Мониторинг новых идентичностей (Салафи и Сунни) в исламе и роль социальных конфликтов
Усиление конфликтов приводит к глубоким изменениям в социально-политическом расслоении и в структуре общества. Исламистские движения – это политическое явление, которое необходимо анализировать подобно другим политическим явлениям, а исламский фундаментализм рассматривается как следствие усиления социальных конфликтов. Изменения происходят среди мусульман второго и третьего поколения иммигрантов как результат сосуществования противоположных установок, направленных на модернизацию и на сохранение традиционных ценностей, что проводить к появлению «новых идентичностей салафитов и суннитов». Цель статьи состоит в том, чтобы обосновать необходимость мониторинга «новых идентичностей» в исламе, показать роль социальных конфликтов в возникновении радикализации и экстремизма, а также разработать методологические инструменты для анализа и ограничения исламского радикализма и экстремизма путем поддержки государства и его политики. Автор утвеждает, что стабильность социальной системы является только временным балансом сил, а конфликт играет роль механизма, который разрушает этот баланс и приводит к новому состоянию равновесия и к новому балансу сил ( Козер, 1999). В статье делаются ссылки на феноменологический подход и теорию социальных движений, которые используются для объяснения исламского активизма, социальных движений и радикализованной формы религии, сведенной к религиозной идеологии. В заключение подчеркивается необходимость прогнозирования тенденций в развитии религиозной и политической ситуации с целью формирования новых знаний, которые способствовали бы развитию социальных наук в интересах общества.
Тодорова Б. Мониторинг новых идентичностей (Салафи и Сунни) в исламе и роль социальных конфликтов // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 1. С. 8-20. DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-1-0-1.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Al-Rasheed, M. (2009), Kingdom without borders: Saudi Arabia’s political religious and media frontiers, Columbia University Press, Washington, USA.
Anderson, B. (2006), Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism, Verso Books, London, UK.
Anjum, O. (2007), “Islam as a discursive tradition: Talal Asad and his interlocutors”, Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East, 27 (3), 656-672.
Balci, B. (2003), Missionaires de L’Islam en Asie centrale. Les ecoles turques de Fethullah Gullen, Maisonneuve & Larose-Institut français d'études anatoliennes, Paris, France.
Brzezinski, Z. (2004), The Choice: Global Domination or Global Leadership, New York, USA.
Choudhury, T. (2007), Role of Muslim Identity Politics in Radicalisation (a Study in Progress), Department for Communities and Local Government, London, UK.
Cole, J. (2014), The New Arabs: How the Millennial Generation is Changing the Middle East, Simon & Schuster, New York, USA.
Dahrendorf, R. (1990), Reflections on the revolution in Europe, Chatto & Windus, London, UK.
Eickelman, D. F. (1999), New Media in the Muslim World: The Emerging Public Sphere, Bloomington, Ind., USA.
Esposito, J. (2007), Oksfordski rechnik na isliama, RIVA, Bulgaria.
Gest, J. (2010), Apart: Alienated and Engaged Muslims in the West, Hurst Publishers, London, UK.
Herrera, L. and Bayat, A. (2010), Being Young and Muslim: New Cultural Politics in the Global South and North, Oxford University Press, Oxford, UK.
Ignatenko, A.A. (2003), “The Shattered Ummah in anticipation of the Day of Judgment”, Otechestvennye zapiski, 5(14). (in Russian)
Kepel, G. (2004), Dzihad, Ladomir, Moscow, Russia. (in Russian)
Kozer, L. (1999), Fundamentals of conflictology, Svetliachok, Saint Petersburg, Russia. (in Russian)
Kundnani, A. (2014), The Muslims are Coming!: Islamophobia, Extremism and the Domestic War on Terror, Verso, London, UK.
Meijer, R. (2005), “Taking the Islamist Movement Seriously: Social Movement Theory and the Islamist Movement”, International Review of Social History, 50 (2).
Meijer, R. (2009), Global Salafism: Islam's New Religious Movement, Hurst & Co. Publishers, London, UK.
Melucci, A. (1996), Challenging Codes: Collective Action in the Information Age, Cambridge University Press, Cambridge, GB.
Pantin, V. I. (1997), Cycles and Waves of Modernization as a Phenomenon of Social Development, Moscow, Russia. (in Russian)
Qvortrup, M. H. (2012), “Terrorism and Political Science”, The British Journal of Politics and Science, 14 (4).
Roy, O. (2011), “The Paradoxes of the re-Islamization of Muslim societies”, 10 Years after September 11: A Social Science Research Council Essay Forum, available at: https://tif.ssrc.org/2011/09/08/the-paradoxes-of-the-re-islamization-of-muslim-societies/ (Accessed 11 November 2020).
Svensson, J. (2012), “Mind the Beard! Deference, Purity and Islamization of Everyday Life as Micro-factors in a Salafi Cultural Epidemiology”, Comparative Islamic Studies, 8 (1-2), 185-210.
Tanaskovic, D. (2010), Neoosmanizmat. Turcija se vrashta na Balkanite, Iztok-Zapad, Sofia, Bulgaria.
Wiktorowicz, Q. (2004), Islamic Activism: A Social Movement Theory Approach, Indiana University press, Bloomington and Indianapolis, USA.
Wiktorowicz, Q. (2005), Radical Islam Rising: Muslim Extremism in the West, Rowman & Littlefield, Lanham, USA.
Wiktorowicz, Q. (2006), “Anatomy of the Salafi Movement”, Studies in Conflict & Terrorism, 29 (3), 207-239.
Winter, T. (2008), The Cambridge Companion to Classical Islamic Theology, Cambridge University Press, Cambridge, GB.
Yankevich, P.F. (2004), “Social structure and processes”, Social conflicts: expertise, forecasting the technology of resolution, Moscow, Russia. (in Russian)