Проявление агентности студенчества в проектном обучении: кейс федерального университета
По прогнозам экспертов, к 2030 году на рынке труда сформируется устойчивый спрос на гибридных и мультипрофессиональных специалистов, обладающих продвинутыми когнитивными способностями, эмоциональным интеллектом, технологическими и социальными компетенциями, способных принимать самостоятельные и инновационные решения. К решению проблемы количественного и качественного дефицита таких молодых специалистов призвана система высшего профессионального образования, в дискурсе которой тематика модернизации подготовки кадров предполагает внедрение и активное развитие проектного обучения. Проектное обучение должно способствовать агентности студентов как молодых профессионалов через перевод их от пассивного поведения в рамках обучения к активным самостоятельным действиям, эффективному взаимодействию с профессиональным сообществом, раскрытию лидерского потенциала, развитию инициативности и готовности к проектированию новых междисциплинарных решений. Проявления агентности студенчества в проектном обучении является актуальным вопросом исследовательской повестки и управленческой практики университетов. Цель исследования: оценка ключевых характеристик агентности студентов УрФУ, проявляющихся в проектном обучении. В статье представлены результаты анкетирования студентов (N=1070, выборка квотная по группам пол, уровень и профиль обучения. Ошибка не превышает 3%), проведенного в 2024 году. Установлена релевантность ключевых характеристик агентности и проектного обучения. Эмпирически доказано, что проектное обучение стимулирует самостоятельное, проактивное поведение, способствует проявлению лидерских качеств, развитию инновационного потенциала студентов.
Иллюстрации
Боронина Л. Н., Кульминская А. В., Маркина А. А., Репринцева Н. Е. Проявление агентности студенчества в проектном обучении: кейс федерального университета // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 3. С. 200-216. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-3-1-3
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Анализ внедрения проектного обучения в российских вузах / Куклина М. В., Труфанов А. И., Уразова Н. Г., Бондарева А. В. // Современные проблемы науки и образования: сетевое издание. 2021. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31320 (дата обращения: 15.08.2024).
Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2005. 528 с.
Глибовец Н. Н. Использование YADE (Yava Agent Development Environment) для разработки компьютерных систем поддержки дистанционного обучения агентного типа // Образовательные технологии и общество. 2005. Т. 8, № 3. С. 325-345.
Евсеева А. М., Поздеева С. И. Образовательная коммуникация, вовлеченность и агентность как педагогические феномены // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. № 1 (53). С. 79-89.
Карастелев В. Е, Данилова В. Л. Рефлексивная коммуникация как условие для проявления и развития образовательной агентности студентов магистратуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022. № 4. С. 17-24.
Морозова Е. В. Обучение студентов российских вузов предпринимательству как способ формирования агентности // Вопросы образования. 2024. № 1. С. 185-213.
Певная М. В., Тарасова А. Н., Телепаева Д. Ф., Протасов Д. С. Трансформирующая агентность учащейся молодежи как ресурс формирования гражданственности в сфере образования // Образование и наука. 2024. Т. 26, № 4. С. 169-200.
Поздеева Е. Г., Шипунова О. Д., Евсеева Л. И. Агентность и интегральность как принципы анализа тенденций отношения молодежи к науке // Философия науки: история и современность: монография / под ред. И. Д. Осипова, С. Н. Погодина. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС. 2020. 424 с.
Сидоркина Е. Д., Терехова А. В. «Это мне и нужно!» Разработка психометрического инструмента оценивания личностных характеристик студентов и абитуриентов // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы XXX международной научно-методической конференции, Санкт-Петербург, 12 апреля 2024 г. 2024. С. 400-402.
Сорокин П. С. Проблема «агентности» через призму новой реальности: состояние и направления развития // Социологические исследования. 2023. № 3. С. 103-114.
Сорокин П. С., Зыкова А. В. «Трансформирующая агентность» как предмет исследований и разработок в XXI веке: обзор и интерпретация международного опыта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 216-241.
Сорокин П. С., Фрумин И. Д. Проблема «структура/действие» В ХХI в.: изменения в социальной реальности и выводы для исследовательской повестки // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 27-36.
Сорокин П. С., Фрумин И. Д. Образование как источник действия, совершенствующего структуры: теоретические подходы и практические задачи // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 116-137.
Стрельников С. С., Туров Р. С. Самостоятельность: запрос общества и ответ системы высшего образования // Человеческий капитал. 2022. № 10 (166). С. 140-147.
Шаповалова И. С., Генкин (Филонова) Ю. Ю. Онлайн перспектива в образовательных траекториях молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2019. № 4. С. 91-102.
Adams F. Action Theory Meets Embodied Cognition // Cambridge: MA. 2010. Pp. 229-252.
Brand M. Intending and acting: Toward a naturalized action theory. Cambridge, MA: MIT press. 1984. 237р.
Bratman M. E. Intention, plans, and practical reason. Cambridge. MA: Harvard University Press. 1987.
Bratman M. E. Structures of Agency: Essays. New York: Oxford Academic. 2007.
Emirbayer M. and Mische A. What is agency? // American Journal of Sociology, 1998. V.103, № 4. Pp. 962-1023.
Velleman J. D. What Happens When Someone Acts? // Oxford University Press. 1992. V. 101, № 403. Pp.461-481.
Schlosser M. E. Agency // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2019 Edition). 2019. № 84. Pp. 3-35.
Pearlin L. I. and Schooler C. The structure of coping // Journal of health and social behavior. 1978. № 19. Pp. 2-21.
Sherer, M., Maddux, J. E., Mercadante, B., Prentice-Dunn, S., Yacobs, B., and Rogers R. W. The Self-efficacy Scale: Construction and Validation // Psychological Reports. 1982. № 51. Pp. 663-671.
Westlund A. C. Rethinking Relational Autonomy // Hypatia. 2009. Vol. 24, № 4. Pp. 26-49.
Статья написана при поддержке Российского научного фонда, проект № 24-28-01482 «Проектное обучение в развитии профессионализма и гражданственности российского студенчества: управленческий контекст и формирование трансформирующей агентности», https://rscf.ru/project/24-28-01482/.