Показатели социетализации и религиозности в Европе: многоуровневый анализ
Основная цель статьи – исследовать, оказывает ли процесс социетализации (Брайан Уилсон) реальное влияние на секуляризацию, т.е. на снижение различных измерений религии/религиозности в Европе. Работа включает в себя три исследовательские цели: (1) изучить, влияют ли показатели социетализации (упадок семьи и сельских общин, с одной стороны, и рост рациональных добровольных организаций и политической активности – с другой) на возможное снижение религиозности; (2) изучить, влияют ли другие показатели модернизации, такие как индивидуальное и общественное богатство, на возможное снижение религиозности; и (3) выяснить, оказывает ли социетализация более сильное влияние на показатели религиозности, ориентированной на церковь (посещение религиозных служб) или на отдельные показатели нецерковной религиозности (молитва вне религиозных служб, личная значимость бога), таким образом, предварительно проверяя гипотезу о религиозной индивидуализации. В исследовании используются данные опроса European Values Study 2017 года, а также другие внешние данные на уровне страны (ВВП на душу населения). Данные анализируются с помощью последовательного многоуровневого анализа кросс-секционных данных. Результаты исследования показывают, что почти все показатели социетализации находятся в обратной корреляции с религиозностью, то же самое касается личного и общественного экономического богатства, что подтверждает важность социетализации как неотъемлемой части процесса модернизации. Кроме того, полученные результаты не подтверждают тезис о религиозной индивидуализации.
Павич Ж., Юрлина Ю. Показатели социализации и религиозности в Европе: многоуровневый анализ // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 3. С. 70-81. DOI:10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-7.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Argue, A., Johnson, D. R. and White, L. K. (1999), “Age and religiosity: Evidence from a three-wave panel analysis”, Journal for the Scientific Study of Religion, 38(3), 423-435.
Berger, P. L. (1967), The Sacred Canopy: Elements of a Sociological Theory of Religion, Anchor Books, New York, USA.
Berger, P. L. (1999), “The Desecularization of the World: A Global Overview”, in Berger, Peter L. (ur) The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics, Ethics and Public Policy Center, Washington DC, 1-18.
Bengtson, V. L., Silverstein, M., Putney, N. M. and Harris, S. C. (2015), “Does Religiousness Increase with Age? Age Changes and Generational Differences Over 35 Years”, Journal for the Scientific Study of Religion, 54(2), 363-379.
Bruce, S. (2011), Secularization. In Defence of an Unfashionable Theory, Oxford University Press, Oxford, UK.
Casanova, J. (1994), Public Religions in the Modern World, The University of Chicago Press, Chicago, IL, USA.
Davie, G. (1990), “Believing without Belonging: Is This the Future of Religion in Britain?”, Social Compass, 37(4), 455-469.
Davie, G. (1994), Religion in Britain Since 1945: Believing Without Belonging, John Wiley & Sons, Hoboken, NJ, USA.
Davie, G. (2002), Europe: The Exceptional Case. Parameteres of Faith in the Modern World, Orbis Books, London, UK.
Dobbelaere, K. (1981), “Trend Report: Secularization: A Multi-Dimensional Concept”, Current Sociology, 29(2), 3-153.
EVS (2020), EVS European Values Study 2017: Integrated Dataset (EVS 2017). GESIS Data Archive, Cologne. ZA7500 Data file Version 4.0.0 [Online], Available at: https://doi.org/10.4232/1.13560 (Accessed 13 May 2021)
Heelas, P. (2008), Spiritualities of Life: New Age Romanticism and Consumptive Capitalism, Wiley Blackwell, Oxford, UK.
Heelas, P., Woodhead, L., Seel, B., Szerszynski, B and Tusting, K. (2005), The Spiritual Revolution: Why Religion Is Giving Way to Spirituality, Blackwell, Oxford, UK.
Iannaccone, L. R. (1992), “Religious Market and the Economics of Religion”, Social Compass, 39(1), 123-131.
Iannaccone, L. R. (1998), “Introduction to the Economics of Religion”, Journal of Economic Literature, 36(3), 1465-1496.
King, P. E. and Furrow, J. L. (2008), “Religion as a Resource for Positive Youth Development: Religion, Social Capital, and Moral Outcomes”, Psychology of Religion and Spirituality, S(1), 34-49.
Luckmann, T. (1967), The Invisible Religion. The problem of Religion in Modern Society, MacMillan, New York, USA.
Luckmann, T. (2003), “Transformations of Religion and Morality in Modern Europe”, Social Compass, 50(3), 275-285.
Martin, D. (1978), A General Theory of Secularization, Harper & Row, New York, USA.
Martin, D, (2005), On Secularization: Towards a Revised General Theory, Routledge, New York, USA.
Nikodem, K. and Jurlina, J. (2018), “U očekivanju opadanja religioznosti? Komparativna analiza religioznosti zagrebačkih studenata”, Sociologija i prostor: časopis za istraživanje prostornog i sociokulturnog razvoja, 56(3), 273-298.
Norris, P. and Inglehart, R, (2007), Sveto i svjetovno. Religija i politika u svijetu, Politička kultura, Zagreb, Croatia.
Pavić, Ž. (2016a), “Mediatization of religion in the context of religious transformation”, Nova prisutnost: časopis za intelektualna i duhovna pitanja, 14(2), 283-297.
Pavić, Ž. (2016b), Postmoderno društvo i nevidljiva religioznost, Odjel za kulturologiju, Sveučilište Josipa Jurja Strossmayera u Osijeku, Matica hrvatska Osijek, Osijek, Croatia.
Pavić, Ž., Kurbanović, F. and Levak, T. (2017), “Mediatization of Catholicism in Croatia: A Networked Religion?”, Revija za sociologiju, 47(3), 241-270.
Pew Research Center (2018), The Age Gap in Religion Around the World [Online] available at: https://www.pewforum.org/2018/06/13/the-age-gap-in-religion-around-the-world/ (Accessed 2 June 2021).
Pickel, G, (2009), “Secularization as a European Fate? – Results from the Church and Religion in an Enlarged Europe Project 2006”, in Pickel, G. and Müller, O. (eds.), Church and Religion in Contemporary Europe. Results from Empirical and Comparative Research, VS Verlag für Sozialwissenschaften, Wiesbaden, 89-122.
Pollack, D. (2008), “Religious Change in Europe: Theoretical Considerations and Empirical Findings”, Social Compass, 55(2), 168-186.
Portes, A. and Vickstrom, E. (2011), “Diversity, Social Capital, and Cohesion”, Annual Revue of Sociolology, 37, 461-479.
Putnam, R. D. (2000), Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community, Simon & Schuster, New York, USA.
Smith, C. (2003), “Theorizing Religious Effect Among American Adolescents”, Journal for the Scientific Study of Religion, 42(1), 17-30.
Stark, R. and Bainbridge, R. (1987), A Theory of Religion, Peter Lange, New York, USA.
Stark, R. and Finke, R. (2000), Acts of Faith: Explaining the Human Side of Religion, University of California Press, Berkeley, CA, USA.
Stark, R. and Iannaccone, L. R. (1994), “A Supply-Side Reinterpretation of the „Secularization“ of Europe”, Journal for the Scientific Study of Religion, 33, 230-252.
Trzebiatowska, M. and Bruce, S. (2012), Why are Women more Religious than Men?, Oxford University Press, Oxford, UK.
Voas, D. and Crockett, A. (2005), „Religion in Britain: Neither Believing nor Belonging“, Sociology, 39(1), 11-28.
Warner, R. (2010), Secularization and Its Disconcents, Continuum, London, UK.
Wilson, B. (2016), Religion in Secular Society: Fifty Years On (Edited with Commentary by Steve Bruce), Oxford University Press, Oxford, UK.