Инновационный потенциал и риски человекоцентрированного взаимодействия
молодых сотрудников с ИИ-ассистентами
Рассматриваются возможности и перспективы применения искусственного интеллекта в профессиональной деятельности через парадигму человекоцентрированности. ИИ-ассистенты, построенные в подходе ориентации на человека могут выступить инновационным потенциалом молодых сотрудников в условиях цифровой трансформации. Проблема исследования состоит в том, что во взаимодействии «Человек-ИИ-ассистент» наблюдаются: недостаточная эмоциональная вовлеченность пользователей, риски цифровой зависимости у молодых сотрудников, недоверие к ИИ-решениям. Все это порождает необходимость адаптации к новым формам взаимодействия сотрудников с ИИ-ассистентами на основе коллаборации и коллегиального отношения. Целью статьи является изучение инновационного потенциала и рисков взаимодействия молодых сотрудников с ИИ-ассистентами на основе ценностей человекоцентрированности. В результате исследования авторы выявили достаточно высокое соответствие современных ИИ-ассистентов критериям человекоцентрированности (персонализации, безопасности, удобству интерфейса и др.), но при этом обнаружили ограничения в области реализации эмоционального интеллекта, а также риск возникновения профессиональной деформации у молодых специалистов. Авторы приходят к выводу: успешное взаимодействие с ИИ-ассистентами возможно при условии развития у них эмоциональных и коммуникативных возможностей, повышения прозрачности подготовки результатов, внедрении программ адаптации молодых специалистов к работе с ИИ, соблюдения синергийного баланса между технологией и человекоцентрированными ценностями.
Иллюстрации
Скороход О. А., Литаш-Сорокина Е. А. Инновационный потенциал и риски человекоцентрированного взаимодействия молодых сотрудников с ИИ-ассистентами // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11, № 3. С. 203-217. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-1-2.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
10 главных российских HR-трендов-2025: сборник информационно-аналитических статей / М. В. Иванющенкова, В. С. Катькало, Ю. Е. Петрова-Вербицкая, С. Р. Филонович, Ю. В. Фуколова, Е. В. Чернозатонская / под ред. В С. Катькало, М. В. Иванющенковой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2024. 104 с.
Василенко Л. А., Мещерякова Н. Н. Гибридность цифрового общества: инновационная реальность или утопия? // Философия науки и техники. 2023. Т. 28. № 1. С. 48-65. DOI: 10.21146/2413-9084-2023-28-1-48-65. EDN: USPLIV.
Ваславский Я. И. Трансформация роли государства: от капитала – к человекоцентризму // Теория и практика общественного развития. 2023. № 4 (182). С. 73-77. DOI: 10.24158/tipor.2023.4.9. EDN: BHSJBC.
Зотов В. В., Василенко Л. А. Цифровая трансформация публичного управления: единство сервисно-цифровых и социально-сетевых аспектов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2023. № 3. С. 26-47. DOI: 10.17323/1999-5431-2023-0-3-26-47. EDN: EFDDTJ.
Литаш-Сорокина Е. А. Факторы, определяющие качество жизни в цифровую эпоху // Государственное управление и развитие России: глобальные тренды и национальные перспективы: Сборник статей международной конференц-сессии. Т. 3. Москва: Издательский дом «Научная библиотека», 2023. С. 511-516.
Тихонов А. В. Реформирование властно-управленческой вертикали в условиях реализации национальных проектов и активизации процессов спонтанного группообразования / Тихонов А. В., Богданов В. С., Гречаная А. А., Гусейнова К. Э., Мерзляков А. А., Почестнев А. А., Просянюк Д. В., Савельев И. А., Смирнова А. С., Щербина В. В. Отв.ред. А. В. Тихонов,
А. А. Мерзляков. Москва, 2021. 455 с. EDN: YNARHI.
Штомпка П. Доверие – основа общества. Москва: Логос, 2012. 445 с.
Штроо В. А. Человекоцентрированный подход и практика управления персоналом в российских организациях // Организационная психология. 2016. Т. 6, № 3. С. 91-104.
Caldarini G., Yaf S. and McGarry K. A. Literature Survey of Recent Advances in Chatbots // Information. 2022. № 13. Р. 41. DOI: 10.3390/info13010041.
Orr G. Diffusion of innovations, by Everett Rogers // Retrieved Yanuary. 2003. № 21.
Р. 2005.
Rogers C. On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin Company, 1961. 420 p.
Rogers Everett M. Diffusion of innovations. Library of Congress Cataloging in Publication Data, Rev. ed. of: Communication of innovations. 2nd ed. 1971.