Модель общественной оценки местной власти
Общественная оценка населением органов власти является важной частью социально-политических процессов, которая объединяет интересы участников в развитии локальной территории. Важность и значимость общественной оценки определяется не только ролью в объяснении процессов социально-политического взаимодействия, коммуникаций, формирования и развития общественных процессов, но ее соответствием возможности поиска их вариантов и выбора наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Кроме того, такая оценка имеет значение при определении целей, показателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) реализации социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь в интересах всего населения. Совместная деятельность граждан и лиц, принимающих решения, необходима для формирования конструктивного диалога и разработки оптимальных, взаимоприемлемых и согласованных управленческих решений. В настоящее время весомыми барьерами представляются определенный уровень хаотичности, бессистемности некоторых способов общественного оценивания деятельности местной власти, рассогласованность между управленческими принципами, которые закладываются в основу оценки, и их практической реализацией. Нередки случаи, когда общественная оценка не находит отклик в принимаемых местной властью решениях или местные сообщества концентрируют свое внимание исключительно на определенных (часто повторяемых в силу понятности и удобства выражения) способах взаимодействия с властью, игнорируя остальные. В статье делается вывод о том, что общественная оценка имеет характер обратной связи населения органам местной власти, что проявляется как оценочная реакция на их деятельность в виде информации, формируемых и переживаемых ценностных и деятельностных ориентаций. Она вовлекает местное сообщество в систему управления местной территории посредством единичных или повторяемых и устойчивых практик их взаимодействия. В совокупности своих проявлений общественная оценка деятельности местной власти определяет население как участника и субъекта социально-политических отношений на местном уровне. Предлагаемая модель оценки включает в себя и описывает социально-политическое взаимодействие населения и местной власти, которая приобретает общественный характер благодаря воплощению населением общественной власти и реализации общественного участия.
Григорик Н. Н. Модель общественной оценки местной власти // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 2. С. 35-49. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-2-0-4.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Бойков В. Э. Социологический мониторинг в социальном управлении // Социология власти. 2006. № 4. С. 5-16.
Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. М.: Директ-Медиа, 2010. 107 с.
Серебрякова Л., Камалдинов Д. Вовлечение сообществ в процессы мониторинга, оценки и исследования качества услуг. Методологический справочник, 2018. URL: https://ecuo.org/metodichesky-spravochnik-vovlechenie-soobshhestv-v-protsessy-monitoringa-otsenki-i-issledovaniya-kachestva-uslug (дата обращения 10.01.2024 г.).
Глухова А., Кольба А., Соколов А. Стратегии взаимодействия территориальных сообществ в ходе городских конфликтов (на материалах экспертного опроса в крупных региональных центрах РФ) // The Journal of Social Policy Studies. 2021. № 19 (2). С. 239-252.
Григорик Н. Н. Оценка как социологический концепт: к постановке проблемы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: политические, социологические и экономические науки. 2021. Т. 6. № 3 (21). С. 304-314.
Дридзе Т. М. Социальная коммуникация, партнерство и социальное управление в прогнозном социальном проектировании // Социальное участие при разработке и реализации программ развития (теоретические и практические подходы): Материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. О. Г. Севан; Министерство культуры РФ. Ин-т социологии. Центр соц. упр., коммуникации и соц.-проектных технологий. ЕКОВАСТ и др., 2000. С. 127-133.
Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения / пер. с фр. А. Б. Гофмана // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 106-114.
Кранзеева Е. А., Бурмакина А. Л., Брандт Я. А., Григорик Н. Н. Социально-политическое взаимодействие местных сообществ с властью по вопросам благоустройства городской среды (на примере г. Кемерово) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023. Т. 13. № 1. С. 169-186.
Кранзеева Е. А., Головацкий Е. В., Орлова А. В. Реактивное взаимодействие власти и населения в социальных сетях: транспортная реформа г. Новокузнецк. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022. Т. 1. № 1. С. 24-30.
Кранзеева Е. А., Головацкий Е. В., Орлова А. В. Социальное и политическое взаимодействие местных сообществ региона в условиях реактивных отношений: кейсы благоустройства городского пространства // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. С. 81-90.
Лапин Н. И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 28-36.
Маркова Е. Н. Общественная и (или) публичная власть: проблема соотношения в контексте конституционной реформы 2020 г. // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 12. С. 24-29.
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под. ред. В. А. Ядова. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. 264 с.
Скалабан И. А. Социальное, общественное и гражданское участие: к проблеме осмысления понятий // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13). С. 130-132.
Скалабан И. А. Участие и общественное участие как социологические категории // Теории и проблемы политических исследований. 2016. Том 5. № 5А. С. 44-59.
Современные проблемы организации публичной власти. Монография / рук. авторского колл. и отв. ред. С. А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014. 596 с.
Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
Кранзеева Е. А., Орлова А. В., Нятина Н. В., Григорик Н. Н.Соучастие населения в реализации национальных проектов: ретроспектива и перспектива // Регионология. 2020. Т. 28. № 3 (112). С. 490-515.
Социальная и политическая мобилизация: микросоциологический анализ: коллективная монография. 2-е изд., испр. и дополн. / отв. ред. Л. Л. Шпак. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2015. 369 с.
Социология управления: фундаментальное и прикладное знание / отв. ред. А. В. Тихонов. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. 560 с.
Тамбовцев В. Л. Управление без измерений // Terra Economicus. 2019. № 17 (3). С. 6-29.
Тихонов А. В. Проблема реформирования системы управления в стране: к истории разработки исследовательской программы // Вестник Института социологии. 2018. Т. 9. № 2. С. 10-26.
Червонюк В. И. Институт гражданских инициатив в системе народовластия: современная концепция и формы реализации в конституционной практике // Вестник экономической безопасности. 2015. № 3. С. 52-54.
Шпак Л. Л., Колупаева А. А. Социологические рекомендации: понятие, функции, принципы и механизм создания // Вопросы управления. 2016. № 3 (40). С. 116-123.
Шпак Л. Л., Токмашева Ю. В. Мобилизационно-управленческий механизм взаимодействия муниципальной власти с местными сообществами // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399. С. 28-33.