Сетевые исследования крестного родительства: возможности и ограничения
Данная статья посвящена обзору социально-исторических и антропологических исследований крестного родительства или духовного родства, выполненных с помощью методологии сетевого анализа. В ней описаны возможности этого подхода для анализа социальной структуры сообществ, а также представлены ограничения, связанные со спецификой получения и анализа данных. Сетевой анализ отражает парадоксальность феномена крестного родительства, с помощью которого исследователи проблематизируют устоявшиеся в социальных науках институциональные понятия диадической и структурной связи, сильной и слабой связи, замыкающего (bonding) и открытого (bridging) социального капитала. По представленным результатам исследований можно говорить о многочисленных сетевых эффектах этого института: укрепление солидарности локального сообщества, дифференциация и воспроизводство социальных статусов, связывание разных социальных классов и торговых регионов. Так как подобные исследования не проводились на российских данных, то представленные в нем идеи могут способствовать формулированию исследовательских гипотез для тестирования на данных православных приходов и общин.
Павлюткин И. В., Зуева А. В. Сетевые исследования крестного родительства: возможности и ограничения // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 1. С. 121-132. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-1-0-9
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
«Партнерский приход»: Сотрудничество священников и мирян в развитии социальной деятельности в приходах РПЦ в начале ХХI века / Врублевская П., Забаев И., Орешина Д. А., Павлюткина Е. М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. 328 с.
Борисова О. Н. Крёстные и крестники в современной России: по материалам социологического опроса. М.: Изд-во ПСТГУ, 2022. 124 с.
Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. 2009. Т. 10, № 4. С. 31-50.
Косвен М. О. Кто такой крестный отец? // Советская этнография. 1963. № 3. С. 95-107.
Юрченко Е. А. Социальные связи: духовное родство и феномен доверия в социологических исследованиях Гвидо Альфани // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2022. Т. 8, № 4. С. 136-145. DOI: 10.18413/2408-932X-2022-8-4-0-13.
Юрченко И. А., Юрченко Е. А. Социальные аспекты поручительства при крещении взрослых людей в позднеантичную эпоху // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. № 3 (23). (на правах рукописи).
Alfani G., Munno C. Godparenthood and social networks in an Italian rural community: Nonantola in the sixteenth and seventeenth centuries // Spiritual Kinship in Europe, 1500-1900. London: Palgrave Macmillan, 2012. Pp. 96-123.
Alfani G., Gourdon V., Vitali A. 2012. Social Customs and Demographic Change: The Case of Godparenthood in Catholic Europe // Journal for the Scientific Study of Religion. 2012. Is. 51, № 3. Pp. 482-504.
Anderson G. Il Comparaggio: The Italian Godparenthood Complex // Southwestern Journal of Anthropology. 1957. Is. 13, № 1. Pp. 32-53.
Aschenbrenner S. E. Folk Model vs. Actual Practice: The Distribution of Spiritual Kin in a Greek Village // Anthropological Quarterly. 1975. Is. 48. № 2. Pp. 65-86.
Barnes J. A. Class and committees in a Norwegian island parish // Human relations. 1954. Is. 7. № 1. Pp. 39-58.
Beerbühl M. S. Commercial Culture of Spiritual Kinship amongst German Immigrant Merchants in London, c. 1750-1830 // Commerce and Culture. London: Routledge, 2011. Pp. 225-54.
Carvalho J. R., Ribeiro A. I. Using Network Analysis on Parish Registers: How Spiritual Kinship Uncovers Social Structure // Bridging the Gaps: Sources, Methodology and Approaches to Religion in History. Pisa, 2008. Pp. 171-86.
Coleman, J. S. Social capital in the creation of human capital // American journal of sociology. 1988. Vol. 94. Pp. 95-120.
Du Boulay J. Symbolic Relationships between Descent, Marriage, Incest Prohibitions and Spiritual Kinship in Greece // Man, New Series. 1984. Is. 19. №. 4. Pp. 533-556.
Ebaugh H. R., Curry M. Fictive Kin as Social Capital in New Immigrant Communities // Sociological Perspectives. 2000. Is. 43. № 2. Pp. 189-209.
Fertig C. Rural Society and Social Networks in Nineteenth-Century Westphalia: The Role of Godparenting in Social Mobility // Journal of Interdisciplinary History. 2009. Is. 39. № 4. Pp. 497-522.
Foster G. Cofradia and compadrazgo in Spain and Spanish America // Southwestern Journal of Anthropology. 1953. № 9. Pp. 1-28.
Foster G. M. Godparents and Social Networks in Tzintzuntzan // Southwestern Journal of Anthropology. 1969. Is. 25. № 3. Pp. 261-78.
Gudeman S. The Compadrazgo as a Reflection of the Natural and Spiritual Person // Proceedings of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland. 1971. № 1971. Pp. 45-71.
Hammel E. A. Alternative Social Structures and Ritual Relations in the Balkans. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1968. 110 p.
Heady P. Priests and Midwives: Godparenthood and the Cognitive Framing of Kinship and Local Ties // Journal of Family History. 2018. Vol. 43, № 1. Pp. 88-98.
Hristov P. Bulgarian Ritual Kinship (Kumstvo): Old Patterns, Established Beliefs, and New Trends // Journal of Family History. 2018. Vol. 43. № 1. Pp. 72-87.
Ipšić I., Lazarević I., Stojanović V. Informal Power Structures and Godparent Networks of the Ragusan Nobility in the Second Half of the Eighteenth Century // Dubrovnik Annals. 2017. Is. 21. Pp. 31-46.
Lynch J. H. Godparents and kinship in early medieval Europe. Princeton: Princeton University Press, 1986. 400 p.
Marttila J. Beyond the Family and the Household: Occupational Family Networks // Journal of Family History. 2010. Is. 35. № 2. Pp. 128-46.
Mendes F. F. Inequality and Social Networks: Spiritual Kinship, Slavery and Illegitimacy in Nineteenth-Century Minas Gerais, Brazil // Workshop Historical Inequality and Mobility: New Perspectives in the Digital Era. University of Guelph. 2012.
Mintz S. W., Wolf E. R. An Analysis of Ritual Co-Parenthood (Compadrazgo) // Southwestern Journal of Anthropology. 1950. Vol. 6, № 4. Pp. 341-368.
Pescosolido B., Smith E. B. Personal networks: Classic readings and new directions in egocentric analysis. Cambridge University Press, 2021. 768 p.
Pitt-Rivers J. Ritual Kinship in Spain // Transactions of the New York Academy of Sciences. Series II. 1958. Is. 20. № 5. Pp. 424-431.
Pitt-Rivers J. The Kith and the Kin. In: Jack Goody (Ed.), The Character of Kinship. Cambridge: Cambridge University Press, 1973. Pp. 89-105.
Pitt-Rivers J. A. Ritual Kinship in the Medterranean: Spain and Balkans. In: Peristiany J. G. (ed). Mediterranean Family Structures. Cambridge: Cambridge University Press, 1976. Pp. 317-334.
Pitt-Rivers J. A. Pseudo-kinship // Sills D. L. (ed). International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 8. New York: Macmillan and Free Press, 1968. Pp. 408-413.
Stojanović V, Lonza N. Godparenthood in Eighteenth-Century Dubrovnik: Children, Parents and Godparents as Knots of Social Networks // Dubrovnik Annals. 2015. Is. 19. Pp. 71-98.
Tait C. Spiritual Bonds, Social Bonds: Baptism and Godparenthood in Ireland, 1530-1690. Cultural and Social History. 2005. Is. 2. № 3. Pp. 301-327.
Vidali A. Political and Social Aspects of Godparenthood in Early Modern Venice: Spiritual Kinship and Patrician Society // Journal of Early Modern History. 2022. Is. 26. Pp. 429-55.
van Den Berghe G., van Den Berghe P. L. Compadrazgo and Class in Southeastern Mexico // American Anthropologist. New Series. 1966. Is. 68. № 5. Pp. 1236-1244.
Vasile M., Cash J.R., Heady P. Contemporary Godparenthood in Central and Eastern Europe: Introduction // Journal of Family History. 2018. Vol. 43, № 1. Pp. 3-11.
Исследование выполнено при поддержке Фонда развития ПСТГУ и Фонда «Живая традиция». Проект: Социальное значение крестного родства в современной России № 1-0046/22.