Особенности саморегуляции социокультурных девиаций молодежи
В молодежной среде в переходных условиях активизируются процессы, связанные с переосмыслением целей жизнедеятельности и способов их достижения. В социальноsй реальности отклоняющиеся способы достижения целей представлены в форме смыслов-суждений, отражающие принципы разобщения и самоутверждения за счет окружающих. В статье под ними понимаются социокультурные девиации. Их формирование в социальной реальности обусловлено складывающимися в обществе противоречиями. Под саморегуляцией социокультурных девиаций понимается сознательный выбор молодых людьми в собственном самоопределении принципов разобщения и самоутверждения как оптимальных, с их точки зрения, в складывающихся условиях способов достижения целей жизнедеятельности. С опорой на эмпирические исследования Центра социологии молодежи ИСПИ ФНИСЦ РАН рассматриваются особенности саморегуляции социокультурных девиаций молодежи в зависимости от возраста, места проживания, религиозной идентификации, фактора семьи и доверия. Молодые люди в возрасте 15-17 лет чаще ориентируются в своей жизнедеятельности на выбор в пользу социокультурных девиаций, чем молодые люди из более старших возрастных групп. Респонденты из малообеспеченных групп охотнее демонстрируют готовность применять физическую силу в споре с оппонентами. В группах, в которых респонденты осмысливают семью как инструментальную ценность, молодые люди для достижения целей чаще самоутверждаются за счет окружающих и демонстрируют неуважение к взрослым, чем в группах, в которых семья осмысливается как терминальная ценность. Молодые люди, которые не доверяют окружающим, для достижения своих жизненных целей чаще ориентируются на социокультурные девиации по сравнению с респондентами, которые выстраивают отношения с окружающими на доверии.
Иллюстрации
Сорокин О. В. Особенности саморегуляции социокультурных девиаций молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 3. С. 88-105. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-3-0-6.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 479 с.
Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
Громыко М. М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. 446 с.
Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа. М.: Паломник, Институт этнологии и антропологии РАН, 2007. 560 с.
Достоевский Ф. М. Задачи русского народа. СПб.: Общественная польза, 1891. 84 с.
Ермолаева М. В. Психология развития. 4-е изд. М.: МОДЭК, 2008. 376 с.
Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках. Сборник русских пословиц и поговорок / Сост., предисл. и алфавит. указ. И. Н. Кузнецов / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Русская цивилизация, 2019. 912 с.
Ковалева А. И. Социокультурная субъектность как основа тезаурусной концепции молодежи // Горизонты гуманитарного знания. 2020. №1. С. 36-53.
Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003.
487 c.
Омельченко Е. Л. Уникален ли российский случай трансформации молодежных культурных практик? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 1. С. 3-27.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А. Я. Данилюк. М.: Просвещение, 2010. 80 с.
Питирим Сорокин. Кризис нашего времени / И. Б. Орлова. М.: ИСПИ РАН, 2009. 384 c.
Попкова Н. В. Введение в этику. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. 326 с.
Сорокин О. В., Любутов А. С. Социокультурные девиации молодежи в сфере межличностных взаимодействий: саморегуляция и моделирование // Наука. Культура. Общество. 2023. Т. 29, №3. С. 98-108.
Социальные риски в современном поликультурном обществе: психологические и педагогические аспекты: Материалы международной научно-практической конференции, Тверь, 01-31 января 2008 года / Н. В. Оглезнева. Тверь: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет», 2008. 215 с.
Тощенко Ж. Т. Смысл как качественная характеристика жизненного мира // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2016. № 2 (4). С. 9-18.
Чупров В. И., Зубок Ю. А., Романович Н. А. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. 352 с.
Юревич А. В. «Асоциальная социализация» как основа нравственной деградации общества // Вестник Российской академии наук. 2011. Т. 81, № 1. С. 3-10.