Креативные установки в контексте жизненных и профессиональных ценностей студенческой молодежи:
гендерное измерение
Исследуемая в статье проблема обусловлена потребностью в развитии креативных отраслей российской экономики и генерировании инновационных процессов во всех сферах жизни, требующих создания условий для творческой самореализации в равной мере как женщин, так и мужчин. Статья посвящена выявлению связи между установками студентов на креативную деятельность и их жизненными и профессиональными ценностями, особое внимание уделяется поиску гендерных различий в креативных установках студенческой молодежи. Эмпирическая база исследования – данные опроса, проведенного в 2024 г. среди студентов российских вузов (N=750). Результаты исследования показали приоритет сущностной терминальной мотивации креативной деятельности, предопределяемой высокой значимостью ценностей самореализации в структуре жизненных и профессиональных ценностей студенческой молодежи. Выявлены следующие гендерные особенности установок на креативную деятельность среди студенческой молодежи: девушки больше вовлечены в разработку творческих проектов и повышение квалификации на курсах и тренингах, юноши – в программирование, освоение и усовершенствование технологий; девушки чаще ориентированы на проявление креативности в творческих хобби, сфере образования, социальном и гражданском активизме, юноши – в научных исследованиях, политике и управлении. Делается вывод о том, что существующие в российском обществе институциональные условия и укорененные в общественном сознании полоролевые стереотипы влияют на характер креативных установок девушек и выбор ими сфер для реализации своего креативного потенциала. Гендерная асимметрия в сферах занятости и «закрытость» доступа женщин в такие сферы, как управление и политика, не способствуют желанию девушек проявить в них свой потенциал.
Иллюстрации
Нотман О. В., Дидковская Я. В., Зырянова О. Б. Креативные установки в контексте жизненных и профессиональных ценностей студенческой молодежи: гендерное измерение // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 3. С. 72-87. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-3-0-5.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Айвазова С. Г. «Игра в гендер» на поле российской политики: возможности институциональных изменений // Россия реформирующаяся: ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Ин-т социологии РАН, 2007.
Безрукова О. Н., Самойлова В. А. Отцовство в современной России: смыслы, ценности, практики и межпоколенческая трансляция // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 94-106. DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250016969-8.
Боровских Н. В., Авласович Е. М. Гендерная дифференция на региональном рынке труда // Инновационное образование и экономика. 2015. № 20. С. 25-31.
Егорова Н. Ю. Янак А. Л., Рябинская Е. С. Родительские роли в современной российской семье: границы «мужского» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 2(156). С. 233-251. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.782.
Женщины и мужчины России 2022 / отв. ред. С. М. Окладников. М.: Федер. служба гос. статистики, 2022.
Йоас Х. Действие – это состояние, в котором существуют люди в мире // Социологические исследования. 2010. № 8. С. 112-122.
«Кариатиды» российского образования. Институт статистических исследований и экономики знаний. ВШЭ, 2020. URL: https://issek.hse.ru/news/346776702.html (дата обращения: 27.05.2024).
Крыштановская О. В., Лавров И. А., Юшкина Н. А. Женщины-ректоры и «стеклянный потолок» // Женщина в российском обществе. 2023. № 1. С. 4-19. DOI: https://doi.org/10.21064/WinRS.2023.1.1.
Милованова М. Ю. Социально ориентированные НКО сквозь призму гендера: социологический анализ // Женщина в российском обществе. 2019. № 4. С. 66-79. DOI: https://doi.org/10.21064/WinRS.2019.4.6.
Полихина Н. А., Байков С. А., Гришакина Е. Г., Тростянская И. Б. О вопросах гендерного баланса в руководстве университетов в России и за рубежом // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20, № 1. С. 67-82. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-1-67-82.
Пырма Р. В. «Цифровые граждане»: политическое участие российской молодёжи онлайн // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 5 (102). С. 143-155.
Римашевская Н. М. Гендерные асимметрии в современной России // Народонаселение. 2010. № 3 (49). С. 4-18.
Силласте Г. Г. Гендерная асимметрия как фактор карьерного роста женщин // Высшее образование в России. 2004. № 3. С. 122-133.
Челнокова А. В., Дорфман Л. Я. Гендерные аспекты креативности // Образование и наука. 2008. № 7 (55). С. 50-60.
Ушакова В. Г., Савин С. Д. Женщины в современной российской политике и государственном управлении // Женщина в российском обществе. 2023. № 1. С. 20-31. DOI: https://doi.org/10.21064/WinRS.2023.1.2.
Хасбулатова О. А., Смирнова И. Н. Эволюция женского вопроса в российском обществе (1900 - 2020) // Женщина в российском обществе. 2022. № 1. С. 3-21. DOI: https://doi.org/10.21064/WinRS.2022.1.1.
Юшкина Н. А., Крыштановская О. В. Гендерное представительство и политический потенциал женщин в публичной политике // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. Вып. 3. С. 443-456. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-3-443-456%20.
Bannikova L. N., Kemmet E. V. A Woman in the Man’s Culture of Engineering Education // Higher education in Russia. 2019. V. 28, № 12. Pp. 66-76.
Florida R. The Rise of the Creative Class. And How It's Transforming Work, Leisure and Everyday Life. New York: Basic Books, 2002.
Joas H., Knobl W. Social Theory: Twenty Introductory Lectures. CAMBRIDGE UNIV PRESS, 2009.
Stavins R. The Problem of the Commons: Still Unsettled after 100 years // American Economic Review. 2011. V. 101, №. 1. February. Pp. 81-108.
Women and Skills. Addressing gender gaps through online learning / Sinha A., Ikonomou M-N., editors. Coursera, 2021. URL: https://about.coursera.org/press/wp-content/uploads/2021/09/Coursera-Women-and-Skills-Report-2021.pdf (Accessed 27.05.2024).
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00603, https://rscf.ru/project/23-28-00603/.