Социальная адаптация китайских студентов в России как управленческая проблема
В настоящее время возрастает необходимость изучения современных концепций адаптации иностранных студентов в России в связи с ростом их числа в нашей стране. Данный материал посвящен отражению указанной проблематики в работах современных исследователей с точки зрения факторов, препятствующих повышению степени управляемости процесса адаптации, и наличию сформулированных стратегий, способствующих решению этой проблемы. В работе для анализа отдельных работ по данной проблеме применяется принцип метасистематизации, на основе указанных исследований в русле стратегического похода формулируются означенные выше стратегии. В работе делаются выводы о том, что в современных исследованиях по теме адаптации китайских студентов в качестве значимых факторов дезадаптации выделяются языковой барьер, степень культурной утомляемости, отсутствие мотивации к адаптации во временной среде, а также различия между русскими и китайскими студентами в отношении к социальной дисциплине, реакциях на социальные раздражители и этикетно-ритуальным формам социального взаимодействия. Указывается на наличие мифов, препятствующих процессу адаптации, среди которых устоявшиеся представления о нежелании китайцев активно взаимодействовать, неумение коммуницировать в чуждой среде и перенимать новые способы обучения и общения. Для повышения степени управляемости процесса адаптации авторами на основе изученных исследований предлагаются несколько взаимосвязанных стратегий: морально-этическая, коллективно-ориентированная, образно-игровая, прагматико-ориентированная и стратегию социальной значимости. Применение данных стратегий направлено на преодоление факторов дезадаптации китайских студентов в российском обществе.
Кузнецова О. В., Дерюгин П. П., Кремнёв Е. В. Социальная адаптация китайских студентов в России как управленческая проблема // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 3. С. 150-167. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-3-1-0.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Апасова М. В., Кулагина И. Ю., Апасова Е. В. Специфика адаптации китайских и туркменских студентов в российском вузе // Психологические исследования. 2020. Т. 13, № 69. С. 1-18.
Арефьев А. Л. Китайские студенты в России // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 54-66.
Беляев В. П., Беляева Е. А. Особенности взаимодействия российских и китайских студентов в образовательном пространстве российского вуза // Материалы XXII Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». Екатеринбург: УрФУ, 2019. С. 799-811.
Бутенко Л. И. Педагогические особенности адаптации китайских студентов в учебном процессе технического университета. Новочеркасск: ЮРГТУ(НПИ). 91 с.
Виничук Н. В. Этническая картина мира (на примере китайских студентов) // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: материалы Международной научной конференции 29-30 мая 2008. Смоленск: Универсум, 2008, Т. 1. С. 100-107.
Даниленко О. И., Сюй И. Субъективное благополучие китайских студентов на разных этапах обучения в вузах России и Китая // Российский психологический журнал. 2016. Том 13, № 4. С. 137-156.
Закс Л. А. Усталость от культуры как феномен социокультурной жизни: постановка проблемы и общая характеристика // Koinon. 2021. Т. 2, № 2. С. 23-47.
Иванова М. А. «Золотые правила» иностранным студентам по социально-психологической адаптации к высшей школе. // Международное сотрудничество в образовании. Материалы научно-практической конференции. СПб, 1998. С. 32-33.
Кабкова Е. П., Ли Ш. Проблемы адаптации иностранных (китайских) студентов в условиях музыкально-педагогического вуза и методы их разрешения // Педагогика искусства. 2019. № 3. С. 76-83.
Капица С. И. Понятие социальной адаптации в социологии // Вестник Чувашского университета. 2009. № 4. С. 204-209.
Кузнецова О. В., Кремнёв Е. В., Карапетян К. А. Вызовы и перспективы социально-психологической адаптации студентов КНР в российских вузах // Образование в КНР и КНДР: перспективы для России: колл. монография. Благовещенск: БГПУ, 2023. С. 89-100.
Ли Ц., Даниленко О. И. Оценка значимости функций этикета китайскими студентами // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2016. Сер. 16, № 2. С. 67-78.
Линь Я. Психологические особенности мотивационно-смысловых составляющих инициативности у российских и китайских студентов // Современные гуманитарные и исследования. М.: Изд-во Компания Спутник, 2004. № 1 (1). C. 188-189.
Лю Ц., Петанова Е. И. Взаимосвязи адаптированности и когнитивно-поведенческих качеств личности (на примepe российских и китайских студентов-первокурсников) // Вестник СПбГУ. 2016. Сер. 16, № 4. С. 59-66.
Портрет образовательного мигранта. Основные аспекты академической, языковой и социокультурной адаптации: колл. монография / науч. ред. Е. Ю. Кошелева. Томск: «РАУШ МБХ», 2011. 204 с.
Рубцова М. В. Управляемость как основополагающая социолого-управленческая категория // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 320. С. 53-57.
Рузина В. А. Проблемы языковой адаптации китайских студентов на примере Томского государственного университета // Сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс – один путь»: материалы Международной научной конференции (Томск, 27-28 ноября 2017 г.). Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2018. С. 16-18.
Серебренникова Е. А. Психолого-педагогическая адаптация китайских слушателей нулевого уровня в процессе обучения русскому языку как иностранному // Вестник ТГПУ. 2017. № 10 (187). С. 79-83.
У Т. Адаптация китайских студентов в российских вузах: проблемы, пути решения // Образование и право. 2020. № 11. С. 187-190.
Филиппова В. П., Эрдынеева К. Г. Факторы и причины суицидального поведения китайских и российских студентов // Вестник Чит-ГУ. 2007. № 3 (44). С. 200-205.
Ян Б. Факторный анализ свойств темперамента китайских студентов // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции, г. Москва, 16-18 октября 2003: В 2-х ч. М.: Изд-во РУДН, 2003. Ч. I. С. 338-339.
Adler N. J. International Dimensions of Organizational Behavior. Belmont, CA: PWS-Kent, 1984. 242 p.
Berger P. L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. London: Penguin Books, 1966. 249 p.
Bi S., Ahmad A. L., Aziz J. A Systematic Review of Chinese Students’ Academic Adaptation Overseas // Malaysian Journal of Social Sciences and Humanities. 2023. Vol. 8, № 10. URL: https://www.msocialsciences.com/index.php/mjssh/article/view/2558 (Accesstd: 03.04.2024).
Biggs J. B. Western misperceptions of the Confucian-heritage learning culture // The Chinese learner: Cultural psychological and contextual influences. 2006. Hong Kong and Melbourne: Comparative Education Research Center and the Australian Council for Educational Research. Pp. 45-68.
Chen M., Hyeyoung B. Exploring East Asian Undergraduate Students’ Perceptions about the Effectiveness of their Preparation for Study Abroad for Academic Success in U.S. Universities // Journal of International Students. 2020. Vol. 10, № 1. Рp. 181-202.
Chun C., Chang Z., Qian M. Chinese International Students’ Coping Strategies, Social Support Resources in Response to Academic Stressors: Does Heritage Culture or Host Context Matter? // Current Psychology. 2018. Pp. 242-252.
Currie G. ‘Beyond Our Imagination’: The Voice of International Students on the MBA // Management Learning. 2007. Vol. 38, № 5.
Pp. 539-556.
Durkin K. The adaptation of East Asian masters students to western norms of critical thinking and argumentation in the UK // Intercultural Education. 2008. Vol. 19. № 1.
Pp. 15-27.
Ennis R. H. Critical Thinking Dispositions: Their Nature and Assessability // Informal Logic. Vol. 18. Pp. 165-182.
Graham J. L., Lam N. M. The Chinese Negotiation // Harvard Business Review. 2003. October. Pp. 82-91.
Griffiths D. S., Winstanley D., Gabriel Y. Learning Shock: The Trauma of Return to Formal Learning // Management Learning. 2005. Vol. 36, № 3. Pp. 275-297.
Hickson, D. J., Pugh, D. S. Management Worldwide: The Impact of Societal Culture on Organizations Around the Globe. London: Penguin, 1995. 307 p.
Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-related Values. London: SAGE, 1980. 474 p.
Hofstede G., Bond M. H. The Confucius Connection: From Culture Roots to Economic Growth // Organizational Dynamics. 1988. Vol. 16, № 4. Pp. 4-21.
Hofstede G., Hofstede G. J., Minkov M. Cultures and Organizations: Software of the Mind, 3rd Edition. London: McGraw-Hill, 2010. 576 p.
Hofstede G., Milosevic D., Neuyen B., Ohayv D. D. Measuring Organizational Cultures: a Qualitative and Quantitative Study Across Twenty Cases // Administrative science quarterly. 2017. Vol. 35, № 2. Pp. 286-316.
Hu J., Marion R., Wang W. Academic Integrity from China to the United States // The Acculturation Process for Chinese Graduate Students in the United States, Ethics & Behavior. 2018. Vol. 29, № 1. Pp. 51-70.
Kember D. Misconceptions about the learning approaches, motivation and study practices of Asian students // Higher Education. 2000. Vol. 40, № 1. Pp. 99-121.
Kennedy P. Learning cultures and learning styles: myth-understandings about adult (Hong Kong) Chinese learners // International Journal of Lifelong Education. 2002. Vol. 21, № 5.
Pp. 430-445.
Leder G. C., Forgasz H. J. Australian and international mature students: the daily challenges // Higher Education Research & Development. 2004. Vol. 23, № 2. Pp. 183-198.
Li H. Academic Integration of Chinese Students in Finland and Germany: A Comparative Perspective // Frontiers of Education in China. 2019. Vol. 14, № 2. Pp. 234-256.
Li J., Wang Y., Liu X., Xu Y., Cui T. Academic Adaptation Among International Students from East Asian Countries: A Consensual Qualitative Research // Journal of International Students. 2018. Vol. 8, № 1. Pp. 194-214.
Li W., Räihä Р. Academic Acculturation оf Chinese Doctoral Students In Finland // Trames Journal of the Humanities and Social Sciences. 2021. № 3. Рp. 295-310.
Light R. L., Xu M., Mossop J. English Proficiency and Academic Performance of International Students // TESOL Quarterly. 1987. Vol. 21, № 2. Pp. 251-261.
Liu G., Li W., Zhang Y. Tracing Chinese international students’ psychological and academic adjustments in uncertain times: An exploratory case study in the United Kingdom // Frontiers in psychology. 2022. Vol. 13. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.942227.
Lysgaard S. Adjustment to Foreign Society: Norwegian Fulbright Scholars Visiting the US’ // International Social Science Bulletin. 1955. Vol. 7. Pp. 45-51.
Oberg K. Cultural Shock: Adjustment to New Cultural Environments // Practical Anthropologist. 1960. Vol. 7. Pp. 177-82.
Qian Meng, Chang Zhu, Chun Cao. Chinese international students’ social connectedness, social and academic adaptation: the mediating role of global competence // Higher Education. 2017. № 75 (1). Рp. 131-147.
Renjun Q., Zhang Z. Work Group Emotions in Chinese Culture Settings // Singapore Management Review. 2005. Vol. 27, № 1.
Pp. 69-86.
Rienties B., Luchoomun D., Tempelaar D. Academic and social integration of Master students: a cross-institutional comparison between Dutch and international students // Innovations in Education and Teaching International. 2014. Vol. 51, № 2. Pp.130-141.
Rosenthal D. A., Russell J., Thomson G. The health and wellbeing of international students at an Australian university // Higher Education. 2006. № 55 (1). Pp. 51-67.
Samuelowicz K. Learning problems of international students: Two sides of a story // Higher Education Research & Development. 1987. № 6. Pp. 121-134.
Sarkodie-Mensah K. International students in the US: Trends, cultural adjustments, and solutions for a better experience // International Library Education. 1998. № 39 (3). Pp. 214-22.
Treisman U. Studying students studying calculus: A look at the lives of minority mathematics students in college // College Mathematics Journal. 1992. № 23 (5). Pp. 362–72.
Triandis H. C., Bontempo R., Villareal M. J., Asai M., Lucca N. The Self and Social Behaviour in Differing Cultural Contexts // Psychological Review. 1989. Vol. 96, № 3. Pp. 506-520.
Triandis H. C., Gelfand M. J. Converging Measurement of Horizontal and Vertical Individualism and Collectivism // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74, № 1. Pp. 118-128.
Vyas L., Yu B. An investigation into the academic acculturation experiences of Mainland Chinese students in Hong Kong // Higher Education. 2018. № 76. Pp. 883-901.
Watkins D. A. Hong Kong secondary school learners: A developmental perspective // The Chinese learner: Cultural psychological and contextual influences. 1996. Hong Kong and Melbourne: Comparative Education Research Center and the Australian Council for Educational Research. Pp. 107-120.
Xing D., Bolden В. Exploring Oral English Learning Motivation in Chinese International Students with Low Oral English Proficiency // Journal of International Students. 2019a. Vol. 9, № 3. Рp. 834-855.
Xing D., Bolden В. Treading on a Foreign Land: A Multiple Case Study of Chinese International Students’ Academic Acculturation Experiences // Student Success. 2019 b. Vol. 10, № 3. Рp. 25-35.
Yan K., Berliner D. Chinese International Students' Personal and Sociocultural Stressors in the United States // Journal of College Student Development. 2013. № 54 (1). Pp. 62-84.
Yi L. Learning to Live and Study in Canada: Stories of Four EFL Learners from China // TESL Canada Journal. 2004. Vol. 22, № 2. Pp. 25-43;
Ying X., Li B. Academic acculturation in 2+2 joint programmes: students’ perspectives // Higher Education Research & Development. 2020. Vol. 40, № 2. Pp. 1-16.
Yu B., Mak A. S., Bodycott P. Psychological and academic adaptation of mainland Chinese students in Hong Kong universities // Studies in Higher Education. 2019. Vol. 13, № 8. Pp. 1552-1564.
Yu B., Wright Е. Academic adaptation amid internationalisation: the challenges for local, mainland Chinese, and international students at Hong Kong’s universities // Tertiary Education and Management. 2017. Vol. 23, № 4. Pp. 1-14.
Yu B., Wright Е. Socio-cultural adaptation, academic adaptation and satisfaction of international higher degree research students in Australia // Tertiary Education and Management. 2016. Vol. 22, № 1. Pp. 49-64.
Zhang Z., Beck K. I came, but I’m lost: Learning stories of three Chinese international students in Canada // Comparative and International Education. 2014. Vol. 43, № 2. DOI: 10.5206/cie-eci.v43i2.9252.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (№ 24-28-01448).