Формирование технологических компетенций в вузе в оценках студенческой молодежи
В условиях актуализации проблемы технологического суверенитета России высшей школе необходимо усиливать технологическую сторону учебного процесса. Формируемые в вузе универсальные и профессиональные компетенции нужно наполнять технологическим содержанием. Ускоренная технологизация различных сфер общественной и личной жизни ставит перед вузами новые задачи по подготовке обучающихся к STEM-профессиям, соответствующим новейшим достижениям в естественнонаучной, технологической, инженерной и математической сферах. В статье приводятся разнообразные толкования технологических компетенций, встречающиеся в отечественной и зарубежной научной литературе. В качестве основных структурных компонентов технологических компетенций выделяются когнитивный, деятельностно-практический и ценностно-личностный. Анализируются результаты эмпирического исследования (анкетирования), проведенного в апреле-мае 2023 г. в трех вузах г. Иваново: в Ивановском государственном университете (ИвГУ), Ивановском государственном политехническом университете (ИВГПУ) и Ивановском государственном химико-технологическом университете (ИГХТУ). Опрашивались студенты 3 и 4 курсов STEM-направлений подготовки бакалавриата: «Химия», образовательная программа «Медицинская и фармацевтическая химия» (ИвГУ и ИГХТУ); «Экология и природопользование» (ИВГПУ); «Фундаментальная информатика и информационные технологии» (ИвГУ); «Информационные системы и технологии» (ИВГПУ и ИГХТУ); «Нанотехнологии и микросистемная техника» (ИвГУ); «Наноинженерия» (ИВГПУ); «Электроника и наноэлектроника» (ИГХТУ). Исследование выявило высокие оценки технической оснащенности учебного процесса, роли практик в профессиональном становлении, сочетания теоретической и практической составляющей учебного процесса, профессиональных характеристик преподавателей. Среди технологических качеств личности, формируемых в период вузовского обучения, студенты выдели коммуникабельность, предприимчивость и аналитическое мышление. Отмечены различия в ответах студентов в зависимости от следующих переменных: вуз, курс обучения, уровень успеваемости, пол, установки на обучение в магистратуре. Ряд выводов коррелирует с результатами исследований зарубежных ученых.
Иллюстрации
Белова Т. П., Яковлева И. И. Формирование технологических компетенций в вузе в оценках студенческой молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 4. С. 73-86. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-4-0-6.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Бабина С. Н., Шарипова Э. Ф. Роль интеграции физического и технологического образования в формировании технологической компетенции учащихся // Педагогическое образование в России. 2010. № 4. С. 60-66.
Бортник А. Ф., Чекурова А. Ю. Развитие технологических компетенций студентов в процессе обучения в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60 (4). С. 60-62.
Ваганова О. И. Формирование технологической компетентности в ходе курсового проектирования // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 167-169.
Глазьев С. Ю., Орлова Л. Н., Воронов А. С. Человеческий капитал в контексте развития технологических и мирохозяйственных укладов // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2020. № 5. С. 3-23. https://doi.org/10.38050/01300105202051.
Кальницкая И. В., Максимочкина О. В. Акторы цифровой образовательной среды и их влияние на развитие цифровых компетенций студентов // Преподаватель XXI век. 2022. № 2. Ч. 1. С. 64-77. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-64-77.
Каширин А. И., Баранов Е. А., Каширин П. А. Диверсификация и уникальные технологические компетенции // Инновации. 2019. № 1 (243). С. 18-25.
Ларионов В. Г., Шереметьева Е. Н., Горшкова Л. А. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2021. № 2. С. 61-69. DOI: 10.24143/2073-5537-2021-2-61-69.
Лукьянец А. Н. Формирование технологической компетенции студентов педагогического образования // KANT. 2021. № 4 (41). С. 278-282. DOI: 10.24923/2222-243X.2021-41.50.
Пчельникова С. С. Диагностика технологической компетентности студента - будущего социального работника: теоретический аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 19, № 1. С. 41-47.
Семенова Е. А. Критерии и уровни сформированности у студентов технических специальностей вуза информационно-технологической компетентности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). С. 118-123. DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.23.1.
Технологическое развитие России: «ФОМнибус» 21-23 мая 2021 г. URL: https://fom.ru/Budushchee/14585 (дата обращения: 05.11.2023).
Харченко В. В., Шабалина Е. П. Самостоятельная работа студентов как условие формирования технологической компетенции // Мир науки, культуры, образования. 2015. №1 (50). С. 137-140.
Шастун Т. А. Формирование специально-технологических компетенций учителя информатики в вузе // Крымский научный вестник. 2017. № 2-3 (14-15). С. 83-93.
Шматко Н., Волкова Г. Наиболее востребованные STEM-профессии и компетенции. 25.08.2021. URL: https://issek.hse.ru/news/499130554.html (дата обращения 08.11.2023).
Candolfi Arballo N., Chan Núñez M. E., Rodríguez Tapia B. Technological Competences: A Systematic Review of the Literature in 22 Years of Study // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2019. Vol. 14. № 04. Pp. 4-30. DOI:10.3991/ijet.v14i04.9118.
Hasna A. M. Contemporary Society, Technology and Sustainability // The International Journal of Technology Knowledge and Society. 2009. Vol. 5. № 1. Pp. 13-20. DOI: 10.18848/1832-3669/CGP/v05i01/55968.
Koyuncuoglu D. Analysis of digital and technological competencies of university students // International Journal of Education in Mathematics, Science, and Technology (IJEMST). 2022. Vol. 10. N 4. P. 971-988. https://doi.org/10.46328/ijemst.2583.
Society 5.0: A People-centric Super-smart Society / Ed. Hitachi-UTokyo Laboratory (H-UTokyo Lab.). Springer Nature Singapore, 2020. 177 p.