Специфика межнационального и этноконфессионального взаимодействия
азличных религиозных групп московского студенчества
Высокий уровень межнациональной напряженности в московском мегаполисе сохраняется уже не одно десятилетие. Поскольку высокая степень национальной и конфессиональной напряженности приводит к изменению религиозного и социокультурного ландшафта, изучение проблем этноконфессионального взаимодействия крайне важно для адекватной оценки самых разных областей деятельности, особенно в условиях геополитической турбулентности, в которую вступила Россия в последние годы. Формирование этноконфессиональных конфликтов зависит от многих факторов: политических, социально-экономических и социокультурных трансформаций, массовой нерегулируемой миграции, пропагандистской амбивалентности медийных сетей, использующих цифровые технологии и т.д. На этом фоне неизбежно растут интолерантные позиции населения города. В социологических исследованиях, проведенных в Институте демографических исследований ФНИСЦ РАН, были рассмотрены представления религиозной молодежи о явлениях в сфере межэтнических и этноконфессиональных отношений. Выявлено, что мотивы роста религиозных групп молодежи и обращение их к конфессиям основаны на убеждении, что традиционные религии – хранители национальных, духовно-нравственных и культурных ценностей. Именно в них молодежь ищет защиты от ущемления прав своей национальности, потере национальной самобытности и риска уничтожения культурного менталитета. Таким образом, ракурс социологического поиска сконцентрирован на изучении проблемы этноконфессионального взаимодействия и связанной с ней степени проявления национальной и религиозной толерантности/ интолерантности различных религиозных групп (на примере студенчества) в столичном мегаполисе. Для определения уровня «культуры этноконфессиональной толерантности» были сформированы типологические группы: «последовательные верующие» и «новообращенные верующие». Формирование убеждений о национальном ущемлении, унижения национального достоинства связано с ростом интолерантного этноконфессионального взаимодействия, которое прослеживается во всех аспектах анализа группы «новообращенных верующих». Вербальная ориентация на активные конфликтные действия в большей степени свойственна группе «новообращенных верующих», тогда как группа убежденных «последовательных верующих» имеет меньший «конфликтный заряд», более толерантны и терпимы к другим национальностям. Что касается межконфессиональных отношений, то обе группы верующих, в своем большинстве, нейтрально и терпимо относятся к представителям других религий. Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают предыдущие мониторинговые исследования, что очаги напряженности в области этноконфессионального взаимодействия касаются, прежде всего, межнациональных отношений, а уровень конфессиональной нетерпимости в своем большинстве не ведет к росту конфликтного потенциала в религиозной сфере.
Иллюстрации
.
Информация для цитирования: Кублицкая Е. А. Специфика межнационального и этноконфессионального взаимодействия различных религиозных групп московского студенчества // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11, № 3. С. 18-43. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-0-2.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Володенков С. В., Федорченко С. Н., Печенкин Н. М. Влияние цифровой среды на современное мировоззрение: Pro et Contra // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023. Т. 25, № 1. С. 113-133. DOI: 10.22363/2313-1438-2023-25-1-113-133. EDN: QWTETU.
Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л. М. Дробижева. Москва: Российская политическая энциклопедия, 2013. 485 с. ISBN 978-5-8243-1772-5. EDN: RVDLPH.
Дагбаева С. Б. Этническая социализация молодого поколения в изменяющемся мире // Гуманитарный вектор. 2012. № 1 (29).
С. 240-246.
Дробижева Л. М. Российская идентичность и толерантность межэтнических отношений: опыт 20 лет реформ // Вестник Института Кеннана в России. 2011. Вып. 20.
С. 22-32. EDN: OWKQQB.
Дмитриева А. В. Деэскалация конфликтов как путь стабилизации региональных социумов // Социальные факторы консолидации российского общества: социологическое измерение. М.: Новый хронограф. 2010. С. 200-221. ISBN 978-5-94881-112-3. EDN: VZOOCN.
Дзялошинский И. М. Роль СМИ в формировании образа «Другого» // Медиа. Информация. Коммуникация. 2012. № 1.
С. 1-19. EDN: TGOKAZ.
Каргина И. Г. Усложнение природы и поля религиозных конфликтов, связанных с религией, как проявление нормальной аномии / «Нормальная аномия» в России и современном мире: коллективная монография. Под общ. ред. С. А. Кравченко. Москва: МГИМО-Университет, 2017. С. 220-255. ISBN 978-5-9228-1750-9.
Кублицкая Е. А. Проблема толерантности в межнациональных и этноконфессиональных отношениях (опыт социологических исследований в столичном мегаполисе) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. Т. 27, № 4.
С. 97-104. EDN: MQJBZL.
Кублицкая Е. А. Конфликтный потенциал межнациональных и этноконфессиональных отношений // Россия и мусульманский мир. 2013. № 9 (255). С. 35-43. EDN: RCSHKZ.
Кублицкая Е. А. Характер межэтнического и этноконфессионального взаимодействия в полиэтнических регионах РФ. / Православие и современность: проблемы секуляризма и постсекуляризма. Москва; Орел; Ливны: Изд-во Новоспасского монастыря НП «Спасское дело», 2015.
С. 83-124. ISBN: 978-5-9906510-0-5.
Кублицкая Е. А. Проблема толерантности в этноконфессиональном взаимодействии (на примере мониторинга столичного мегаполиса) // «Alma mater (Вестник высшей школы)». 2020. № 11.
С. 54-59. DOI: 10.20339/AM.11-20.054.
Леви-Строс К. Структурная антропология. Москва: Наука, 1985. 299 с.
Парсонс Т. О структуре социального действия. Москва: Академический проект, 2002. 880 с. ISBN: 5-8291-0237-4.
Смелзер Н. Социология / Под ред. В. А. Ядова. Москва: Феникс, 1994. 688 с. ISBN 5-7113-0106-3.
Феномен этнического конфликта: междисциплинарный подход и общественные практики. Опыт предупреждения и урегулирования конфликтов / Ред. Тишков В. А., Степанов В. В. Москва: ИЭА РАН, 2018. 452 с. ISBN 978-5-4211-0232-8.
Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий // Социс. 2006. № 1. С. 47. ISSN 0132-1625.
Челышева И. В. Развитие межэтнической толерантности студенческой молодежи средствами медиаобразования: опыт практической реализации. Москва: ОД «Информация для всех», 2020. 76 c. EDN: EPEMJP.
Adisa R. M., Segbefia S. K., Mohammed S., Trofimova G. N. Misinformation and Disinformation in Ethno-Religious Conflicts: A Comparative Study of Media in Ghana and Nigeria // RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism. 2024. Vol. 29, № 2. Рp. 346-357. DOI: 10.22363/2312-9220-2024-29-2-346-357 journals.rudn.ru+1.
Bisallah H. Analysis of the Effects of Ethno-Religious Conflict on Educational Development in Zangon Kataf // Kaduna State. 2024. DOI:10.13140/RG.2.2.20430.88641.
Evstigneev V., Voronin D., Yarmak O., Bolshakova M. Factor model of expectations of inter-ethnic and inter-religious conflicts among Russian students // Transportation Research Procedia. 2022. № 63. Рр. 367-376. DOI: 10.1016/j.trpro.2022.06.024. EDN: QMGHPJ.
Gorrell G., Bakir M. E. Race and Religion in Online Abuse towards UK Politicians. Working Paper. 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/336230246_Race_and_Religion_in_Online_Abuse_towards_UK_Politicians_Working_Paper (дата обращения: 25.08.2025).
Kanas A., Scheepers P., Sterkens C. Ethno-Religious Identification and Support for Inter-Religious Violence: A Study of Muslim and Christian Students in Indonesia and the Philippines // Politics and Religion. 2022. Vol. 15, № 2. DOI: 10.1017/S1755048321000146.
Kešeljević A., Nikolic S., Spruk R. Ethnic Conflicts, Civil War and Economic Growth. Region-Level Evidence from former Yugoslavia. 2025. 60 p. DOI: 10.48550/arXiv.2505.02431.
Koenig M. Religious Diversity, Islam, and Integration in Western Europe –Dissecting Symbolic, Social, and Institutional Boundary Dynamics // KZfSS Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie. 2023. № 75. Рр. 1-27. DOI: 10.1007/s11577-023-00911-5.
Michon B. French and German teenagers in multicultural cities: Religious indifference as a paradox of secular societies. Social Compass. 2019. № 66 (1). Рр. 94-111. DOI: 10.1177/0037768618815779.
Palard J. Negotiating Religious Otherness: Islam, Catholicism and Secularism in France. Archives de Sciences Sociales des Religions, 2020. 192. DOI: 10.4000/assr.58844.
Santagati M. Religious Conflicts in Multicultural Schools: A Generational Divide between Students and Adults. In Migrants and Religion: Paths, Issues, and Lenses, Brill, 2020. Pp. 715-753. DOI: 10.1163/9789004429604_024.
Sokol L., Kalemaj I. Sources and Continuities of Ethno-Religious Nationalism in the Western Balkans. Nomos. Southeast European Integration Perspectives // The Challenges of Democratization and Reconciliation in the Post-Yugoslav Space. 2020. Vol. 13. Pp. 153-168.