Традиционная ценностная ориентация и религиозность – многоуровневый анализ в странах Европы
В этой статье мы исследуем взаимосвязь между традиционными ценностными ориентациями и религиозностью в европейских обществах. Хотя связь между традиционными ценностями и религиозностью хорошо известна, ни одно исследование не изучало различия в ее силе по отношению к религиозности на уровне общества. Таким образом, наша главная цель – проверить, модерируется ли это объединение религиозностью на страновом уровне. Из-за ослабления значения религии в менее религиозных обществах мы предположили, что влияние религии на индивидуальные ценности в них также слабее по сравнению с более религиозными обществами. Мы использовали данные Европейского социального исследования за 2018 год, в котором приняли участие 49 519 респондентов из 29 стран. Данные свидетельствуют о значительном, но очень слабом отрицательном сдерживающем влиянии религиозности на уровне страны на индивидуальную религиозность и ассоциированность её с традиционными ценностями. Мы обсуждаем наши выводы в свете трансформации традиционных отношений между человеческими ценностями и религиозностью, а также разделения между религией и культурой.
Ментус В. Традиционная ценностная ориентация и религиозность – многоуровневый анализ в странах Европы // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 3. С. 34-40. DOI:10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-4
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Abi-Hashem, N., and Driscoll, E. G. (2013), “Values (Shalom H. Schwartz) – Power”, in The Encyclopedia of Cross-Cultural Psychology, 1324-1325.
Carneiro, A., Hélder F., Dinis, M., and Leite Â. (2021), “Human Values and Religion: Evidence from the European Social Survey”, Social Sciences, 10, 75.
Chan, S. W. Y., Lau, W. W. F., Hui, C. H., Lau, E. Y. Y., and Cheung, S.-F. (2020), “Causal relationship between religiosity and value priorities: Cross-sectional and longitudinal investigations”, Psychology of Religion and Spirituality, 12 (1), 77-87.
Davie, G. (1990), “Believing without belonging: Is this the future of religion in Britain”, Social Compass, 37, 455-69.
Kregting, J., Scheepers, P., Vermeer, P., and Hermans, C. (2019), “Why Dutch women are still more religious than Dutch men: Explaining the persistent religious gender gap in the Netherlands using a multifactorial approach”, Review of Religious Research, 61 (2), 81-108.
Norris, P. and Inglehart, R. (2008), “Existential security and the gender gap in religious values”, Shah, T., Stepan, A. and Toft, M. (eds.), Draft chapter for the SSRC conference on religion and international affairs, New York, USA.
Norris, P. and Inglehart, R. (2008), Sacred and secular. Religion and politics worldwide, University Press, Cambridge, UK.
Pepper, M., Uzzell, D., and Jackson, T. (2010), “A study of multidimensional religion constructs and value in the United Kingdom”, Journal for the Scientific Study of Religion, 49, 127-146.
PEW (2014), “Religious tradition by household income”, Available at: https://www.pewforum.org/religious-landscape-study/compare/religious-tradition/by/income-distribution/ (Accessed 05 April 2021)
Roccas, S., and Sagiv, L. (2010), “Personal Values and Behavior: Taking the Cultural Context into Account”, Social and Personality Psychology Compass, 4 (1), 30-41.
Roy, O. (2014), Holy Ignorance: When Religion and Culture Part Ways, Oxford University Press, Oxford, UK.
Saroglou, V. (2008), “Religion and psychology of values: “Universals” and changes”, in Agazzi, E. and Minazzi, F. (eds.), Science and ethics: The axiological contexts of science, Peter Lang, Brussels, Belgian, 247-272.
Saroglou, V., Delpierre, V., and Dernelle, R. (2004), “Values and religiosity: a meta-analysis of studies using Schwartz’s model”, Personality and Individual Differences, 37 (4), 721-734.
Schnabel, A. and Grötsch, F. (2015), “Religion and Value Orientations in Europe”, Journal of religion in Europe, 8 (2), 153-184.
Schwartz, (2012b), “Values and Religion in Adolescent Development”, in Tromsdorff, G. and Chen, X. (eds.) Values, Religion, and Culture in Adolescent Development, Cambridge University Press, New York, USA, 97-122.
Schwartz, S. H. (2003), “Proposal for measuring value orientations across nations”, in Questionnaire development report of the European Social Survey, Available at: http:// naticent02.uuhost.uk.uu.net/questionnaire/chapter_07.doc (Accessed 05 April 2021)
Schwartz, S. H. (2012a), “An overview of the Schwartz theory of basic values”, Online Readings in Psychology and Culture, 2(1).
Schwartz, S. H., and Huisman, S. (1995), “Value Priorities and Religiosity in Four Western Religions”, Social Psychology Quarterly, 58(2), 88-107.
Schwartz, S. H., and Rubel, T. (2005), “Sex differences in value priorities: Cross-cultural and multimethod studies”, Journal of Personality and Social Psychology, 89(6), 1010-1028.
Schwartz, S. H., Cieciuch, J., Vecchione, M., Davidov, E., Fischer, R., Beierlein, C. and Konty, M. (2012), “Refining the theory of basic individual values”, Journal of Personality and Social Psychology, 103(4), 663-688.
Schwartz, S. H., Melech, G., Lehmann, A., Burgess, S., Harris, M., and Owens, V. (2001), “Extending the Cross-Cultural Validity of the Theory of Basic Human Values with a Different Method of Measurement”, Journal of Cross-Cultural Psychology, 32(5), 519-542.
Sortheix, F. M., and Schwartz, S. H. (2017), “Values that Underlie and Undermine Well-Being: Variability Across Countries”, European Journal of Personality, 31 (2), 187-201.
Storm, I. (2017), “Does Economic Insecurity Predict Religiosity? Evidence from the European Social Survey 2002-2014”, Sociology of Religion, 78(2), 146-172.
Van der Noll, J., Rohmann, A., and Saroglou, V. (2018), “Societal Level of Religiosity and Religious Identity Expression in Europe”, Journal of Cross-Cultural Psychology, 49(6), 959-975.
Voas, D., and Crockett, A. (2005), “Religion in Britain: Neither Believing nor Belonging”, Sociology, 39(1), 11-28.