16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2016-2-3-30-33

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В РОССИИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РАБОТУ С БЕЖЕНЦАМИ

Aннотация

В статье рассматриваются некоторые результаты анализа проблемы адаптации мигрантов-беженцев в свете современной социокультурной ситуации. Россия выработала определенные принципы и навыки в использовании добровольческой работы с беженцами за счет активного включения церковных и общественных институтов гражданского общества, бизнес-структур в систему социального партнерства. Этот опыт может быть применим также на территории Западной Европы, страны которой сегодня испытывают значительную миграционную нагрузку на социум.

Современная социокультурная ситуация в мире характеризуется, особенно в последнее время, весьма интенсивными непрекращающимися миграционными потоками населения из неблагополучных регионов, напрямую связанных с военными действиями и проведением массовых терактов. Известно, что в широком смысле миграция – это процесс пространственного перемещения людей между поселениями, регионами, странами. В более узком смысле под миграцией понимают совокупность переселений людей, связанных с изменением места жительства на постоянный или сравнительно длительный срок [6, с. 143]. Поэтому, это явление характеризует не просто механические перемещения групп людей, а достаточно сложные процессы, затрагивающие многие аспекты жизни людей, прежде всего, социальные, экономические, политические, этнические, нравственные, психологические, религиозно-духовные. Основным фактором, оказывающим непосредственное влияние на усиление миграционных потоков, который делает миграцию более масштабной, разнообразной и постоянной, если не сказать, катастрофической в ряде регионов мира, является сегодня увеличение практик насилия в глобальном масштабе, прежде всего, война в Ливии, Сирии, теракты в Ираке, Пакистане, военные действия на Украине.

Миграция, решая одни проблемы, способствует возникновению ряда социальных рисков, преодоление и предупреждение которых становится очень важным направлением социальной политики государства. На наш взгляд, одной из таких актуальных социальных проблем является проблема социокультурной адаптации беженцев-мигрантов в принимающий их социум. Создание благоприятных условий для социокультурной адаптации мигрантов, которая подразумевает совместное, двустороннее движение мигрантов и коренных жителей навстречу друг другу для поддержания гражданского мира, является непростой многонаправленной задачей [3].

Вместе с тем, государство, обладая многими властными полномочиями, не всегда в полной мере и в короткие сроки может справиться с ситуацией, поэтому весьма продуктивным в решении данной проблемы будет использование различных институтов гражданского общества и церкви. Поддерживаемая сегодня во всем мире идеология гуманизма мотивирует участников общественных отношений на изменение всей системы социальных институтов в направлении создания необходимых условий для реализации партнерских отношений в социуме в целом, в противовес идеологии социальной конфронтации [7; 8; 9; 10; 11]. В этом процессе весьма заметную роль играет Русская Православная Церковь. Именно христианская Церковь как носитель религиозной культуры предпринимает важные шаги в организации благотворительной деятельности, институтов поддержки, добровольчества закладывает базу оказания необходимой помощи и поддержки социально уязвимым слоям населения, каковы являются сегодня и беженцы. Поэтому сегодня как никогда в нашей стране особую значимость приобретает социальная активность Русской Православной церкви, поскольку формы, методы милосердной конфессиональной деятельности прошли испытания веками и оправдали себя в различных этнических и социальных сообществах.

В современном мире решение огромного количества социокультурных кризисных явлений возможно во многом через использование социального партнерства государства, религиозных структур и бизнеса. Как пишет В.В. Комаровский, «…в России социальное партнерство, его формирующаяся модель, выступает и как определенного рода амортизатор социальной напряженности» [2, с. 24]. Поэтому современные социальные процессы обусловливают передачу части полномочий от государственных институтов социальной защиты населения негосударственным субъектам. И одним из актуальных в нашей стране на сегодняшний день направлений взаимодействия государства, церкви, бизнес-структур и общественных объединений является помощь мигрантам-беженцам.

Согласно официальным данным УФМС России, на конец августа 2015 года на территории России находятся 733 тыс. граждан Украины, прибывших в нашу страну в связи с непростой ситуацией на их родине. С ходатайством о признании беженцем и за получением временного убежища обратились 78 тыс. человек, 66 из 85 субъектов всех федеральных округов России разместили беженцев из юго-восточных районов Украины в пунктах временного размещения. В настоящий момент в пунктах временного размещения в различных регионах России находятся порядка 52 тыс. человек [5].

Государство в таких условиях не может самостоятельно обеспечить социальной защитой прибывающее население, а граждане России принимают посильное участие в судьбе беженцев, оказывая натуральную помощь, предоставляя жилье. Это обуславливает масштабное развитие такой деятельности, как добровольчество, в которую включаются религиозные организации, общественные организации, учреждения сферы культуры и социальной защиты, организации юридического профиля и другие социальные институты; а также актуализирует диалог государства, церкви и общества через развитие системы социального партнерства, ориентированной на работу с беженцами. Многие социальные проблемы сегодня решаются в рамках диалогических, партнерских отношений государства и церкви. Оказание помощи другим людям, безвозмездная работа волонтера обретает разнообразные формы: это не только пожертвование личным временем, физический труд, но и любая другая деятельность, основой которой является его человеческие и социальные ресурсы, направленные на благо нуждающихся в посторонней помощи людей [1]. И здесь на помощь может прийти исторический опыт нашей страны, из которого можно извлечь много полезного.

Необходимо иметь в виду тот факт, что российское историческое социально-культурное прошлое находится в органичной связи с религиозной (прежде всего христианской) культурой. При обращении к социальной сфере, можно утверждать, что базой для формирования отечественной парадигмы социальной помощи явилась христианская культура: достаточно вспомнить периоды общественной благотворительности и общественного призрения в мировой социальной истории. Именно христианская Церковь как носитель религиозной культуры предпринимает первые шаги в организации благотворительной деятельности, институтов поддержки, добровольчества закладывает базу оказания необходимой помощи и поддержки социально уязвимым слоям населения, каковы являются сегодня и беженцы.

Сегодня в нашей стране социальная активность Русской Православной церкви, как никогда, приобретает особую значимость, поскольку формы, методы милосердной конфессиональной деятельности прошли испытания веками и оправдали себя в различных этнических и социальных сообществах. Отличительной особенностью конфессионального социального служения является то, что его стабильная основа – особое понимание и обоснование милосердия, которое рассматривает любовь к ближнему как реализацию божественных заповедей, служение бедствующим людям – как служение Богу [4, с. 56.].

В рамках Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 г., в России идет активная работа по социокультурной адаптации беженцев-мигрантов с привлечение в данную деятельность различных институтов гражданского общества и церкви. Совместными усилиями различных автономных некоммерческих организаций, федеральной миграционной службой, церковными организациями, высшими учебными заведениями различного профиля в Российской Федерации разработана целая программа, которая включает в себя курс занятий по русскому языку, истории России, законодательству РФ, экскурсии по регионам, принимающим беженцев-мигрантов. Данная программа предназначена, в первую очередь, для иностранных граждан, которые желают остаться на постоянное место жительство в Российской Федерации, и имеющим желание в кратчайший срок быть включенными в социальное и культурное пространство российского общества через освоение ими навыков и знаний в области русского языка, основ законодательства Российской Федерации, истории, культуры и традиций народов России, правил поведения, принятых в российском обществе.

Также для обучающихся мигрантов организуются занятия в духовно-просветительских центрах Русской Православной Церкви, функционирующих на всей территории страны.

Учреждения культуры – клубы, библиотеки, музеи – предлагают иностранным гражданам интеграционные мероприятия, направленные на информирование о культуре и традициях народов России, правилах поведения, принятых в российском обществе. На проводимых культурно-массовых мероприятиях работники культуры обращают внимание посетителей, особенно молодежи, на многонациональный уклад нашего государства, недопущение межнациональных конфликтов и распространение экстремизма.

В центрах правовой информации, библиотеках, а также в различных приходах и монастырях представлена информация о предоставляемых услугах и адресно-реквизитные сведения учреждений и организаций, осуществляющих защиту прав мигрантов-беженцев.

Сегодня достаточно высоко ценится роль организация гражданского общества, церкви, и также ясно прослеживается тенденция передачи государством части своих функций социальной защиты и поддержки и населения организациям независимого сектора. Добровольческий труд выступает основным трудом, создающим гражданское общество, аккумулирующим его специфику.

Современная глобальная социально-политическая ситуация в мире эхом отразила комплекс экономических, социально-культурных, правовых проблем, связанных с притоком беженцев: пробелы миграционного законодательства, ухудшение криминогенной обстановки в российских регионах-реципиентах, несбалансированность рынка труда, перегруженность жилищных фондов, образовательных учреждений дошкольного и среднего образования и пр. В связи с этим вызывает необходимость актуализации добровольческой работы с беженцами за счет активного включения институтов гражданского общества, бизнес-структур и церковных организаций в систему социального партнерства.

В качестве некоторых выводов можно отметить, во-первых, интенсивные миграционные процессы населения из неблагополучных регионов, затрагивающие многие все аспекты жизни людей становятся важнейшей задачей социальной политики государства. Одной из таких актуальных социальных проблем является проблема социокультурной адаптации беженцев-мигрантов в принимающий их социум, решить которую можно только через взаимодействия государства, бизнес-структур, общественных объединений и церкви на основе социального партнерства. Во-вторых, в процесс социокультурной адаптации беженцев-мигрантов в России вовлечено сегодня немалое количество социальных институтов гражданского общества, наряду с властными структурами в эту работу включены высшие учебные заведения, бизнес-сообщества, учреждения культуры, социальной защиты, правозащитных организаций, религиозного сообщества. В-третьих, опыт нашего государства в использовании добровольческой работы с беженцами за счет активного включения институтов гражданского общества, бизнес-структур и религиозных организаций в систему социального партнерства может быть применим также на территории Западной Европы, страны которой сегодня испытывают значительную миграционную нагрузку на социум.

Список литературы

1. Декларации принципов толерантности Юнеско (принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) // Сайт Юнеско. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml

2. Комаровский В.В. Система социального партнерства в России // Социологические исследования. 1998. № 2.

3. Мукомель В.И. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики. Мир России. 2014. №1. С. 34-50. URL: http://www.demoscope.ru/ weekly/2011 /0467/ analit01. php.

4. О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви. Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 2011. №3. С. 55-59.

5. Официальный сайт ФМС РФ // Сайт ФМС РФ. URL http://www.fms.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID=99838.

6. Шостак С. Механизмы культурной диффузии // Социология: теория, методы, маркетинг. 2005. №3. С. 142-164.

7. Frank A., Smith A. The Partnership Handbook. URL: http://www1.servicecanada.gc.ca/eng/epb/sid/ cia/comm_devesid/cia/comm_deve/cdhbooke.pdf.

8. Multi-Stakeholder Partnerships. URL: http://www.globalknowledgepartnership.org.

9. Tocqueville A. Valk J.M.M., Kinneging A., Rétrécy H. Democratie: wezen en oorsprong: de belangrijkste gedeelten uit: Over de democratie in Amerika, Het ancien régime en de revolutie (2 ed.). Kampen: Agora, 2005.

10. Waddock S. Building Successful Social Partnership // Sloan Management Review. 1988. № 4 (Vol. 29). Рр. 17-23.

11. Wilson А., Charlon К. Making partnership work // J. Roundtree Foundation. 1998. №1. Рр. 4-15.