Модель формирования миграционной мобильности в пользу России: обоснование условий и механизмов
Впервые среди стратегических приоритетов Правительства России заявлена амбициозная инициатива «Россия – привлекательная для учебы и работы страна». В то же время реализация этого направления социально-экономического развития страны связана с серьезной конкуренцией на мировом рынке научно-образовательных услуг, изменившимся ландшафтом оказания образовательных услуг в связи с пандемией COVID-19 и переходом в онлайн-формат. Научная проблемазаключается в отсутствии институциональных механизмов поддержки научно-образовательной миграции, к которым можно отнести законодательное обеспечение, эффективное межведомственное взаимодействие для привлечения иностранных студентов и ученых в Россию. Авторы публикации исследуют систематизацию программ академической мобильности, используемые механизмы и инструменты, отражение стратегических целей в национальном нормативно-правовом образовательном пространстве, каковы условия и механизмы миграционной мобильности в пользу России. Методологическую основу исследования составили концептуальные подходы социологии образования в области формирования и развития академической мобильности, а также сравнительно-правовой и историко-правовой методы познания. Установлено, что условиями формирования успешной модели миграционной мобильности в пользу России можно считать создание институциональных механизмов поддержки академической мобильности, к которым относятся законодательное обеспечение, государственная финансовая поддержка, развитие инфраструктуры для пребывания, учебы, работы иностранных граждан и членов их семей в российских образовательных и научных организациях.
Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И. Модель формирования миграционной мобильности в пользу России: обоснование условий и механизмов // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 1. С. 82-94. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-1-0-7.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Барциц И. Н., Краснова Г. А. От академической мобильности к научной дипломатии // Право и образование. 2020. № 8. С. 48-59.
Вит Х., Альтбах Ф. Борьба за финансирование и борьба против неравенства после пандемии COVID-19 // Международное высшее образование. 2021. № 105. С. 6-7.
Волкова Г. Л. Является ли опыт международной мобильности карьерным преимуществом? Пример российских учёных // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 2. С. 71-82.
Дьяченко Е. Л. Интернационализация в науке: дисциплинарные различия // Социологические исследования. 2013. № 8. С. 101.
Егерев С. В., Субботин А., Ареф С. Утечка мозгов и прирост мозгов в России: анализ международной миграции исследователей по дисциплинам с использованием библиометрических данных базы данных Scopus за 1996-2020 гг. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8, Науковедение: Реферативный журнал. 2021. № 1. C. 169-179.
Егорова М. А., Минбалеев А. В. Основные особенности внедрения цифровых инновационных методов в образовательной деятельности и значение их применения для обучения иностранных студентов // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2021. № 1 (77). С. 27-38.
Краснова Г. А., Сюлькова Н. В. К вопросу об академической мобильности // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-akademicheskoy-mobilnosti (дата обращения: 21.05.2021).
Микова И. М. Понятие и сущность академической мобильности студентов // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-akademicheskoy-mobilnosti-studentov (дата обращения: 21.05.2021).
Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации. Статистический сборник / Авт.-сост. А. Л. Арефьев; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Выпуск 17. М., 2020. 180 с.
Полозова О. С. Академическая мобильность в контексте инноваций современного высшего профессионального образования // Вестник БГУ. 2012. № 1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskaya-mobilnost-v-kontekste-innovatsiy-sovremennogo-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.05.2021).
Ростовская Т. К., Письменная Е. Е. Выявление проблем и барьеров развития академической мобильности молодых ученых российской федерации: экспертный опрос // Вестник ЮРГТУ (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14, № 6. С. 129-141.
Рязанцев С. В., Ростовская Т. К., Очирова Г. Н., Плетнева Ю. Э. Государственные стипендиальные и грантовые программы на обучение за рубежом как фактор развития человеческого капитала: российский и зарубежный опыт // Logoset Praxis. 2021. Т. 20, № 1. С. 65-77.
Российская наука в цифрах / В. В. Власова, Л. М. Гохберг, Е. Л. Дьяченко и др. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 46 с.
Скоробогатова В. И. Обучение иностранцев в России: от «мягкой силы» к экспорту образования // Образование и право. 2020. № 5. С. 165-173.
Скоробогатова В. И. Правовое регулировании трудоустройства иностранных студентов и выпускников: зарубежный и российский опыт // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 1. С. 246-255.
Собитов И. З. Внутренняя академическая мобильность как альтернатива внешней академической мобильности // Forcipe. 2020. № 5. С. 573-574.
Kim J. Economic analysis of foreign education and students abroad // Journal of Development Economics. 1998. Vol. 56. Pp. 337-365.
Perna L. W., Orosz K., Gopaul B., Jumakulov Z., Ashirbekov A., Kishkentayeva M.. Promoting Human Capital Development: A Typology of International Scholarship Programs in Higher Education // Educational Researcher. 2014. Vol. 43. №. 2. Pp. 63-73.
Marginson S. The public/private divide in higher education: A global revision // Higher Education. 2007. Vol. 53. Pp. 307-333.