Подкасты в информационном пространстве московских студентов-журналистов:
материалы эмпирического исследования
В последние годы наблюдается значительный рост интереса к подкастингу. Молодежь становится не только медиапотребителем подобного типа медиа, но и активным его производителем. Особенно это относится к студентам-журналистам, которые включены в процесс массовой коммуникации и как аудитория, и как медиапрофессионалы. Их жизненный мир оказывается тесно связан с процессом медиасоциализации, который характерен и для других групп «цифровой молодежи». В статье представлены материалы репрезентативного опроса студентов факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Исследование проведено на этапе моделирования художественно-просветительского подкаста о науке и рассматривает студентов как медиапотребителей и активных участников процесса массовой коммуникации. На основе полученных данных авторы размышляют о возможностях использования аудиально-выразительных и театрализованных элементов при создании научно-просветительских подкастов, применении невербальных компонентов медиаконтента для передачи большего объёма информации и смыслов с учётом предпочтений студентов. Результаты показывают, что студенты-журналисты «заботятся» о собственном жизненном мире, но при этом заочно уважают чужие жизненные миры и картину мира в целом. Представленная в статье характеристика научно-просветительского подкаста для представителей «цифровой молодежи», составленная на основе мнений этой социально-демографической группы, может быть использована при реализации проектов, связанных с молодежной политикой для содействия образованию молодежи и ее профориентации. Локальный характер исследования не позволяет делать выводы относительно мнений и настроений студенчества в целом, но дает основания формулировать предположения о ситуации в сообществе носителей специальных знаний в области журналистики и массовых коммуникаций.
Иллюстрации
Аникина М. Е., Толчина М. С. Подкасты в информационном пространстве московских студентов-журналистов: материалы эмпирического исследования // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 3. С. 17-35. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-3-0-2.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. Пер. с англ. И. Г. Ясавеева под ред. С. А. Ерофеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2004. 620 с.
Болотова Е. А. «Научный радиотеатр» (1952-1969 гг.): жанровые и тематические особенности // История отечественных СМИ. 2018. № 1 (5). С. 116-128.
Восприятие длинных текстов поколением «цифровых островитян» / Аникина М. Е., Ермошкина Т. А., Искаков Д. З., Кобзев М. В. и др. // Медиаскоп. 2016. № 1. URL: http://mediascope.ru/?q=node/2089 (дата обращения: 30.07.2024).
Гидденс Э. Социология. Изд. 2-е, полностью перераб. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2005. 632 с.
Дунас Д. В. Медиа и социализация: первичная, вторичная или самосоциализация? Опыт изучения медиапотребления «цифровой молодежи» России // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2022а. № 78. С. 200-224.
Дунас Д. В. Медиа на этапах жизненного пути человека: к вопросу о различении типов медиасоциализации // Меди@льманах. 2022б. № 3 (110). С. 16-25.
Зенкин С. Н. Семиотика культуры. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2003.
175 с.
Круглова Л. А., Мамедов Д. З. Проблемы подкастинга в России // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 6. С. 156-167.
Круглова Л. А. Использование выразительных средств радио в русскоязычных подкастах // Медиа в современном мире. 62-е Петербургские чтения. Материалы 62-го международного научного форума. СПб, 2023. Т. 1. С. 211-213.
Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 c.
Молодежные креативные локальности в среде мегаполиса: рефлексивная интерпретация и мотивация участников / Дидковская Я. В., Нотман О. В., Трынов Д. В., Лугин Д. А. // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 4. С. 87-99.
Николаева Т. М., Успенский Б. А. Языкознание и паралингвистика // Лингвистические исследования по общей славянской типологии, М., 1966.
Радиожурналистика / Под ред. Шереля А. А. М.: Издательство Московского университета, 2005. 480 с.
Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор Г. В. Осипов. М.: Издательская группа ИНФРА М – НОРМА, 1998. 488 с.
Тьюки Дж. Анализ результатов наблюдений. М: Мир, 1981. 693 с.
Хабермас Ю. Теория коммуникативной деятельности. М.: Издательство «Весь Мир», 2022. 880 с.
Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С. М. Червонной. М.: Логос, 2005. 664 с.
Шубрт И., Подвойский Д. Г. Современные социологические теории: Как не заблудиться в концептуальном лабиринте? М.: ВЦИОМ, 2024. 380 с.
Castells M. Materials for an exploratory theory of the network society. // The British Journal of Sociology. 2000. № 51. Pp. 5-24.
Prensky M. Digital natives, digital immigrants. Horizon. 2001. V. 9, № 5. Pp. 1-6.