Социальные перемены и престиж профессии инженера в современном российском обществе
В мире происходят фундаментальные сдвиги, обусловленные глобализацией и научно-технической революцией (НТР-4). Соответственно происходят изменения в социальной структуре общества. В статье анализируется влияние социальных перемен на престиж профессии инженера, исследуются мотивы выбора профессии инженера, ее престиж в представлении студентов. В настоящее время отмечается нехватка квалифицированных инженерных кадров. И это является одной из наиболее острых проблем в современной экономике России, которая находится в процессе перехода на инновационный путь развития. Показано на примере опроса студентов инженерных вузов, что данная профессия востребована на рынке труда, имеет хорошие перспективы трудоустройства. В качестве мотивов выбора профессии инженера студенты отдают предпочтение материальной составляющей профессии, возможности выполнять сложную работу. Среди мотивов выбора профессии, направления получаемого образования студенты отмечают также показатели статуса профессии. Принадлежность к профессиональной династии является одним из факторов в оценке студентами своих перспектив и одним из ресурсов формирования такой профессиональной группы, как инженеры. В то же время престижность профессии пока в небольшой мере привлекает студентов. Делается вывод о том, социальные перемены, связанные со становлением рыночных отношений в России, процессы глобализации, негативно повлияли на престиж профессии инженера в силу изменений в социальной структуре общества. Для повышения престижа этой профессии необходимы меры, позволяющие существенным образом повлиять на нынешнее социальное расслоение, в том числе, перейти к более справедливому перераспределению доходов. В качестве других мер предлагается улучшение качества высшего инженерного образования. В повышении качества образования всё большую роль будут играть профессиональные стандарты. В них прописываются не только чисто профессиональные навыки, но и такие, как социальная ответственность, т.е. готовность нести ответственность за социальные, культурные и экологические последствия комплексной инженерной деятельности. Такой момент, как династийность, т.е. наследование социально-профессионального статуса также может способствовать тому, чтобы профессию инженера престижной считали большее количество будущих специалистов.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Беляева Л. А. И вновь о среднем классе России // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 3-13.
Болотин И. С., Сорокина Н. Д., Михайлов А. А., Николаева М. Е. Престиж профессии инженера в представлениях студентов // Социология образования. 2018. № 2. С. 70-79.
Данилов А. Н., Гитман М. Б., Столбов В. Ю. Гитман Е. К. Система подготовки инженерных кадров в современной России: образовательные траектории и контроль качества // Высшее образование в России. 2018. № 3. С. 5-15.
Каблов Е. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. 2010. № 4. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/17800/ (дата обращения: 3.08.2019).
Коган Е. А., Семенова Т. В. Отношение будущих инженеров к работе по специальности: престижность и востребованность профессии // Перспективы науки и образования. 2018. № 2 (32). С. 70-73.
Колесникова Е. М. Инженерные династии и перспективы профессиональной биографии молодых специалистов // Социологический журнал. 2018. Т. 24, № 1. С. 55-72.
Крыштановская О. В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы. М.: Наука, 1989.
Мансуров В. А., Юрченко О. В. Социология профессиональных групп: история становления и перспективы // Вестник Института социологии. 2013. № 7.
Радаев В. Средний класс в России или к появлению нового мифа // Знание – сила. 1998. № 7. URL: http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/JOURNAL/ZS/MEDCLASS.HTM (дата обращения: 10.09.2019).
Савинова А. В. Успешность трудовых траекторий выпускников инженерных специальностей (на примере выпускников высших учебных заведений Поволжья) // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, № 2. С. 67-78.
Средний класс в современной России: 10 лет спустя. Аналитический доклад. Институт социологии РАН. М., 2014.
Тихонова Н. Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/228/013/1220/003.TIKHONOVA.pdf (дата обращения: 10.09.2019).
Шкаратан О. И. Социальное расслоение в современной России: драма расколотого общества // Мир России. 2004. № 1. С. 3-48.
Яницкий О. Н. Четвертая научно-техническая революция, глобализация и институты // Научный результат. Социология и управление. 2018. Т. 4, № 2. С. 45-57.
Bell D. The coming of post industrial society. New York: Basic Books, 1973.
Giddens A. The Growth of the New Middle Class / The New Middle Class. Life-Styles, Status Claims and Political Orientations; Edited by J. Vidich. N.Y.: New York University Press, 1995.
Graham R. Achieving excellence in engineering education: the ingredients of successful change. March 2012. URL: https://www.raeng.org.uk/publications/reports/achieving-excellence-in-engineering-education research (дата обращения: 3.08.2019).
Kamp A. Engineering Education in the Rapidly Changing World: rethinking the Vision for Higher Engineering Education. 2nd revised edition ed. Delft: TU Delft, Faculty of Aerospace Engineering, 2016.