Трансформация гражданственности студенчества в «переломное время»
(на материалах фокус-групп и эссе студентов вузов Ростовской области в 2022 и 2024 гг.)
В статье анализируются мнения и гражданские позиции обучающихся университетов Ростовской области в обстановке проведения специальной военной операции и деструктивной идеологической войны стран коллективного Запада против Российской Федерации. На материалах фокус-группы и эссе студенчества Дона в октябре – ноябре 2022 гг. (8 групп, 203 эссе) и в апреле 2024 года (6 групп,) описаны жизнеобразующие факторы студенческой молодежи: жизнь, мир гуманизм, семья и ближайшее окружение, коллективизм и взаимопомощь, историческая память, малая родина, патриотизм. Выявлены события и факторы, оказавшие влияние на нравственное и социальное состояние студенчества Дона: столкновение с экзистенциальными проблемами войны и мира, жизни и смерти; неопределенность будущего в условиях неотвратимости специальной военной операции, культурной изоляции России, геополитических рисков и трансформации миропорядка. Перед лицом экзистенциального выбора происходит переосмысление ценности семьи, рост роли ближнего круга и малой родины. Целенаправленная государственная политика памяти, героизации и меморизации участников СВО создает почву для роста роли исторической памяти, ценностей патриотизма и гражданственности, доверия власти и одобрения политических решений. Восприятие западных ценностей становится более критичным; стирается острота тревожности по поводу культурной, экономической, политической изоляции России. Подтвердилась гипотеза о существовании двух моделей гражданственности российского студенчества: а) первая (гражданственность как общественно-государственный патриотизм) связана с факторами социоцентризма, где наличествует идентичность со своей семьей, этносом, малой родиной, усиливается гражданская идентичность с российским государством, связанная с чувством долга, ответственности и обязательством перед ним; б) вторая (глобальная гражданственность) базируется на принципах антропоцентризма с гарантиями соблюдения конституционных прав и свобод, гуманистических ценностей и глобального гражданства, но без обязательств индивида перед государством.
Филоненко В. И., Магранов А. С., Киенко Т. С., Зайцева М. И., Позднякова Ю. Н. Трансформация гражданственности студенчества в «переломное время» (на материалах фокус-групп и эссе студентов вузов Ростовской области в 2022 и 2024 гг.) // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 3. С. 184-199. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-3-1-2.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Бинеева Н. К., Магранов А. С. Восприятие студенческой молодежью Юга России социально-экономической и политической ситуации в стране (на материалах региональных исследований) // Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т. 11, № 3. С. 87-111. DOI 10.19181/snsp.2023.11.3.5.
Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. М: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-325-6.2020.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб.: Владимир Даль, 2004. 398 с.
Дидковская Я. В., Вишневский Ю. Р., Зырянова О. Б. Социальная безопасность студенческой молодежи как субъективное восприятие рисков // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 4. С. 57-70. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-4-0-6.
Дидковская Я. В., Трынов Д. В. Социальное самочувствие и ожидания молодежи индустриального региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 1. С. 202-214. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.12.
Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х – середина 2010-х гг.). ЦСПиМ, 2015. 367 с.
Зубок Ю. А. Гражданственность // Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. М.: Academia, 2008. С. 78.
Зубок Ю. А. Феномен риска в социологии: опыт исследования молодежи. М.: Юр.Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 288 с.
Козырева П. М. Процессы адаптации и эволюция социального самочувствия россиян на рубеже XX – XXI веков. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2004. 320 с.
Козырева П. М., Смирнов А. И. Эволюция социального самочувствия россиян в постсоветский период: от коллапсирования к контрастной стабильности (1994 – 2021) // Социологические исследования. 2022. № 12. С. 29-41. DOI 10.31857/S013216250021523-8/
Певная М. В., Шуклина Е. А., Киенко Т. С., Тарасова А. Н., Андрианова Т. В., Худякова М. В., Шаповалова И. С. Страхи российского студенчества в ситуации социальной неопределенности (весна 2022 года) // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 116-136. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-9.
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.
Социальное самочувствие молодежи Свердловской области в 2015 году: итоги социологического исследования: коллективная монография / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского, Д. Ю. Нархова. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2016. 205 с.
Социальное самочувствие населения в условиях реформ: региональный аспект / под ред. М. К. Горшкова. М.; СПб. Нестор-История, 2011. 176 с.
Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.
Тощенко Ж. Т. Жизненный мир и его смыслы // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 6-17.
Тощенко Ж. Т. Социология жизни как теоретическая концепция // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 106-116.
Ященко Е. Ф. Внутриличностная конфликтность, ценности, стратегии преодоления стрессовых ситуаций студентов до и после начала специальной военной операции // Вестник университета. 2023. № 2. С. 212-220. DOI: 10.26425/1816-4277-2023-2-212-220.