Социокультурные представления коренной и приезжей молодежи с нетрадиционной религиозностью (социологический опрос студенчества)
Актуальность изучения феномена новых (нетрадиционных), религий и мистических учений обусловлена изменением религиозного ландшафта, который необходимо изучать с использованием новых методолого-методических разработок нетрадиционной религиозности. В статье рассмотрены результаты социологического исследования студенчества в Москве, проведенного Отделом этнодемографических, религиозных и интеграционных процессов ИДИ ФНИЦ РАН в 2022 году. Объект исследования – студенческая молодежь Москвы. В статье ставится задача рассмотреть возможное воздействие нетрадиционной религиозности студентов на их некоторые социокультурные ориентации. Для реализации поставленной задачи студенты отбирались в типологические группы «практикующие» и «непрактикующие» по показателям религиозного сознания и религиозного поведения. В группу «практикующие» отобраны студенты по показателям религиозного сознания (вера в сверхъестественную силу, интерес к восточным, нетрадиционным религиям и учениям, мотивация интереса) и религиозного поведения (включенность в практику этих религий и учений). В группу «непрактикующие» отобраны студенты по показателям религиозного сознания (вера в сверхъестественную силу, интерес к восточным, нетрадиционным религиям и учениям, мотивация интереса), но показатель религиозного поведения в данной группе отсутствует. Студенты были разделены на две группы. Первая – студенты – коренные жители мегаполиса, вторая группа – студенты мигранты. Интересующихся восточными, нетрадиционными религиями и мистическими учениями 53-54% опрошенных студентов в группах. В группе студентов коренных жителей «практикующих» – 42%, «непрактикующих» – 58%. В группе студентов – мигрантов – 44% «практикующих» и 56% «непрактикующих». В типологических группах «практикующие» у студентов микросреда больше включена в практику этих религий и учений. В группах «практикующие» мотивация интереса восточными и нетрадиционными религиями выше, чем в группах «непрактикующие». Данные опроса зафиксировали проявление воздействия нетрадиционной религиозности респондента на некоторые религиозные, национальные, этноконфессиональные, миграционные ориентации. В сфере межнациональных отношений выявлено, что в группах «практикующие» студенты более толерантны к этноконфессиональным бракам, чем в группах «непрактикующие». В религиозной сфере выявлено, что по большинству показателей к религиозным организациям традиционных конфессий студенты в группах «непрактикующие» настроены более положительно, чем «практикующие». В миграционной сфере выявлено, что студенты в группах «практикующие» – потенциальные эмигранты, а в группах «непрактикующие не только эмигранты, но и внутренние мигранты.
Иллюстрации
Лютенко И. В. Социокультурные представления коренной и приезжей молодежи с нетрадиционной религиозностью (социологический опрос студенчества) // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 1. С. 40-53. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-1-0-4
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. М: Изд-во МГУ, 1984. 288 с.
Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. М., 1999. 172 с.
Баркер А. Новые религиозные движения. СПБ: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. 284 с.
Григорьева Л. И. Религии «Нового Века» и современное государство. (Соц.-филос. очерк). Красноярск: СибГТУ, 2002. 399 с.
Кублицкая Е. А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования. 1990. № 5. С. 95-103.
Кублицкая Е. А., Лютенко И. В. Традиционная религиозность и нетрадиционные религиозные учения в жизни российской молодежи: социально-педагогические аспекты // ЦИТИСЭ. 2019. № 5. С. 478-493. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.44.
Кублицкая Е. А., Лютенко И. В. Религиозность в саморегуляции жизнедеятельности молодежи // Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики: монография / Ю.А. Зубок, О.Н. Безрукова, Ю.Р. Вишневский и др.; науч. ред. Ю.А. Зубок. Белгород: ООО «Эпи-центр», 2021. С. 217-247.
Лютенко И. В. Интерес к нетрадиционным религиям московской молодёжи и мигрантов (сравнительный анализ 2021 г.) // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 122-134. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.4.10.
Лютенко И. В. Социокультурные ориентации студентов Белгородской области с нетрадиционной религиозностью (социологический опыт) // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 2, С. 43-57. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-4
Мчедлов М. П. Религиоведческие очерки. М.: Науч. кн., 2005. С. 50.
Рыжов Ю. В. Ignoto Deo: новая религиозность в культуре и искусстве. М.: Смысл, 2006. 328 с.
Bainbridge W. S. The Sociology of Religious Movements. 1997. 488 p.
Beckfor J. A. Cult Controversies: The Societal Response to New Religious Movements. CUP Archive, 1985. 327 р.
Dawson L. L. The cultural significance of new religious movements and globalization: A theoretical prolegomenon // J. for sci. study of religion. Wash., l998. Vol. 37, № 4. P. 580-595.
Stark R., Bainbridge W. S. The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley, 1985. 571 р.