Каналы и механизмы трансляции идей новых религиозных движений в информационном пространстве социальных медиа
В статье выявляются каналы и механизмы использования социальных медиа в трансляции контента о новых религиозных движениях (на примере саентологии). В качестве технического инструмента используется система анализа социальных медиа «Крибрум». В исследовательский проект положена модель, включающая 80 понятий по саентологии и 1 242 понятия, связанных с российскими социальными институтами. Авторами рассматривается два периода 01.01.2018-31.12.2019 (относительно стабильной социальной обстановки) и период 01.01.2020-23.02.2022 (коронавирусного кризиса). Выявляются популярные медиа, которые писали о саентологии. Они группируются в зависимости от своего юридического статуса: официальные государственные российские медиа; частные российские медиа и блогеры; медиа и некоммерческие организации (НКО), выполняющие функции иностранных агентов; международные медиа и их филиалы в России и др. (блогеры и частные пользователи). В результате авторы приходят к выводу, что основными каналами трансляции контента о саентологии стали медиа-иноагенты и частные новостные медиа, которые выполняли функции интерпретации и дальнейшей трансляции материала. В их публикациях оправдывается деятельность саентологии в России, заявляется о необходимости внедрения более либеральной политики, демонизируется государственно-конфессиональная политика, государственный строй, политическая система. Официальные государственные медиа в своих новостных сообщениях дают только фактологию событий, но в дальнейшем сами новости не интерпретируют, не обсуждают и не распространяют.
Иллюстрации
Зимова Н. С., Фомин Е. В. Каналы и механизмы трансляции идей новых религиозных движений в информационном пространстве социальных медиа // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 2. С. 170-182. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-1-3.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Астахова Л. С. Религиозные риски и проблемы духовной безопасности в контексте кризиса конфессиональной идентичности /
Л. С. Астахова, Н. Н. Александрова // Вестник экономики, права и социологии. 2010. № 3.
С. 127-129.
Балагушкин Е. Г. Религиозный плюрализм в современной России. Новые религиозные движения на постсоветском этапе / Е. Г. Балагушкин, В. К. Шохин // Мир России. Социология. Этнология. 2006. Т. 15, № 2. С. 62-78.
Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института. 1997. 280 с.
Дзялошинский И. М. Философия цифровой цивилизации и трансформация медиакоммуникаций: монография. Челябинск: ЮУрГУ. 2020. 554 с.
История государственной политики СССР и России в отношении религиозных организаций в 1985-1999 гг. / Под общ. ред.
А. П. Торшина (В. А. Бабинцев, Е. Н. Житник, М. И. Одинцов, А. Е. Себенцов). М.: ОЛМА Медиа Групп. 2010. 288 с.
Кантеров И. Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины). Владимир. Изд-во ВлГУ. 2006. 385 с.
Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Высшая Школа Экономики. 2013.
Круподеря Е. А. Религиозные трансформации в условиях виртуализации общества // Религия и общество: сборник научных статей. Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова. 2018.
С. 204-206.
Маклюэн M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М. Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле». 2003. 464 с.
Шестова Т. Л., Лесь А. Ю. Глобальное медиапространство как научная метафора // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2016. № 2. С. 46-50.
Eister A. W. Toward a radical critique of church-sect typologizing: comment on «Some critical observations on the church-sect dimension» // Journal for the Scientific Study of Religion. 1967. Vol. 6. №. 1. DOI https://doi.org/10.2307/1384200