Семейный капитал как фактор профессионального становления молодых россиян
Актуальность темы обусловлена процессами изменения влияния семьи как социального института и как малой группы на молодое поколение россиян. Экономическая модернизация российского общества, ускорение темпов внедрения новых технологий, расширение информационного пространства в эпоху всеобщей цифровизации, сокращение непосредственного общения с родственниками привели к снижению эффективности семейных стратегий, нацеленных на поддержание социально-профессиональной успешности молодежи. Особого внимания заслуживает участие родительской семьи в профессиональном становлении детей на этапах выбора профессии после окончания школы и поиска работы на рынке труда после завершения профессионального образования. Проблема заключается в том, что, с одной стороны, трансформация социальных условий функционирования института семьи превратила конкретные семьи в часть виртуальных коммуникаций, глобального и национального пространства. С другой стороны, институт семьи и его участники выполняют прежние задачи социализации, воспитания, психологической и экономической поддержки молодежи, успешная реализация которых возможна через использование совокупного семейного капитала. Целью статьи является уточнение концепции понятия «семейный капитал», определение степени влияния его компонентов на профессиональное становление молодого поколения россиян. Для достижения цели осуществлен теоретический анализ природы семейного капитала, описаны его экономические, культурные, человеческие компоненты; в ходе авторских исследований выделены особенности влияния компонентов семейного капитала на практики и результаты профессионального становления молодых людей. Статья содержит научно значимые результаты: определение семейного капитала, структура его компонентов; динамика изменения экономического, человеческого, культурного компонентов семейного капитала по мере трансформации российского общества; степень участия семейного капиала родителей в трудоустройстве и профессиональной адаптации детей. Выводы: Семейный капитал, представляющий собой комплекс экономических, культурных, человеческих ресурсов нуклеарной и расширенной семьи, выступающий фундаментом стабильного функционирования родителей и детей, сам находится в постоянном изменении в связи с трансформацией общества. Его масштаб и активность зависят от типа населенного пункта, состава семьи, активности родителей в профессиональной, экономической, культурной сферах. Авторские исследования позволили установить: экономический компонент семейного капитала – самый уязвимый; в типичной семье российской глубинки он соответствует среднему уровню, поддерживается активной социальной политикой государства, сдерживанием инфляции, дифференциацией финансовых инструментов. Культурный и человеческий компоненты капитала типичных семей находятся на уровне выше среднего; на это влияют - повышение образовательного уровня населения, активное получение высшего образования женщинами-матерями, увеличение доли «дружных» семей по мере повышения человеческого капитала родителей. Факторами риска для семейного капитала выступают: чрезмерная занятость родителей вне семьи, отказ от инвестирования финансовых средств в образование членов семьи; низкая доля семей, придерживающихся просветительского досуга; высокая виртуализация общения и творчества в семье.
Шиняева О. В., Каманина В. Е. Семейный капитал как фактор профессионального становления молодых россиян // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 4. С. 192-206.
DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-4-1-0
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Антоненко В. В., Антонов Г. В. Оценка суммарного объема семейных инвестиций в ключевые элементы человеческого капитала молодежи современной России// Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 25. С. 32-42.
Бегинина И. А., Ивченков С. Г., Шахматова Н. В. Семейные ценности в молодёжной среде: факторный анализ результатов социологического исследования // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 2 (06). C. 116-136.
Бурханова Ф. Б., Галяутдинова С. И., Алгушаева В. Р. Социализация и воспитание в современной российской семье: изменения и вызовы // Актуальные вопросы экологии человека: социальные аспекты: сборник научных статей. Уфа: РИО ИЦИПТ, 2017.
Том 1. С. 111-121.
Дементьева И. Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье // Вестник РУДН. Сер. «Социология». 2014. № 6-7. С. 150-160.
Доброхлеб В. Г., Кондакова Н. А. Семейный потенциал в условиях модернизации современной России // Проблемы развития территории. 2019. № 6 (92). С. 94-107
Куканова Е. В. Роль семейного капитала в развитии профессиональной карьеры работников социальной сферы // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 4 (24). С. 67-73.
Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 121-139.
Радаев В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 5-16.
Рощина Я. М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 257-277.
Строкова С.С. Связь образа семьи и семейной идентичности с эмоциональным благополучием подростков // Клиническая и специальная психология. 2017. № 1 (21). С. 119-137.
Селиверстова Н. А., Зубок Ю. А. Представления студенческой молодежи о смыслах образования: социокультурные особенности саморегуляции// Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т.11, № 1. С. 44-69.
Ушкова Ю. В. Шиняева О. В. Семейный капитал и его зависимость от социальных характеристик семей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. № 1. С. 124-137.
Шкаратан О. И. Социокультурная преемственность в российской семье: (опыт эмпирического исследования) // Общественные науки и современность. 2016. №1. С. 5-27.
Goldthorpe J. Occupational Sociology, Yes: ClassAnalysis, No: CommentonGrusky and Weeden’s Research Agenda // Acta Sociologica. 2002. Vol. 45, № 3. Рр. 209-217.