Бережливые технологии управления процессами профессиональной самореализации преподавателей
В статье дан анализ результатов апробирования социальной технологии ресурсосберегающего (гуманистического) типа, сопровождающей процессы самореализации преподавателей. Это универсальные технологии, позволяющие диагностировать и корректировать профессиональные усилия молодых преподавателей, принимать управленческие решения, позволяющие сохранять кадровые ресурсы образовательных организаций, раскрывая профессиональный потенциал преподавателя. Самореализация является источником сохранения здоровья и развития личности преподавателя. Автор рассматривает профессиональную самореализацию как баланс между необходимостью исполнять социальные роли и возможностью сохранить свою индивидуальность. В статье приводится анализ дискуссии о проблемах управления образованием и наукой. Отмечается, что система «эффективного менеджмента» не воспринимает критику и жалобы со стороны профессиональной научной профессорской элиты. В сложившейся ситуации автор видит выход в опоре на личность преподавателя. В управленческом смысле речь идёт о применении бережливых технологий сопровождения процессов самореализации, которые выступают в качестве инструментов защиты от профессиональных и эмоциональных кризисов. Бережливые технологии обеспечивают смену концепции стимулирующего менеджмента на менеджмент сберегающий (понимающий). Бережливый контекст работы с кадровым ресурсом может быть обеспечен применением гуманистических технологий сопровождения профессиональной деятельности. Акцент на самореализационные процессы – это один из вариантов решения проблемы «карнавализации» института образования. Управленческая технология сопровождения процессов самореализации предполагает создание условий для поддержки, стимулирования творческой деятельности человека, укрепления его профессионального достоинства, является инструментом адаптации молодых преподавателей к профессиональной деятельности. Эмпирические данные, необходимые для диагностирования и коррекции процессов самореализации на всех этапах применения «бережливой» технологии, получены с помощью гибридного исследовательского комплекса, сочетающего количественно-качественный подход, комбинаторики соответствующих методов и техник.
Ушаков Д. В. Бережливые технологии управления процессами профессиональной самореализации преподавателей // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 4. С. 191-203. DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-4-1-3.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
Гессен С. И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
Донских О. А., Логунова Л. Ю. Учитель и ученик: счастье человеческого общения // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 4. С. 60-71.
Диев В. С. Управление в российском университете: цели, культура, критерии // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 4, ч. 1. С. 77-84.
Иванов А. В., Фотиева И. В. Современное университетское образование: административно-бюрократический произвол и его следствия // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 4, ч. 1. С. 113-128.
Илларионов Г. А., Кудашов В. И. Карнавал образования: между «макдональдсом» и традиционализмом // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 4, ч. 1. С. 129-144.
Ибрагимов Р. Н. Институциональная эрозия науки и образования: гримасы постмодерна // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13, № 1, ч. 1. С. 11-23.
Информация в управлении образованием: теоретические проблемы: коллективная монография / П. А. Бояджиева, Я. А. Воронцов, Е. Ю. Игнатьева, Н. А. Матвеева, А. А. Осипова, А. М. Осипов; под ред. А. М. Осипова, П. А. Бояджиевой; Российский научный фонд, РГПУ имени А. И. Герцена, Алт ГПУ, Петровская акад. наук и искусств. 2-е изд., исправл. и доп. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. 215 с.
Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
Курбатова М. В. Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрократии: содержание и последствия // Мир России. 2016. Т. 25, № 4. С. 59-86.
Кулешова А. В., Подвойский Д. Г. Парадоксы публикационной активности в поле современной российской науки: генезис, диагноз, тренды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 4. С. 169-210.
Курленя К. М. Образование как фантасмагория // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 4, ч. 1. С. 85-98.
Логунова Л. Ю. Социокультурные основания социальной и политической мобилизации // Политическое сознание и поведение: эволюция и мобилизация: коллективная монография, отв. ред. Л. Л. Шпак, Кемерово: ИНТ, 2016. С. 5-51.
Логунова Л. Ю. Стратегии и техники гибридных исследовательских комплексов // Инновации в технологиях и образовании: сб. ст. участников VII Междунар. науч.-практ. конф. (Белово, 28-29 марта 2014 г.) Белово-Велико Тырново, 2014. Ч. 4. С. 133-137.
Логунова Л. Ю., Уткина А. Н., Ковалёнок Я. Г., Ушаков Д. В. Технологии благополучия деятельности преподавателя: проблемы измерения и понимания // Artium magister. 2019. Т. 19, № 1. С. 21-30.
Маслоу А. Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
Ореховский П. А., Разумов В. И. Время карнавала: российская высшая школа и наука в эпоху постмодерна // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 3, ч. 1. С. 77-94.
Роджерс К. Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. Е. И. Исениной. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 416 с.
Розов Н. С. Кризис высшей школы или стагнация? От гуманитарных метафор и публицистики к веберианской политической социологии // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 4, ч. 1. С. 99-112.
Севостьянов Д. А. Постмодернизм в образовании и системные инверсии // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13, № 1, ч. 1. С. 52-68.
Ушаков Д. В. Измерение профессиональной самореализации молодых преподавателей // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6, № 1. С. 106-115.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 2011. 372 с.
Франкл В. Воля к смыслу. Пер. с англ. Л. Гурьева. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 368 с.
Goldstein K. The organism. N.-Y.: American Book Company, 1939. 534 p.
Goldstein K. Human nature in the light of psyschopathology. Cambridge, Mass., Harvard University Press, 1940. 258 p.
Logunova L. Y., Mazhenina E. A., Nyatina N. V. Methods for the collection and analysis of civil initiatives to improve the life-support system // Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019. P. 45-49.