Социокультурные и семейные ценности россиян с нетрадиционными религиозными взглядами (на примере Москвы и Белгородской области)
В статье анализируются результаты исследований, проведенных в Москве и Белгородской области в 2024 году отделом этнодемографических, религиозных и интеграционных процессов ИДИ ФНИСЦ РАН. В условиях непрерывного изменения религиозного ландшафта, становится все более актуальным изучение системы ценностей, которые определяют поведение групп населения с нетрадиционными религиозными взглядами. Проведен социологический анализ семейных и социокультурных ориентаций населения Москвы и Белгородской области с нетрадиционными религиозными взглядами. Методолого-методический подход социологического поиска строился путем формирования двух типологических групп с нетрадиционными религиозными представлениями: «практикующие» и «непрактикующие». Группы отбирались по показателям нетрадиционного религиозного сознания, мотивации интереса и культового поведения (участия в соответствующих социальных практиках). Выявлено, что население столичного мегаполиса проявляет больший интерес к нетрадиционным религиозным учениям, их духовным и физическим практикам, а также мистическим течениям по сравнению с населением Белгородского региона. Вполне закономерно, что мотивация увлечения этими религиями и учениями более серьезная и глубокая в группах «практикующие». Социологические данные опросов населения в российских регионах показали, что в группах «практикующие» больше незамужних и бездетных респондентов, а в группах «непрактикующие» больше многодетных семей. Вполне закономерно, что для этих групп большее значение имеют ценности «семья и воспитание детей», чем просто ценность «любовь». А в группах «практикующие» наоборот имеет большую значимость ценность «любовь», чем ценности семьи и детства. Отношение типологических групп к традиционным социокультурным и семейным ценностям частично определялось при помощи квалификационной шкалы ценностей Шварца Ш. и рейтинговой шкалы «идей и ценностей национального согласия», используемых социологами и демографами более 20 лет. Традиционные ценности и идеи, активно транслируемые художественной литературой 18-19 веков и всей российской культурой и продолжающие жить в «исторической памяти» советского народа, а также в современный исторический период, являются национальным достоянием нашего общества и государства. Результаты социологических исследований в указанных субъектах РФ доказывают, что «практикующим» респондентам присуща более активная жизненная позиция и самостоятельность по сравнению с «непрактикующими»: им в большей степени близки ценности: «активная и деятельная жизнь», «саморазвитие», «свобода». Типологическая группа «непрактикующие» в своем большинстве «общественники»: для них больше значимы традиционные семейные ценности, идеи коллективизма, законности, патриотизма.
Иллюстрации
Кублицкая Е. А., Лютенко И. В. Социокультурные и семейные ценности россиян с нетрадиционными религиозными взглядами (на примере Москвы и Белгородской области) // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 4. С. 5-30. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-4-0-1
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Айзенк Г., Сарджент К. Объяснение необъяснимого. Тайны паранормальных явлений. Москва: Эксмо-Пресс, 2001. 384 с.
Аналитика мистицизма / под ред.Е.Г. Балагушкина. Москва: Канон, 2011. 432 с.
Базаров Б. В. Буддизм и вызовы XXI века // Вестник БНЦ СО РАН, 2014. № 3(15). С. 12-16.
Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. Москва: Изд-во МГУ, 1984. 288 с.
Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение: пер. с англ. Санкт-Петербург: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1997. 280 с.
Васильева, Е.Н. Церковь и секта: развитие научных представлений. Саарбрюкен: ЛАП, 2011. 183 с.
Гайдуков А. В. Новое язычество. Неоязычество. Родноверие: проблема терминологии // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования. Н. Новгород: Мининский ун-т, 2016. С. 24-46.
Иванова С. Ю. Изменение ценностной парадигмы российского общества в эпоху транзита // Модернизация полиэтничного региона и сопредельных государств: опыт, проблемы, сценарии развития: материалы Всероссийской научной конференции. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2014. С. 47-53.
Инглхарт Р. И. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир / Рональд Инглхарт; пер. с англ. С. Л. Лопатиной, под ред. М. А. Завадской,В. В. Косенко, А. А. Широкановой, научн. ред.Э. Д. Панарин. Москва: Мысль, 2018. 347 с.
Кантеров, И. Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). Москва: МГУ им. М. Ломоносова, 2007. 472 с.
Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.70 с.
Колосов Г. Н., Чингина Е. Н. Восприятие духовной и физической практики в йоге в мире и в России // E-Scio. 2019. № 10 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-duhovnoy-i-fizicheskoy-praktiki-v-yoge-v-mire-i-v-rossii (дата обращения: 21.06.2024).
Коноплева А. А., Кахута И. О. Причины популярности неоязычества в современном российском обществе // Манускрипт. 2019. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-populyarnosti-neoyazychestva-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 16.11.2024).
Кублицкая Е. А. Основные ценности консолидации российского общества в представлениях религиозной и нерелигиозной студенческой молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2023.Т. 9, № 2. С. 26. DOI: https://doi.org/10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-3.
Кублицкая Е. А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования. 1990. № 5. С. 95-103.
Кублицкая Е. А., Лебедев С. Д. Религиозная ситуация в Белгородской области (мониторинговые исследования) // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-situatsiya-v-belgorodskoy-oblasti-monitoringovye-issledovaniya (дата обращения: 07.11.2024).
Кублицкая Е. А. Лютенко И. В. Религиозность в саморегуляции жизнедеятельности молодежи // Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики: монография / Ю. А. Зубок, О. Н. Безрукова, Ю. Р. Вишневский и др.; науч. ред. Ю. А. Зубок. Белгород: ООО «Эпи-центр», 2021. С. 217-247.
Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2019. 480 с.
Ласточкина М. А. Жизненные ценности населения региона в социокультурном контексте // Вестник Омского университета.
Сер. Экономика. 2015. № 3. С. 141-146.
Лютенко И. В. Интерес к нетрадиционным религиям московской молодёжи и мигрантов (сравнительный анализ 2021 г.) // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 122-134. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.4.10.
Митрохин, Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). Санкт-Петербург: РХГИ, 1997. 480 с.
Митрохин Л. Н. Религия и культура: (Филос. очерки) / Л. Н. Митрохин; Рос. акад. наук. Ин-т философии. Москва: ИФРАН, 2000. 316 с.
Панкратова А. Изменение ценностей детей и взрослых в современной России (1992-2009) // Психологические исследования. 2011. № 4 (15). DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v4i15.875.
Рыжов Ю. В. Ignoto Deo: новая религиозность в культуре и искусстве. Москва: Смысл, 2006. 328 с.
Уланов М. С. Буддизм в контексте глобализации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2007. Т. 25, № 1-2.
С. 252-261.
Шиженский, Р.В. Почвенник от язычества: мировоззренческие дискурсы волхва Велимира (Н.Н. Сперанского). Н. Новгород: Типография «Поволжье», 2014. 202 с.
Энгельштейн Л. Скопцы и царство небесное. Москва: НЛО, 2002. 328 с.
Яковлева Ю. А. Семейные установки российских носителей нетрадиционной религиозности // Система ценностей современного общества. 2015. № 40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-ustanovki-rossiyskih-nositeley-netraditsionnoy-religioznosti (дата обращения: 05.12.2024).
Bainbridge W. S. The Sociology of Religious Movements. New York: Routledg, 1997. 488. DOI: https://doi.org/10.4324/978020376.
Beckford J. A. Cult Controversies: The Societal Response to New Religio Movements. London-New York: Tavistock Publ., 1985. 335 р.
Bronner S. J. The Meanings of Tradition: An Introduction // Western Folklore. 2000. Vol. 59, № 2. Pр. 87-104.
Campbell C. The Cult, the Cultic Milieu and Secularization // A Sociological Yearbook of Religion in Britain. 1972. Vol. 5, Pр. 119-36.
Casanova J. Public Religions in the Modern World. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1994. 320 p.
Clarke P. B. Bibliography of Japanese New Religious Movements. London & New York: Routledge, 1999. 276 p.
Daniels T. Millennialism: an international bibliography. New York: Garland Publishing, 1992. 657 p.
Dawson L. L. The cultural significance of new religious movements and globalization A theoretical prolegomenon // Journal for the Scientific Study of Religion. 1998. № 4. Pp. 580-595. DOI: https://doi.org/10.2307/1388142.
Lillqvist O., Lindeman M. Belief in astrology as a strategy for self-verification and coping with negative life-events // European Psychologist. 1998. № 3 (3). Рр. 202-208. DOI: https://doi.org/10.1027/1016-9040.3.3.202
Shupe A. D. The Anti-cult Movement in America: A Bibliography and Historical Survey. New York: Garland, 1984. 169 p.
Stark R., Bainbridge W. Secularization and Cult Formation in the Jazz Age // Journal for the Scientific Study of Religion. 1981. Vol. 20, № 4. Pр. 360-373.
Stark R., Bainbridge W. S. The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley, 1985. 571 р.
Schwartz S. H. Universals in the content and structure of values: Theory and empiri. cal tests in 20 countries / M. Zanna (ed.). // Advances in experimental social psychology. Vol. 25, New York: Academic Press, 1992. P. 1-65.
Tyson G. A. People who consult astrologers: A profile // Personality and Individual Differences. 1982. № 3 (2). Рр. 119-126. DOI: https://doi.org/10.1016/0191-8869(82)90026-5