Управление регионом в контексте преодоления негативных последствий неравенств по данным контент-анализа сайтов
Статья посвящена анализу различных аспектов управления регионом в контексте преодоления негативных последствий социального неравенства. Доказано, что необходимым условием реализации стратегических документов, программ и инициатив станет перевод взаимодействия региональной власти и граждан преимущественно на уровень партнерства и гражданского соучастия в управлении. Актуальность исследования обусловлена поиском нового знания относительно социологического измерения работы властно-управленческой вертикали по преодолению негативных последствий неравенств в регионах разного социокультурного уровня модернизации. Научная проблема определяется необходимостью поиска нового знания относительно социологических показателей работы властно-управленческой вертикали по преодолению последствий неравенств и фактическим отсутствием объективной и комплексной оценки этой работы. Практическая проблема определяется противоречием между необходимостью формирования благоприятных средовых условий включения населения регионов в обсуждение, оценку, контроль реализации стратегических документов регионального развития для повышения управляемости и недостаточной заинтересованностью региональных властей в формировании этих условий и конструктивном приложении субъектности населения. Объектом исследования является взаимодействие региональных органов власти с населением в рамках реализации стратегических инициатив в том числе по снижению последствий социального неравенства. Предмет исследования – специфика управления регионом в контексте преодоления негативных последствий социальных неравенств, таких как неконтролируемая поляризация доходов населения, рост социальной напряженности, социальная депривация и пр. Эмпирической базой послужили результаты дистанционного контент-анализа двенадцати сайтов региональных правительств по взаимодействию власти и населения в плане реализации стратегических документов и инициатив, а также данные Медиалогии по упоминанию национальных проектов в информационном пространстве РФ. Результаты исследования показали, что официальные сайты правительств регионов могут выступать не просто технической площадкой взаимодействия власти и населения, но стать агентами политики цифровизации, основой социотехнического взаимодействия. Для повышения управляемости региона в контексте преодоления последствий социального неравенства необходимо взаимодействие региональной власти с населением на уровнях партнёрства и гражданского самоуправления. По сути, это и есть реальное взаимодействие, в процессе которого решение практических задач по реализации стратегического развития региона, преодолению социальных последствий неравенства и т.д. выражается в делегировании обществу части полномочий, анализе и поддержке инициатив гражданского населения. В более широкой перспективе это может касаться корректировки нормативно-правовой базы, обеспечивающее работу официальных сайтов, оценку практики принятия и реализации решений для корректировки со стороны общественных организаций, формирование системы общественного контроля. Исследование подтвердило ключевые гипотезы о недостаточной реализации региональной властью современного потенциала информационно-коммуникативных технологий и недостаточного упоминания региональными проектами ключевого документа регионального развития – Стратегии социально-экономического развития региона. Это же касается и ориентации региональных властей больше на отчетность перед центром, чем на выработку решений по преодолению негативных последствий неравенств при участии населения на основе реализации принципа обратной связи.
Иллюстрации
Савельев И. А. Управление регионом в контексте преодоления негативных последствий неравенств по данным контентанализа сайтов // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 3. С. 169-185, DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-3-1-2.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Аксенова О. В. Стратегия развития российских регионов: официальная версия // Власть. 2019. Т. 27, № 1. С. 9-17. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i1.6192.
Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы. Сост. и отв. ред. Лапин Н. И. М. 2016. 347 с.
Бондаренко Н. Е., Губарев Р. В. Проблема регионального неравенства в социально-экономическом развитии РФ// Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова 2020. Т. 17, № 5 (113) С. 56-68. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2020-5-56-68.
ИНАБ № 1 – 2012. Конкурентоспособность отечественных ИТ-компаний (по материалам интерактивного исследования). М.: Институт социологии РАН, 2012. 53 с. URL: http://www.isras.ru/inab_2012_01 (дата обращения: 08.07.2023).
Кирдяшкина С. С. Моделирование влияния социального неравенства на состояние человеческого потенциала в регионе // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXV Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 мая 2020 года. Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. С. 138-141.
Корнилович В. А. Стратегическое управление: социологический подход: [монография]. М.: Институт социологии РАН, 2015. 272 с.
Кругман П. Пространство: последний рубеж // Пространственная экономика. 2005. № 3 (03). С. 121-137.
Медведева Н. В., Фролова Е. В., Рогач О. В. Взаимодействие и перспективы партнерства территориального общественного самоуправления с местной властью // Социологические исследования. 2021. № 10. С. 72-82. DOI 10.31857/S013216250015275-5.
Мерзляков А. А., Богданов В. С. Об исследовании социолого-управленческих аспектов регулирования социальных неравенств в регионах России // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13, № 4. C. 130-143.
Савельев И. А. Контент-анализ официальных сайтов органов власти и управления субъектов Российской Федерации с различным уровнем социокультурной модернизации как информационного ресурса регионального группообразования // Реформирование властно-управленческой вертикали в условиях реализации национальных проектов и активизации процессов спонтанного группообразования: [монография] / А. В. Тихонов [и др.]; отв. ред. А. В. Тихонов; А. А. Мерзляков. ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. С. 283-302.
Савельев И. А. Реализация стратегии социально-экономического развития регионов РФ в контексте снижения негативных последствий социально-экономических неравенств // Вопросы управления. 2022. № 6. С. 36-47. URL: https://journal-management.com/issue/2022/06/03. (дата обращения: 08.07.2023). DOI: 10.22394/2304-3369-2022-6-36-47.
Стоянов А. С., Гущина Л. М. Ожидания как фактор ретрансляции ответственности в дошкольном образовании: родители vs профессионалы // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 5 (68). С. 193-204. DOI 10.26105/SSPU.2020.68.5.022.
Стоянов А. С., Ермолаева А. В. Ожидания как фактор миграции трудоспособного населения // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (77). С. 67-80. DOI 10.26105/SSPU.2022.77.2.008.
Смолина Е. Г. Взаимодействие органов местной исполнительной власти и населения в интернет-пространстве: управленческий аспект (на материалах г. Волгограда) // Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Нижний Новгород, 2020. 23 с.
Сморгунов Л. В., Игнатьева О. А. Факторы гражданского участия на электронных платформах // Социологические исследования. 2021. № 7. С. 101-112. DOI 10.31857/S013216250013854-2.
Тихонов А. В., Мерзляков А. А. Что мешает «прорывному» российскому проекту «Наука» стать действительно прорывным? // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6, № 4. С. 112-127. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-4-0-7.
Тихонов А. В., Богданов В. С., Гусейнова К. Э., Мерзляков А. А., Почестнев А. А., Просянюк Д. В., Савельев И. А., Смирнова А. С., Щербина В. В. Реформирование властно-управленческой вертикали в условиях реализации национальных проектов и активизации процессов спонтанного группообразования: [монография] / А. В. Тихонов [и др.]; отв. ред. А. В. Тихонов; А. А. Мерзляков. ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 455 с.
Узунов В. В. Институциональная инерция в инновационном развитии российских регионов: теоретический дискурс // Гуманитарий Юга России 2019. Том 8, №1. С. 56-66. DOI 10.23683/2227-8656.2019.1.3
Усков В. С. Научно-технологическое развитие российской экономики в условиях перехода к новому технологическому укладу // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13, № 1. С. 70-86. DOI: 10.15838/esc.2020.1.67.4.