РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ПРОЕКТ. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКУРСИВНЫХ ПОДХОДОВ ДЛЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДАХ
В статье рассматривается понимание идентичности в рамках дискурсивных подходов, а также намечаются перспективы применения данных подходов для социологического изучения религиозной идентичности в православных приходах. При описании дискурсивной концепции идентичности особое внимание уделено следующим аспектам: дискурсивное подчинение и механизмы формирования идентичности в дискурсе, роль субъективности в этом процессе, незавершенность процесса идентификации. Автор показывает, что в церковном дискурсе установление дискурсивного подчинения происходит через сакрализацию доктрины, при помощи ритуалов и различных коммуникативных практик, а также через процедуры отбора участников дискурсивного сообщества. Принятие религиозной идентичности как включенности субъекта в дискурс так же тесно связано с психологическими потребностями в стабильности, осмысленности существования, преодоления страха смерти. Кроме этого, в современном обществе религиозные идентичности не являются завершенными; неопределенность, нестабильность религиозных идентичностей связана с секуляризацией общества, конкуренцией секулярного и религиозного дискурсов.
Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта 16-03-00387 «Традиционные религии и религиозная идентичность в постсекулярном обществе: на основе исследования православных приходов».
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
1. Arbuckle G.A. von. Catholic Identity or Identities?: Refounding Ministries in Chaotic Times. Liturgical Press, Collegeville, Minnesota, 2013.
2. Berger P.L. The sacred canopy. New York: Anchor, 1967. 240 p.
3. Breakwell G. Coping with Threatened Identities. London: Methuen, 1986.
4. Burr V. Social Constructionosm. London: Routledge, 2003. 341 p.
5. Davie G. Believing without Belonging. Is This the Future of Religion in Britain? // Social Compass. 1990. № 37(4). Pp. 455-469.
6. Fairclough N. Critical Discourse Analysis. London: Longman, 1995. 235 p.
7. Haar G. Ritual as Communication: A Study of African Christian Communities in the Bijilmer District of Amsterdam // Ritual and Religious Belief: A Reader. London: Routledge, 2005.
8. Hall S. Intorduction. In Representation: Cultural Representation and Signifying Practices, ed. Stuart Hall. London: Sage, 1997.
9. Hall S. Who needs ‘identity’? // Identity: A Reader. London: Sage, 2000. Pp. 15-30.
10. Hamilton B.M. The Sociology of religion. Theoretical and comparative perspectives. Routledge: London and New York, 2003. 235 p. 11. Kelman H.C. The place of ethnic identity in the development of personal identity: A challenge for the Jewish family // Coping with life and death: Jewish families in the twentieth century. Vol. XIV. New York; Oxford: Oxford, 1998. р. 3-26.
12. Laclau E. New reflection on the Revolution of our Time. London: Verso, 1990. 251 p.
13. Laclau E., Mouffe C. Hegemony and Socialist Strategy. London: Verso, 2001. 256 p.
14. Moberg M. First-, second-, and third-level discourse analytic approaches in the study of religion: moving from meta-theoretical reflection to implimintation in practice // Religion. 2013. Vol. 43 (1).
15. Mol H. Identity and the Sacred: A sketch for A New Social-Scientific Theory of Religion. Oxford: Basil Blackwell, 1976. 326 p.
16. Seul J.R. ‘Ours is the Way of God’: Religion, Identity, And Intergroup Conflict // Journal of Peace Research. 1999. Vol. 36. № 5.
17. Teun A. van D. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Sage Publications, 1998. 456 p.
18. Гришаева Е.И., Шумкова В.А. Консервативная модель православной идентичности: на материале анализа конфессиональных масс-медиа // Вестник ЛГУ имени А.С. Пушкина. 2017. № 1. C. 192-203.
19. Фуко М. Порядок дискурса / Воля к Истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. М., Касталь, 1996. С. 49-94.