Моделирование регулирования региональных неравенств
В статье предпринята попытка использования метода социального моделирования для изучения состояния регулирования региональных неравенств. Данная работа осуществляется в рамках комплексного исследования, посвященного социальному моделированию региональных неравенств и путей их преодоления в контексте межрегиональных и федеративных отношений. Работа носит поисковый характер и продиктована тем, что в ходе разработки государственных стратегий и механизмов, направленных на снижение межрегионального неравенства, как правило, лица, принимающие решения, фокусируются на поиске правовых и финансовых инструментов, зачастую обходя вниманием процессы регулирования социальных связей и взаимодействий, а также особенности работы системы управления в регионах. С нашей точки зрения, система управления регионом является как фактором межрегионального неравенства, так и предпосылкой для его снижения. В этой связи научная проблема состояла в использовании социогуманитарного (в частности, социолого-управленческого) знания и методов для оценки состояния механизма регулирования региональных неравенств, а также влияния на данный механизм системы управления. В качестве такого научно-исследовательского метода было использовано социальное моделирование. Разработана программа исследования, сформулированы методологические основания моделирования регулирования региональных неравенств. Эмпирической базой для моделирования послужили результаты социологических исследований, где был задействован целый комплекс социологических методов: массовый опрос населения, экспертный опрос, анализ документов, анализ статистических данных, контент-анализ сайтов органов власти. Результатом проделанной работы стала разработка нормативной модели. Раскрывается научное содержание модели, описаны ее основные элементы и их функциональные характеристики. Разработанная модель является моделью регулирования региональных неравенств управленческого типа и тесно связана с работой системы управления в регионе. Рассмотрены условия применения модели и разработан перечень показателей для оценки состояния управленческого регулирования региональных неравенств. Одной из преимуществ данной модели является ее практическая ориентированность и встраиваемость в процесс разработки и принятия управленческих решений.
Иллюстрации
Мерзляков А. А. Моделирование регулирования региональных неравенств // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 3. С. 138-153. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-3-1-0.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Анисимова Г. В. Социально-экономическое неравенство и перспективы инновационного развития российской экономики // РОССИЯ: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. 2017. Выпуск 12(2). С.552-559.
Атлас модернизации России и её регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы: монография / Сост. отв. ред. Н. И. Лапин. М.: Весь Мир, 2016. 360 с.
Бандурин А. П. Социальная регуляция как объект социально-философского исследования // Известия Вузов. Северо-кавказский регион. Общественные науки. 2004. № 3. С. 19-22.
Богданов В. С., Почестнев А. А. Методология установления управленческих барьеров в реализации политики смягчения неравенств регионов // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 4. С. 102-116.
Геймбихнер В. Р. Модель неравенства потребительских расходов различных категорий населения Российской Федерации // Умная цифровая экономика. 2022. № 2. С. 122-129.
Горшков М. К. Социальная наука и социальная практика: запрос на активное взаимодействие // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 20 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. М.: Новый Хронограф, 2022. С. 21-46.
Давыдов А.П. Особенности социологического подхода к изучению социальных неравенств / Отчет НИР «Социальное моделирование региональных неравенств и путей их преодоления в контексте межрегиональных и федеративных отношений» (Шифр № FMUS-2021-0006). М.: ФНИСЦ РАН, 2022. С.124-129.
Демьяненко В. И. Субъектность в решении проблем социально-экономического развития регионов РФ (по материалам дистанционного анализа открытых источников сети интернет) // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 4. С. 126-147.
Зубаревич Н. В. Социально-экономическое развитие регионов: мифы и реалии выравнивания // Журнал «SPERO». 2008. № 9. С. 7-22.
Каргополова Е. В., Арясова А. Ю. Прогрессивный налог как механизм регуляции социального неравенства в оценках населения // Вестник Сургутского государственного педагогического университета, № 2 (59). 2019.
С.212-218.
Карпова А. В. Государственно-правовой механизм регулирования социального неравенства: «культура неравенства» и политика / Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления. Материалы VI Международной научной конференции. Ответственный редактор С. Г. Ивченков. 2018, С.211-214.
Левашев В. К. Доклад. Учёные записки ФНИСЦ РАН / Отв. ред. М.К. Горшков. Выпуск 6. Социально-политическая устойчивость общества. М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С.7-17.
Маркин В. В. Региональное развитие Юга России: проблемы многомерной идентификации и моделирования // Гуманитарий Юга России. 2015. Т. 0. № 4. С. 123-133.
Мерзляков А. А., Богданов В. С. Об исследовании социолого-управленческих аспектов регулирования социальных неравенств в регионах России // Вестник Института социологии. 2022. Том 13, № 4. C. 130-143.
Мерзляков А. А. Система управления как фактор межрегионального неравенства // Государственная служба. 2022. Т. 24, № 6. С. 56-63.
Мерзляков А. А. Компаративный анализ объективных и субъективных показателей по оценке состояния социальных неравенств в регионах // Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т. 11, № 3. (находится в печати).
Новиков А. А. Региональное неравенство в социально-экономическом развитии России // Интернет-журнал НАУКОВЕДЕНИЕ. 2013. 1(14). С.1-9.
Реформирование властно-управленческой вертикали в условиях реализации национальных проектов и активизации процессов спонтанного группообразования: монография / Отв. ред. А.В. Тихонов; А.А. Мерзляков. ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 455 с.
Родюкова Т. Н. Специфика использования социального моделирования в управлении // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. № 8. С. 154-163.
Россия: реформирование властно-управленческой вертикали в контексте проблем социокультурной модернизации регионов / Отв. ред. А.В. Тихонов. М.: ФНИСЦ РАН, 2017. 432 с.
Савельев И. А. Организационно-управленческие условия реализации стратегических документов в контексте социально-экономических и социокультурных различий регионов // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 4. С. 159-171.
Тихонов А. В. От социологии менеджмента к социологии управления как научно-исследовательской программе // Социология власти. 2009. №7. С 7-16.
Тихонов А. В., Богданов В. С. От «умного регулирования» к «умному управлению»: социальная проблема цифровизации обратных связей // Социологические исследования. 2020. № 1. C. 74-81.
Черныш М. Ф. Цифровизация и неравенство // ИНАБ. 2021. № 4. Структурные аспекты цифровизации. С. 4-16.
Шанин Т. Западный опыт и опасность «сталинизм» наоборот // Коммунист. 1990. № 1. С 65-67.
Шкаратан О. И. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2009. 560 с.
Щербина В. В. Социология управления как специальная социолого-регулятивная теория: генезис, рост, перспективы // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 56-66.