Организационно-управленческие условия реализации стратегических документов в контексте социально-экономических и социокультурных различий регионов
Актуальность исследования обусловлена не всегда очевидной ролью органов власти в дифференциации регионов по ключевым экономическим и социокультурным показателям. При этом межрегиональное неравенство может быть не менее масштабным, чем различия между странами. В этой связи практическая проблема состоит в поиске возможных способов преодоления негативных последствий социально-экономических неравенств со стороны самой системы управления. Научная проблема заключается в поиске нового знания относительно социологических показателей, фиксирующих работу властно-управленческой вертикали по преодолению таких последствий, позволяющих дать этой работе объективную и комплексную оценку. Эмпирической базой послужили результаты анализа сайтов, который позволил определить схожие и отличительные черты освещения реализации стратегических документов регионального развития, особенностей реформирования ключевых сфер региональной жизни и фиксации барьеров, препятствующих этому реформированию. Данный метод не может считаться единственным объективным инструментом измерения реализации стратегического развития регионов, однако он фиксирует формализованную позицию власти. Особенности размещения документов регионального развития на сайтах правительств, характер освещения реформирования ключевых сфер региональной жизни, а также упоминание (по сути, признание) управленцами объективных барьеров, препятствующих реализации регионального развития, могут быть определены как организационно-управленческие условия работы региональных органов власти. Результаты подтвердили две ключевых гипотезы о том, что, во-первых, при реализации стратегии развития органы власти реализуют не весь потенциал информационно-коммуникативных технологий. Во-вторых, их нормотворческая деятельность не всегда предусматривает ссылки на стратегические документы. Что, в свою очередь, может стать причиной отсутствия системного подхода к преодолению негативных последствий социально-экономического неравенства.
Иллюстрации
Савельев И. А. Организационно-управленческие условия реализации стратегических документов в контексте социально-экономических и социокультурных различий регионов // Научный результат.Социология и управление. 2022. Т. 8, № 4. С. 159-171. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-4-1-3
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Брызгалин В. А., Никишина Е. Н. Существует ли региональная социокультурная специфика в России? Возможности использования социокультурного подхода в экономике // Вопросы экономики. 2020 № 7. С. 108-126.
Груздева М. А., Калачикова О. Н. Социокультурные характеристики населения регионов Северо-Западного федерального округа: общее и особенное // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2019. Т. 3, вып. 3. С. 306-316.
Ильин В. А., Ускова Т. В. Методы преодоления пространственной социально-экономической дифференциации // Федерализм. 2012. № 3. С. 3-18.
Лапин Н. И., Беляева Л. А. Программа и типовой инструментарий «Социокультурный портрет региона России» (Модификация-2010). М.: ИФРАН, 2010. 136 с.
Маркин В. В., Силин А. Н., Малинина К. О. Воспроизводство человеческого капитала в арктических регионах России: социокультурный контекст // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т.14, № 14/5. С.220-243.
Савельев И. А. Контент-анализ официальных сайтов органов власти и управления субъектов Российской Федерации с различным уровнем социокультурной модернизации как информационного ресурса регионального группообразования // Реформирование властно-управленческой вертикали в условиях реализации национальных проектов и активизации процессов спонтанного группообразования: [монография] / А. В. Тихонов [и др.]; отв. Ред. А. В. Тихонов; А. А. Мерзляков. ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. С. 283-302.
Селюков М. В. О теории и практике стратегического управления социально-экономическим развитием региона // Фундаментальные исследования. 2012. № 6.
С. 516-519.
Стоянов А. С. Структура ожиданий в диалектике потребностей: к устойчивости общества // Социология. 2020. № 5. С. 195-221.
Тихонов А. В. Проблема реформирования властно-управленческой вертикали в контексте процессов социокультурной модернизации регионов // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В. А. Мансуров. М. 2016. С. 3268-3279.
Тихонов А. В. Раскол в современном российском обществе: общество vs власть // Философские науки. 2019. Т. 62, № 8. С. 68-83.
Тихонов А. В., Богданов В. С. От «умного регулирования» к «умному управлению»: социальная проблема цифровизации обратных связей // Социологические исследования. 2020. № 1. С. 74-81.
Тихонов А. В., Богданов В. С., Гусейнова К. Э. Гражданская онлайн-экспертиза деятельности региональных систем управления в контексте процессов социокультурной модернизации регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. № 1. C. 101-123.
Шпакова Р. Н. Стратегии социально-экономического развития регионов: от оценки достижения целей – к оценке эффективности // Вестник Евразийской науки, 2019. № 2. URL: https://esj.today/PDF/08ECVN219.pdf (доступ свободный).