Молодежные креативные локальности в среде мегаполиса: рефлексивная интерпретация и мотивация участников
Креативные локальности как самоорганизующиеся формы социальной жизни – малоизученный как в теоретическом, так и эмпирическом ракурсе феномен. В статье представлены концептуальная интерпретация понятия «креативная локальность» и результаты эмпирического исследования молодежных креативных локальностей в среде российских мегаполисов. Используя микросоциологический подход к креативности и теорию ситуационного действия Йоаса, авторы определили ключевые признаки креативной локальности, присущие ей как новой форме организации социально-территориального пространства – самоорганизация, локализация взаимодействия, креативный характер деятельности. Эмпирическая база исследования – глубинные интервью с субъектами «производства» креативного «продукта» – представителями бизнеса и городского созидательного активизма. На основе анализа данных интервью получены следующие результаты: субъекты-участники креативных локальностей интерпретируют креативность через адаптацию существующих технологий, практик, накопленного опыта, знаний и экспертизы – «насмотренности» – к решению задач в сфере своей деятельности; представители городского созидательного активизма акцентируют дополнительное внимание на ее смысловой, ценностной составляющей, что объясняется спецификой сферы приложения креативности (созидание общественного блага) и ментальным портретом активистов (выраженные гуманистические ориентации); мотивы креативной деятельности представителей бизнеса связаны преимущественно с реализацией инструментально-материальных и карьерно-самореализационных целей, деятельность городских активистов мотивируют гуманистические «благородные» цели – создавать общественное благо, приносить пользу, объединять.
Иллюстрации
Дидковская Я. В., Нотман О. В., Трынов Д. В., Лугин Д. А. Молодежные креативные локальности в среде мегаполиса: рефлексивная интерпретация и мотивация участников // Научный результат.
Социология и управление. 2023. Т. 9, № 4. С. 87-99. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-4-0-7.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Берсенева А. Фонд «Общественное мнение»: Мотивация предпринимателей: что изменилось за год? 2022. URL: https://smbiz.fom.ru/post/motivaciya-predprinimatelej-chto-izmenilos-za-god?ysclid=lpmlfu13oy871470965 (дата обращения: 01.12.2023).
Городские локальные идентичности как основа формирования устойчивых местных сообществ. Исследование общегородских идентичностей жителей Владимира, Смоленска, Ярославля / Задорин И. В., Евстифеев Р. В., Крупкин П. Л., Лебедев С. Д., Шубина Л. В. М.: 2016. 120 с.
Дедусенко Е. А., Елина О. А. Молодежное технологическое предпринимательство: тренды и вызовы создания стартапа // Вестник Удмуртского университета. 2022. № 4 (32). С. 628-634. DOI: 10.35634/2412-9593-2022-32-4-628-634.
Дидковская Я. В., Трынов Д. В. Молодые политические активисты Уральского региона: возможности политической карьеры или перспективы общественных перемен? // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 5 (102). С. 198-209. DOI: 10.22204/2587-8956-2020-102-05-198-209.
Евстифеев Р. В. Исследования локальных идентичностей: теоретические подходы и перспективные направления // Научный результат. Социология и управление. 2017. № 2 (3). С. 3-9. DOI: 10.18413/2408-9338-2017-3-2-3-9.
Желнина А. А., Тыканова Е. В. Формальные и неформальные гражданские инфраструктуры: современные исследования городского локального активизма в России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. № 22 (1). С. 162-192. DOI: 10.31119/jssa.2019.22.1.8.
Игнатьев В. И. Социальные локальности в эпоху информационно-сетевой глокализации // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 37-46 DOI: 10.31857/S013216250010024-9.
Йоас Х. Действие – это состояние, в котором существуют люди в мире // Социологические исследования. 2010. № 8. С. 112-122.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2000. Пер. с англ. О.И. Шкаратан
Качараускас Т. Креативность и концепция креативного общества в социологии // Социологические исследования. 2017. № 10.
С. 26-35. DOI: 10.7868/S0132162517100038.
Кочухова Е. С., Мартьянов В. С. Креативный город или право на город: альтернативы урбанистического развития в российском контексте // Антиномии. 2019. Т. 19, вып. 2. C. 45-66. DOI 10.17506/aipl.2019.19.2.4566.
Крупкин П. Л. К вопросу о «гражданской религии» РФ 2: структурные особенности содержимого локальных городских идентичностей // Научный результат. Социология и управление. 2015. № 3. С. 29-35. DOI: 10.18413/2408-9338-2015-1-3-29-35.
Лебедев С. Д., Истомин А. Г., Гущина В. В., Потеряхина М. О. Локальная идентичность жителей города Белгорода (по материалам количественного исследования) // Научный результат. Социология и управление. 2017. № 2(3). С.18-32. DOI: 10.18413/2408-9338-2017-3-2-18-31.
Пакшина И. А. Исследование городской идентичности в интернет-сообществах (по результатам качественного анализа) // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6, № 2. C. 20-35. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-2-0-2.
Паченков О., Воронкова Л. «Новый городской активизм» и «публичная политика» в России (на примере Санкт-Петербурга) // Журнал исследований социальной политики. 2021. № 2 (19). 253-268. DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-2-253-268.
Adamiak C., Pitkanen K., Lehtonen O. Seasonal residence and counterurbanization: the role of second homes in population redistribution in Finland // GeoJournal. 2017. № 82. Pp.1035-1050. DOI 10.1007/s10708-016-9727-x.
Appadurai A. The Production of Locality. In: Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis. London: University of Minnesota Press, 1996.
Deakin M. Towards A Community-Based Approach to Sustainable Urban Regeneration // Journal of Urban Technology. 2009. Vol. 16, №. 1. Pp. 91-112. DOI: 10.1080/10630730903090354.
Florida R. The Rise of the Creative Class. And How It's Transforming Work, Leisure and Everyday Life. Basic Books, 2002. 237 p.
Halfacree K. Heterolocal Identities? Counter-Urbanisation, Second Homes, and Rural Consumption in the Era of Mobilities // Population Space and Place. 2012. 18 (SI). Pp. 209-224.
Joas H., Knobl W. Social Theory: Twenty Introductory Lectures. Cambridge Univ Press, 2009. 605 p.
Landry C. The Creative City; A Toolkit for Urban Innovation. Earthscan Ltd, UK&USA, 2000.
Sykora J., Spackova P. Neighbourhood at the crossroads: differentiation in residential change and gentrification in a post-socialist inner-city neighbourhood // Housing Studies. 2020. DOI: 10.1080/02673037.2020.1829562.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00603, https://rscf.ru/project/23-28-00603/.