контент, должны быть должным образом упомянуты.
Иллюстрации
Чевтаева Н. Г., Боброва О. В., Маковкина С. А., Трофимова О. М. Проектное обучение как ресурс формирования академической честности студента в эпоху ИИ // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11, № 3. С. 218-242. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-1-3.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Боронина Л. Н., Кульминская А. В., Маркина А. А., Репринцева Н. Е. Проявление агентности студенчества в проектном обучении: кейс федерального университета // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 3. С. 200-216. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-3-1-3. EDN: OSXQTQ.
Вяселев Р. И. Специфика применения проектных форм обучения при подготовке студентов коммуникативно- ориентированных направлений // Управление образованием: теория и практика. 2024. Т.14, № 4-1.
С. 224-231. DOI: 10.25726/z2142-5882-5775-p. EDN: SYCSGE.
Глухова О. Ю., Гудов А. М., Сирик С. М. Организация проектного обучения в учреждении высшего образования (на примере Кемеровского государственного университета) // Развитие образования. 2024. Т. 7, № 2.
С. 12-20. DOI: 10.31483/r-109452. EDN: RVKOZZ.
Давыдов С. Г., Матвеева Н. Н., Адемукова Н. В., Вичканова А. А. Искусственный интеллект в российском высшем образовании: текущее состояние и перспективы развития. Университетское управление: практика и анализ. 2024, Т. 28, № 3, С. 32-44. DOI: 10.15826/umpa.2024.03.023. EDN: FELSPP.
Кокшаров В. А., Хлебников Н. А., Сандлер Д. Г. [и др.] Сравнительный анализ организационных моделей проектного обучения в российских университетах // Университетское управление: практика и анализ. 2024. Т. 28, № 2. С. 17-28. DOI: 10.15826/umpa.2024.02.012. EDN: LMTQOS.
Назаров А. В. Методика ранжирования стейкхолдеров образовательной организации // Вопросы управления. 2024. № 2(18). С. 65-80. DOI: 10.22394/2304-3369-2024-2-65-80. EDN: TVENWK.
Певная М. В., Боронина Л. Н., Кульминская А. В. Актуальные вопросы реализации проектного обучения в высшей школе (по материалам круглого стола) // Высшее образование в России. 2024. Т. 33,
№ 12. С. 142-154. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-12-142-154. EDN: DYRMKJ.
Симонова А. А., Давыдова Н. Н. Роль научно-образовательной коллаборации в формировании готовности педагогических коллективов к инновационной деятельности // Вопросы управления. 2024. № 6(18). С. 60-73. DOI: 10.22394/2304-3385-2024-6-60-73. EDN: DBTLVE.
Сысоев П. В. Искусственный интеллект в образовании: осведомлённость, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 10. С. 9-33. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33. EDN: TZYTKM.
Сысоев, П. В. Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом // Высшее образование в России. 2024. Т. 33,
№ 2. С. 31-53. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-31-53. EDN: VTAIUO.
Хуснутдинов А. Н. ИИ в образовании – революционное будущее обучения // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 5, № 7(148). С. 127-133. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2024.07.05.015. EDN: CNCZOI.
Чевтаева Н. Г., Боброва О. В., Колл Е. Академическая честность в структуре устойчивой антикоррупционной позиции студента: опыт социологического анализа // Образование и наука. 2024. Т. 26, № 10. С. 131-165. DOI: 10.17853/1994-5639-2024-10-131-165. EDN: VHJCSF.
Чевтаева Н. Г., Никитина А. С., Вишневская А. В. Культура коммуникации преподавателя и студента как матрица формирования «soft skills» выпускника // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 12. С. 33-44. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-33-44. EDN: HVSPLG.
Шмелева Е. Д., Семенова Т. В. Академическое мошенничество студентов учебная мотивация vs образовательная среда //Вопросы образования. 2019. № 3. С. 101-129. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-101-129. EDN: DRSCII.
Adam L., Anderson, V. & Spronken-Smith R. ‘It’s not fair’: Policy discourses and students’ understandings of plagiarism in a New Zealand university // Higher Education. 2017. Vol. 74,
№ 1. Рр. 17-32. DOI: 10.1007/s10734-016-0025-9. EDN: EROASK.
AlZu'bi S., Mughaid A., Quiam F. & Hendawi S. Exploring the Capabilities and Limitations of ChatGPT and Alternative Big Language Models // Artificial Intelligence and Applications. 2023. Vol. 2, № 1. Рр. 28-37.
Amiri F., Razmjoo S. On iranian EFL undergraduate students’ perceptions of plagiarism // Journal of Academic Ethics. 2016. Vol. 14, № 2. Рр. 115-131.
Cebrián-Robles V., Raposo-Rivas M., Sarmiento-Campos J. A. Ética o prácticas deshonestas? El plagio en las titulaciones de educación // Revista de Educación. 2016. Vol. 374. Рр. 161-186.
Cebrián-Robles V., Raposo-Rivas M., Cebrián-de-la-Serna M. & Sarmiento-Campos
J. A. Percepción sobre el plagio académico de estudiantes universitarios españoles // Educación XXI. 2018. Vol. 21, № 2. Рр. 105-129.
Curtis G. J., Vardanega L. Is plagiarism changing over time? A 10-year time-lag study with three points of measurement // Higher Education Research & Development. 2016.
Vol. 35, № 6. Рр. 1167-1179.
Damian Okaibedi E. ChatGPT and the rise of generative AI: Threat to academic integrity?// Journal of Responsible Technology. 2023. Vol. 13. DOI: 10.1016/j.jrt.2023.100060. EDN: CDZZMF.
Denisova-Schmidt E. Academic Dishonesty at Russian Universities: A Historical Overview // Universe of Russia. Sociology. Ethnology. 2023. Vol. 32, № 1. Pр. 159-181. DOI: 10.17323/1811-038X-2023-32-1-159-181. EDN: TWCKOM.
Di Paulo D. Do preservice teachers cheat in college, too? A quantitative study of academic integrity among preservice teachers // International Journal for Educational Integrity. 2022. Vol. 18, № 2. DOI: 10.1007/s40979-021-00097-3.
Foltynek T., Bjelobaba S., Glendinning I. et al. ENAI Recommendations on the ethical use of Artificial Intelligence in Education // International Journal for Educational Integrity. 2023. Vol. 19, № 12. DOI: 10.1007/s40979-023-00133-4.
Groumpos P. P. A Critical Historic Overview of Artificial Intelligence: Issues, Challenges, Opportunities, and Threats // Artificial Intelligence and Applications. 2023. Vol. 1, № 4. Рр. 181-197.
Kocoń J., Cichecki I., Kaszyca O., Kochanek M., Szydło D., Baran J. & Kazienko P. ChatGPT: Jack of all trades, master of none // Information Fusion. 2023. № 99. Р. 101861. DOI: 10.1016/j.inffus.2023.101861. EDN: SDMKSA.
Madauss BJ. Project Management Implementation // Project Management. Springer, Berlin, Heidelberg, 2025. Pp. 561-595. DOI: 10.1007/978-3-662-69057-4_17.
Javaid M., Haleem A., Pratap Singh R., Khan Sh., Khan I. H. Unlocking the opportunities through ChatGPT Tool towards ameliorating the education system // BenchCouncil Transactions on Benchmarks, Standards and Evaluations. 2013. Vol. 3. P. 100115.
Masum M. R., Tonex Training Systems Engineering and Project Management with AI Training by Tonex // Conference: Systems Engineering and Project Management with AI October 2024. DOI: 10.13140/РГ.2.2.11797.95205.
Rospigliosi P. A. Artificial intelligence in teaching and learning: what questions should we ask of ChatGPT? // Interactive Learning Environments. 2023. Vol. 31, № 1. Рр. 1-3. DOI: 10.1080/10494820.2023.2180191. EDN: XLMMYJ.
Shahriar S., Hayawi K. Let’s Have a Chat! A Conversation with ChatGPT: Technology, Applications, and Limitations //Artificial Intelligence and Applications. 2023. Vol. 2, № 1. Рр. 11-20. DOI: 10.1080/10494820.2023.2180191. EDN: XLMMYJ.
Sims Randi L. The relationship between academic dishonesty and unethical business practices // Journal of Education for Business. 1993. Vol. 68, № 4. Рр. 207-211.