Ценности и тенденции модного поведения, транслируемые социальными медиа
Мода, являясь сложным социокультурным явлением, механизмом социальной, культурной регуляции, тесно связанна с основными ценностями и тенденциями развития общества. Современные цифровые трансформации определяют вектор развития моды, способствуют возникновению и утверждению новых ценностей, изменяют поведенческие стратегии, что придает проблематике моды, механизмам ее функционирования, процессам прогнозирования модных тенденций особую актуальность. Данная статья посвящена анализу ценностей и тенденций модного поведения. На основе анализа существующих теоретических подходов к исследованию моды выявлены особенности современного процесса конструирования представлений о моде. Показано, что на первый план выходит качественное и количественное развитие информационно-технологической инфраструктуры. В процессе конструирования и трансляции модных ценностей и модного поведения все большую роль играют социальные медиа. Социальные медиа формируют определенный образ жизни, создавая эталоны модного поведения, не исключая разнообразия вариаций и интерпретаций, учитывая различия в социальном положении и в системе ценностных ориентаций. На основе анализа глубинных интервью определены ключевые ценности модного поведения, транслируемые современными социальными медиа: равенство, толерантность, гендерная нейтральность, активная социальная позиция, экологичность, естественность. Контент-анализ содержания сообщений на тему моды и модного поведения, опубликованных в различных социальных медиа с использованием автоматической системы мониторинга СМИ и Social Media Медиалогия, позволил выявить основные тематически схожие кластеры, отражающие модное поведение: здоровый образ жизни, показное потребление, отказ от излишеств, экологически осознанное поведение, бодипозитив и др. Среди основных тенденций модного поведения, транслируемого социальными медиа, выделяются: сохранение актуальности показного потребления, переход к экологически осознанному потреблению, изменение отношения к собственному телу («бодипозитив»).
Агаджанова К. Э., Зимова Н. С. Ценности и тенденции модного поведения, транслируемые социальными медиа // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 3. С. 9-21. DOI:
10.18413/2408-9338-2021-7-3-0-2.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Абрамов Р. Н. Методологические и содержательные аспекты социальных исследований блогов: аналитический обзор // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология: 4М). 2012. № 35. C. 90-118.
Барт Р. Система Моды / Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.
Басин Е. Я., Краснов В. М. «Гордиев узел» моды // Мода: за и против. М.: Искусство, 1973. С. 40-66.
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М.: Добросвет, 2000.
Веблен Т. Б. Теория праздного класса / Пер. с англ. С. Сорокиной. М.: Либроком, 2011.
Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: Книжный Дом «Университет», 2015.
Гурова О. Ю. Социология моды: обзор классических концепций // Социологические исследования. 2011. № 8. С. 72-82.
Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. С. 266-291.
Липовецкий Ж. Империя эфемерного: мода и ее судьба в современном обществе / Пер. с фр. Ю. Розенберг. М.: Новое лит. обозрение, 2012.
Любимова Т. Б. Мода и ценность // Мода: за и против. М.: Искусство, 1973. С. 67-76.
Михалева К. Ю. Мода и новые медиа. Часть I, 2012. URL: https://www.brainity.moscow/society/trends/moda_i_novye_media_chast_ii/ (дата обращения: 15.08.2021).
Петров Л. В. Мода как общественное явление. Л., 1974.
Толстых В. И. Мода как социальный феномен // Мода: за и против. М.: Искусство, 1973. С. 7-39.
Ятина Л.И. Мода глазами социолога. СПб.: Элексис Принт, 2006.
Aspers P., Godart F. Sociology of fashion: Order and change // Annual rev. of sociology. Palo Alto (CA). 2013. Vol. 39. P. 171-192.
Blumer H. Fashion: from Class Differentiation to Collective Selection // The Sociological Quarterly. 1969. Vol. 10. № 3. P. 275-291.
Bourdieu P. Distinction: a Social Critique of the Judgement of Taste. Cambridge: Harvard University Press, 1984.
Chesebro J., McMahan D., Russett P. Internet Communication. Bern: Peter Lang Publishing, 2014.
Crane D. Fashion and its social agendas: сlass, gender, and identity in clothing. Chicago: University of Chicago Press, 2000.
Dewdney A., Ride P. The New Media Handbook. London: Routledge, 2006.
Kawamura Y. Fashionology. An introduction to fashion studies. Oxford: Berg, 2005.
Matthews L. Social Media and the Evolution of Corporate Communications // The Elon Journal of Undergraduate Research in Communications. 2010. Vol. 1. P. 17-23.
Miller C., McIntyre S., Mantrala M. Toward Formalizing Fashion Theory // Journal of Marketing Research. 1993. Vol. 30 (2). P. 142-157.
Zhang C. Fashion Blogs: The New Member in Fashion Industry // Journal of Digital Research and Publishing. 2010. Vol. 3, № 1. P. 153-161.