Изменение профессионального поведения журналистов в условиях трансформации института СМИ
В современной научной парадигме наметилась необходимость социологической трактовки выполнения журналистами социальных функций в условиях кардинального изменения института средств массовой информации, в силу экономических, социокультурных, технологических изменений последних лет. Трансформация СМИ и медиапространства не только превратила современное общество в медиатизированное, но и серьезно поменяла технологии труда профессиональных журналистов, практики их взаимодействия с блогерами, активистами социальных сетей, бизнес-структурами и органами власти. В статье выделены основные характеристики трансформации института СМИ: 1) внедрение цифровых технологий передачи информации и виртуализация информационного пространства; 2) активная позиция независимых СМИ и новых медиа в изменении общественного сознания, оценок населения; 3) высокая конкурентная борьба субъектов медиапространства; 4) глобализация информационного пространства, размытые границы и унифицированные стандарты. Социальные позиции и функции института СМИ трансформируются вместе с модернизацией общества. В последние десять лет кардинально изменилась структура российского медиапространства, которая в целом соответствует тенденциям изменения социального института: глобализация коммуникационных процессов, связанная с виртуализацией медиапространства, легализацией «сетевых изданий», универсализация и многозадачность профессиональной деятельности журналистов. Журналисты ощущают двойственность профессиональной идентификации: с одной стороны, они являются частью рыночного механизма производства и продажи информации; с другой, они – активные участники гражданских процессов. Большинство медиа-специалистов считает необходимым смыслом профессии участвовать в развитии гражданского общества; при этом только половина связывает профессиональную деятельность с внутренними ее сторонами и назначениями. Профессионально более уверенно чувствуют себя те специалисты, которые работают в традиционных или сетевых изданиях и параллельно ведут свой блог или сотрудничают с независимыми онлайн-платформами. Они чаще реализуют новаторский подход в профессии, способны к совершенствованию и новым функциям института СМИ.
Иллюстрации
Шиняева О. В., Каманина В. Е. Изменение профессионального поведения журналистов в условиях трансформации института СМИ // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 2. С. 69-87. DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-2-0-6.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Вебер М. Политические работы (1895-1919). М.: Праксис, 2003.
Амзин А., Гатов В., Галустян А. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016. М.: Гуман. факультет, 2016.
Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2005.
Давыдов С.Г., Немудрова Т.А. Потребители медиа: опыт типологизации // Социологический журнал. 2011. № 1.
Дзялошинский И.М. Современные периодические издания: медиаматрицы как основа концепции // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика». 2012. № 5. С. 35-46
Дзялошинский И.М. Поле для профессионалов или поляна для дилетантов // Социальная журналистика: профессия и позиция. М.: Агентство социальной информации, 2005.
Железнякова С.И. Противоречия процессов массовой коммуникации в современном обществе // Теории и проблемы политических исследований. 2017. Т. 6, № 1А. С. 232-240.
Задорин И.В. Динамика основных коммуникативных практик россиян // Журнал «Коммуникации. Медиа. Дизайн». 2019. Т. 4, № 3.
Засурский Я.Н. Предисловие редактора // Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: Вагриус, 1998. С. 9-10.
Интернет в России в 2019 году: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М., 2020.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Кирия И.В. «Цифровой раскол» и глобализация СМИ и ИКТ // Вест. Моск. Ун-та. Серия 10. Журналистика. 2005. № 4. С. 66-86.
Колесниченко А.В. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура // Вест. Моск. Ун-та. Серия 10. Журналистика. 2017. № 5. С. 51-71.
Лазутина Г.В., Панкеев И.А. Саморегулирование в журналистике: уровни, аспекты, инструменты // МедиаАльманах. 2018. № 3. С. 14-22.
Лозовский Б.Н. Российские СМИ: портфель заказов на модернизацию // Изв. Урал.гос. ун-та. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. № 2. С. 7-12.
МакКуэйл Д. Журналистика и общество. М.: МедиаМир, Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013.
Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006.
Мирошниченко А. Когда умрут газеты. М.: Книж. мир, 2011.
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Эдиториал, 2002.
Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. 2020. URL: https://fapmc.gov.ru/mobile/activities/reports/2020/pechat3.html.
Образ журналистов в массовом сознании. Аналитический отчет исследовательской группы «Циркон». 2018.
Парсонс Т. Система координат и общая теория действия: культура, личность и место социальных систем. М., 2005.
Полынов В.А. Региональные информационные агентства в новой коммуникационной среде // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6, № 1. С. 105-118.
Собачкин А.Ю. Общественная значимость института СМИ // Теория и практика общественного развития. 2019. № 12 (142): URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennaya-znachimost-instituta-smi.
Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы: исследования относительно категории буржуазного общества. М.: Весь мир, 2016.
Шариков А.В. Теория медиаобразования // Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. 2012. № 4. С. 61-76.
MediaOutlook. Обзор индустрии развлечений и медиа: прогноз на 2019-2023 годы. Ключевые тренды российского и мирового рынков, 2019. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/mediaindustriya-v-2019.html.
Herman E.S., Chomsky N. Manufacturing consent. The political economy of the mass media. New York, 2002.