Дисфункции проектирования молодёжной политики в российских университетах
(на примере участников программы «Приоритет 2030»)
В статье анализируются модели молодёжной политики, представленные в программах развития университетов, участвующих в федеральном проекте «Приоритет 2030». Университет рассматривается автором как важнейший институт социализации российской молодежи, особенно в ситуации геополитической нестабильности. Данный этап жизни молодого человека определяется как время социального экспериментирования, самопознания, обретения важных личностных качеств и ценностей, которые способствуют расширению солидарности в российском обществе. В этой связи системная молодёжная политика университета становится ключевым фактором социальной интеграции молодого поколения. Научная проблемы исследования заключается в отсутствии эмпирически обоснованной информации об эффективности университетской молодежной политики в условиях геополитической нестабильности. На основе структурного и дискурсивного анализа текстов программ развития российских университетов – участников программы «Приоритет 2030» в статье делаются выводы о существовании целого ряда дисфункциональных паттернов, существенным образом снижающих эффективность университетской молодёжной политики. Наиболее значимыми из них являются недостаточный уровень целеполагания, отсутствие измеряемых критериев эффективности, описательный характер, слабая соотнесенность с национальными задачами и приоритетами. Делается вывод о необходимости изменения университетский молодёжной политики, адаптации ее к особенностям геополитической ситуации, в которой оказалась Россия, что так же будет способствовать гармонизации жизненного мира российской молодежи.
Смирнов В. А. Дисфункции проектирования молодёжной политики в российских университетах (на примере участников программы «Приоритет 2030») // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 3. С. 229-242. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-3-1-5
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Абуталипова Л. Н., Суляев Н. И. Современная молодежная политика в вузе // Высшее образование в России. 2015. № 5.
С. 86-90.
Атанов И. В., Гунько Т. И., Юрченко С. Н. Воспитательная работа в аграрном вузе как условие обеспечения качества подготовки специалиста // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 113-118.
Балакирева Е. А. Ноу-хау в молодежной политике: необходимые преобразования или рискованный эксперимент? // The Journal of Social Policy Studies. 2010. 4 (4). С. 541-556.
Башкиров С. П., Волкова О. А. Комптентностный подход к организации воспитательной работы в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 142-147.
Валеева Д. Р., Докука С. В., Юдкевич М. М. Разрыв дружеских связей при академическом неуспехе: социальные сети и пересдачи у студентов // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 8-24. DOI: 10.17323/1814954520171824.
Ершов В. Н., Груздев В. В. Доверие как ключевой объект управления при ведении когнитивных войн // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 4. С. 28-36. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-28-36
Железнов А. М. Влияние участия университетов в Проекте 5-100 на успешность получения научных проектов. Мир России. 2023. Т.32, № 2. С. 52-73. DOI: 10.17323/1811-038X-2023-32-2-52-73.
Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Риски образовательной неуспешности учащейся молодежи // Социологический журнал. 2020. Т. 26, № 2. С. 60-81. DOI: 10.19181/socjour.2020.26.2.7265.
Земцов Д. И. Сообщества практик будущего в российских университетах: фаблабы, ЦМИТы, кружки // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 5. С. 36-55. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-36-55
Иконникова С. Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. М.: Прогресс, 1998.
Ильинский И. М., Луков В. А. Феномен комсомола и современные тенденции развития молодежного движения в России // Социологические исследования. 2018. № 10.
С. 44-53.
Леонтьев А. А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус. 2001. № 1. С. 3-6.
Лызь Н. А., Истратова О. Н., Голубева Е. В. Работающие студенты: образовательная успешность и субъективное благополучие? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 2. С. 80-96. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-80-96.
Майорова-Щеглова С. Н. Неформальное образование студентов-социологов: новые формы // Социологические исследования. 2016. № 4. С. 124-126.
Малошонок Н. Г. Студенческая вовлеченность в учебный процесс: методология исследований и процедура измерения // Социологические исследования. 2014. № 3. С. 141-147.
Нартова Н. А., Саблина А. А., Кузинер Е. Н., Петрунина Д. С. Анализ дискурсивных режимов перехода во взрослость в нормативных документах молодежной политики России // The Journal of Social Policy Studies. 2022. Т. 20, № 1. С. 7-22. https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-1-7-22.
Парма Р. В. Продвижение патриотической повестки в социальных медиа среди российской студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 1. С. 44-67. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-1-44-67
Певная М. В., Шуклина Е. А., Черникова-Бука М. Участие студенчества в социокультурном развитии города: проблемы социокультурной субъектности (на материалах международного исследования) // Социологические исследования. 2022. № 5. С. 101-113.
Поплавская А. А. Будущая работа глазами студентов российских вузов: дифференциация образа работы в межрегиональной перспективе // Мир России. 2023. Т. 32, № 1. С. 61-86. DOI: 10.17323/1811-038X-2023-32-1-61-86.
Резаев А. В., Ни М. Л. Скрытое студенческое недовольство в условиях академического капитализма: сравнительный анализ идеальных типов студентов гуманитарных и технических специальностей // Мир России. 2020. Т. 29, № 2. С. 49-71. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-49-71
Смирнов В. А. Молодёжная политика и воспитательная деятельность в российских университетах: этапы развития и ключевые противоречия // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 5. С. 9-20. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-9-20
Соколов М. М., Сафонова М. А., Чернецкая Г. А. Культурный капитал, пространство вкусов и статусные границы среди российских студентов // Мир России. 2017. Т. 26, № 1. С. 152-179.
Тургель И. Д., Бугров К. Д., Ойхер А. Д. Университетские города России: ожидания vs реальность // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 5. С. 89-111.
Управление проектами: фундаментальный курс: учебник / А. В. Алешин, В. М. Аньшин, К. А. Багратиони и др.; под ред. В. М. Аньшина, О. Н. Ильиной; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023 (Учебники Высшей школы экономики).
Якобсон Р. Язык и бессознательное / Пер. с англ., фр., К. Голубович, Д. Епифанова, Д. Кротовой, К. Чухрукидзе. В. Шеворошкина; составл., вст. слово К. Голубович, К. Чухрукидзе; ред. пер. Ф. Успенский. М.: Гнозис, 1996.
Berkel van R., Hornemann Møller I. (eds.) Active Social Policies in the EU: Inclusion Through Participation? Bristol: Bristol University Press, Policy Press. 2002.
Furedi F. Introduction to the Marketisation of Higher Education and the Student as Consumer // The Marketisation of Higher Education and the Student as Consumer (eds. Molesworth M., Scullion R., Nixon E.), 2011. London: Routledge. Рp. 1-7.
Furlong A., Cartmel F. Young People and Social Change: New Perspectives. Buckingham: Open University Press. 2006.
Tight M. Students: Customers, Clients or Pawns? // Higher Education Policy, 2013. № 26. Рp. 291-307.
Исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ «Социализация, идентичность и жизненные стратегии молодежи в условиях «новых войн»» (№ FZEW-2023-0003).