О роли научной школы ННГУ им. Н.И. Лобачевского в становлении российской социологии детства
(к юбилею руководителя З.М. Саралиевой)
Актуальность исследования состоит в важности осмысления и систематизации накопленного научного знания в области социологии детства. Основная научная проблема определена через недостаточность в настоящий период знаний, позволяющих отследить процессы институционализации новых направлений развития социологической науки и определить роль научных школ при становлении теории среднего уровня – социологии детства. Работа базировалась на содержательном и статистическом анализе текстов опубликованных статей в научных журналах, с особым выделением статей в Вестнике ННГУ, диссертаций, а также выпускных квалификационных работ, поступивших на конкурс по социологии детства. Аргументирована эволюция взглядов на общетеоретические проблемы детства; выделены направления и уровни деятельности исследователей в поле социологии детства. На основе анализа статей и иных публикаций представителей исследовательской команды, показана роль опытных профессиональных ученых-преподавателей и рассмотрен механизм вовлечения неофитов в научную работу. Обобщение опыта деятельности научной школы под руководством З. М. Саралиевой при факультете социальных наук ННГУ им. Н. И. Лобачевского позволяет констатировать консолидацию ученых в исследуемой научной сфере. Раскрыто значение научного журнала в категоризации, создании устойчивого тезауруса, разработке социотехник изучения детской аудитории. Решение поставленных задач в данной статье позволило сделать выводы о необходимости включения в процесс изучения развития отечественной науки направлений, уровней, закономерностей и тенденций в развитии, а также включить в сферу управления наукой учет активности научных школ.
Иллюстрации
Информация для цитирования: Майорова-Щеглова С. Н., Филипова А. Г. О роли научной школы ННГУ им. Н.И. Лобачевского в становлении российской социологии детства (к юбилею руководителя З.М. Саралиевой) // Научный результат. Социология и управление. 2025. Т. 11, № 3. С. 5-17. DOI: 10.18413/2408-9338-2025-11-3-0-1.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Абросимова Е. Е. Детский сегмент видеоблогосферы: структура, функции и влияние на социализацию: Автореф. дис. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2018. 19 с. DOI: 10.30936/1606-951X-2018-20-1/2-252-258. EDN: XSTHAD.
Азерли Д. А., Петрова И. Э. Насилие в школе: взгляд современных российских исследователей // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2013. № 4 (32). С. 7-13. EDN: RRQLFX.
Балабанов С. С., Саралиева З. Х. М. Типология мотивов иметь или не иметь детей // Социологические исследования. 2009.
№ 3 (299). С. 129-135. EDN: JWLNIB.
Беседина О. А. Пунитивные воспитательные практики в современной российской семье: Автореф. дис. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2020. 23 с. EDN: NKNXGX.
Бесчасная А. А. Детство и родительство в исследованиях ВЦИОМ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 3 (63). С. 58-61. DOI: 10.52452/18115942_2021_3_58. EDN: BECBQY.
Вдовина М. В. Конфликтные взаимоотношения поколений в семье и их регулирование // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 3. С. 315-321. EDN: JZBMKR.
Волков Ю. Г. Научная школа – важнейшая форма существования науки // Гуманитарий Юга России. 2025. Т. 14. № 2 (72). С. 190-206. DOI: 10.18522/2227-8656.2025.2.15. EDN: VJXJCL.
Гуркина О. А., Колосова Е. А. (2014) Конкурс дипломных работ и магистерских диссертаций в области социологии детства // Социологические исследования. № 2 (358). С. 144-145. EDN: RYYXTR.
Егорова Н. Ю., Сизова И. Л. Насилие над детьми: от проблем семьи к проблемам школы // Регионология. 2016. № 1(94). С. 120-132. EDN: VOHBSD
Загребин В. В. Потребление психоактивных веществ учащейся молодёжью: региональный аспект: Автореф. дис. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2015. 19 с. EDN: UFDKZX.
Козлова Л. А. «Научная школа» в научной политике и социальном исследовании // Вестник Института социологии. 2014. № 3(10). С. 45-65. EDN: SPDLTD.
Котельникова Е. А. Социальное сопровождение как механизм включения в социум выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2024. 29 с.
Купряшкина Е. А. Особенности детской независимой мобильности в городах Приморского края // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 2 (50). С. 115-123. EDN: XWPONV.
Курникова М. В. Социальное самочувствие семьи с ребёнком-инвалидом в пространстве физической культуры и спорта: Автореф. дис. … д-ра социол. наук. Нижний Новгород, 2022. 48 с. EDN: PJVUPK.
Майорова-Щеглова С. Н. Социальные факторы, влияющие на деструктивность детско-родительских отношений в современных семьях с подростками // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 4. С. 55-61. EDN: YWGMUX.
Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Москва: Хранитель, 2006, 873 с.
Митрофанова С. Ю. (Раз)очарование «участвующей» перспективой социологии детства: участвующий подход в исследовании детства и его критическое осмысление // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2016. № 4 (44). C. 167-176. EDN: XXVNRH.
Мутаев У. К. Проблемы социальной адаптации и интеграции детей-мигрантов в российское общество // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4 (56). С. 155-158. EDN: TNGLSK.
Осипова И. И. Модель учреждения нового типа по предотвращению социального сиротства // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. № 1 (13). С. 41-45. EDN: KPSYQL.
Отделкина Т. Н. Формирование и сопровождение замещающей семьи как формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2016. 16 с. EDN: ZPRNSV.
Полянина А. К. Управление информационной безопасностью детей: Автореф. дис. … д-ра социол. наук. Нижний Новгород, 2022. 51 с. EDN: GSQZNU.
Попова И. П. Научные школы в представлениях ученых // Социологические исследования. 2023. № 12. С. 32-43. DOI: 10.31857/S013216250029335-1. EDN: OTUIXE.
Рябоконь М. В. Социальные компоненты поведения абитуриентов (на примере классического университета): Автореф. дис. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2017. 20 с.
Саралиева З. Х. М., Балабанов С. С. Ценность детей и инвестиции в детство // Социология. 2007. № 3-4. С. 112-121. EDN: OANJOB.
Саралиева З. Х. М., Егорова Н. Ю., Судьин С. А. Насилие в школе: позиции школы и родителей // Актуальные проблемы родительства в России / под ред. Т. А. Гурко. Москва, 2013. С. 119-138. EDN: SDCSNP.
Саралиева З. Х. М., Захаркина Т. Н. Проблематизация замещающего родительства через призму института уполномоченного по правам ребенка // Социальное пространство. 2024. Т. 10, № 2. DOI: 10.15838/sa.2024.2.42.9. EDN: BKQJHL.
Саралиева З. Х. М., Щекотуров А. В. «Я не хочу быть такой девочкой, чтобы посуду всегда мыть»: институциональный анализ гендерной чувствительности подростков поколения «Z» // Женщина в российском обществе. 2015. № 3-4 (76-77). С. 45-58. EDN: VKPSFP.
Саралиева З. Х. М., Балабанов С. С. Насилие в подростковой среде // Социокультурные корни насилия в современном обществе: материалы международной конференции / под общ. ред. З. Х. Саралиевой. 2013. С. 40-45. EDN: TTBODX.
Саралиева З. Х. М., Кутявина Е. Е. Голос детей и детский взгляд на взрослые проблемы // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 70-76. DOI: 10.7868/S0132162518030078. EDN: YVQXSN.
Саралиева З. Х. М., Судьин С. А. Многопоколенная семья в фокусе социологических исследований: (опыт нижегородских социологов) // Женщина в российском обществе. 2023. № 4. С. 86-95. DOI: 10.21064/WinRS.2023.4.7. EDN: EROSWT.
Ситникова И. В. Процесс профессионального самоопределения молодежи: школа – вуз – рынок труда (на примере Нижегородского региона): Автореф. дис. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2022. 24 с. EDN: BPSSFB.
Филипова А. Г. Детство в фокусе отечественных социологических исследований // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 1 (41). С. 80-87. EDN: VYURNT.
Филипова А. Г., Асафова В. С., Баранова И. И. Уроки городского развития: на пути к соучаствующему проектированию городской среды с подростками // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2023. № 1 (69). С. 94-101. DOI: 10.52452/18115942_2023_1_94. EDN: FGGDNZ.
Черныш М. Ф. Категоризация как одна из форм теоретизирования в социологии // Социологический журнал. 2025. Т. 31, № 2.
С. 9-28. DOI: 10.19181/socjour.2025.31.2.1. EDN: LOMLVS.
Чигрина А. Я. Инклюзивное образование детей-инвалидов: отношение общества и практика распространения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2010. № 1 (17). С. 56-62. EDN: MTJLDZ.
Шлыкова Д. В. Проблемы школьной адаптации детей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 4 (40). С. 111-121. EDN: VQBIWB.