16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2016-2-1-7-11

КОНВЕРГЕНЦИЯ ПРОБЛЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Aннотация

В статье приводится критический анализ возникающих проблем модернизации системы высшего профессионального образования. Рассматривается клиентоориентированный подход управления системой высшего профессионального образования метод диагностики, управления и развития образовательного учреждения, а также повышения его конкурентоспособности.

Особенности развития высшего образования на современном этапе определяются, во-первых, тем местом, которое занимает образование в современном общественном развитии, в частности, тем, что система образования модернизируется в одну из самых обширных и важных сфер социально-экономической деятельности, которая теснейшим образом связана и со всеми другими сферами общественной жизни: политикой, сферами как материального производства, так и духовной жизни. Во-вторых, особенности развития высшего образования принципиально определяются тем состоянием, в котором в последние десятилетия находится сфера образования, состоянием экспоненциального расширения, сопровождающимся острыми кризисными явлениями и поисками путей выхода из кризиса. Более того, образование на современном этапе развития общества воспринимается как необходимое условие получения работы [2]. Эти поиски носят как теоретический, так и практический характер, в их ходе проявляются характерные черты инновационной образовательной системы.

Высшее профессиональное образование, осуществляя масштабную деятельность, связанную, прежде всего с предоставлением образовательных услуг, включает в себя совокупность подсистем, направленных на интеграцию различных сфер общественной и социальной жизни (рис. 1).

Рис. 1. Структура системы высшего профессионального образования

Fig. 1. The structure of the system of higher education

Развитие высшего образования в современных условиях ориентировано главным образом на решение следующих проблем:

– организации доступа к образованию, который бы удовлетворял образовательные потребности людей в ХХI веке (образование должно стать доступным с раннего детства в течение всей жизни человека);

– обеспечения равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования;

– повышение качества образования и достижение его релевантности, т.е. соответствия запросам общества;

– резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы [4].

Вышеперечисленные проблемы должны разрешаться в условиях увеличения числа обучающихся при практически повсеместном сокращении государственных средств, выделяемых на одного обучаемого. Сложность проблем в сочетании с сокращением государственного финансирования требует пересмотра роли и функций государства, предприятий, учебных заведений, семьи, самих обучающихся в финансировании и организации образования.

Синтезируя историческое развитие высшего профессионального образования в России, анализируя недостатки и преимущества образовательной системы, нами выделены основные проблемы высшего профессионального образования в преломлении социально-экономической платформы.

1. В системе управления российским образованием отсутствует система комплексного прогнозирования и планирования, основанная на прогнозах рынка труда и технологического развития. Распределение Минобрнауки России бюджетных мест в приоритетном направлении не имеет задачи мониторинга рынка труда (исключениями пользуются медицинские направления подготовки и специальности подготовки специалистов в сфере МВД), и стратегии экономического развития страны.

2. Снижение качества подготовки специалистов и менеджеров. В России достаточное количество выпускников с дипломами образования разного уровня, но остро не хватает именно квалифицированных кадров, в первую очередь инженерных и естественнонаучных специальностей. При этом, работодатели отмечают, что в настоящее время также недостает квалифицированных менеджеров и юристов.

3. «Утечка мозгов», статистическое измерение феномена которой в России выражается в следующих показателях: 2,4 млн. человек, отошедших от научной деятельности,
1,5 млн. докторов и кандидатов наук, эмигрировавших из страны. Потеря только одного ученого обходится государству в 300 тыс. долл. Ежегодный ущерб, наносимый России оттоком научных кадров, оценивается в 50 млрд. долл. С этим и связано практическое уничтожение научных школ.

4. Низкий уровень системы оплаты труда и падение социального статуса преподавательской, научной и инженерной деятельности. Внедрение различных программ государства по повышению уровня престижности педагогических специальностей в настоящее время, к сожалению, не достигла планки повышения конкурентоспособности педагогических специальностей, а также их востребованности абитуриентами.

5. Модернизация системы высшего профессионального образования, переход на двухуровневую систему образования, получение диплома бакалавра по различным направлениям и специальностям не находит спроса у работодателей. Причинами такой не востребованности бакалавриата, как первого уровня высшего образования специалиста могут быть следующие: низкий уровень полученных знаний специалиста, повышенная конкуренция на рынке труда (большой поток специалистов и магистров), объективизм политики отдельных компаний и др.

6. В системе российского образовании значительно ослаблена одна из архиважных функциональных основ – формирование, развитие и трансляция ценностей, убеждений и норм поведения, обеспечивающих устойчивое развитие российского общества. В результате распространяются различные модели поведения населения, противоречащие стратегии модернизации страны.

7. Недостаточное финансирование системы высшего образования. По оценке некоторых специалистов сегодня в России на образование приходится 2,9% ВВП, тогда как в развитых странах – 4-5%. В пересчете на абсолютные цифры это означает, что по западным стандартам российское образование ежегодно недополучает примерно 250 млрд. рублей, или около 8,5 млрд. долларов [5].

8. Проблема взаимодействия вуза с выпускниками и сферой их трудовой деятельности. К сожалению, многие российские вузы не стремятся устанавливать прочные деловые связи со своими выпускниками, которые могут быть ценным источником информации о реальных процессах и тенденциях, происходящих в профильной отрасли экономики. Работодатель и выпускник практически не привлекаются к разработке и реализации программ совершенствования качества подготовки специалистов.

В рамках Болонского процесса вузам необходимо разрабатывать учебные программы, которые будут соответствовать международным стандартам. При переходе к двухуровневой системе обучения – бакалавр + магистр, учебные заведения столкнулись с проблемой изменения учебных планов, программ и т.п. Также возникла необходимость адаптации имеющихся курсов не только к новой системе, но и к зарубежным аналогам. Для того чтобы студенты без ущерба для своего образовательного процесса могли участвовать в программах мобильности, вузам следовало привести в соответствие всю документацию и наладить сам процесс обучения [3].

Представленный список, конечно же, не несет в себе весь спектр существующих проблем системы высшего профессионального образования. Современный механизм функционирования вуза возможно сформировать путём коренной реорганизации действующей системы управления, используя накопленный ей положительный опыт и привлекая в неё новые организационные элементы, повышающие органичность и адаптивность к изменениям внешней и внутренней среды [6]. Неоспоримым фактом является то, что необходима трансплантация высшего образования в гибкую, динамичную систему, направленную на продвижение клиентоориентированного подхода.

Клиентоориентированный подход позволяет управлять отношениями с клиентами, проводить мониторинг клиентов и рынка, поддерживать и развивать наиболее ценных и значимых клиентов, выводить из системы клиентов, представляющих для образовательного учреждения баласт и обновлять систему новыми продуктивными клиентами [1].

Таким образом, клиентоориентированный подход рассматривает клиентов, как основной ресурс, обеспечивающий ее прибыльность, эффективность и конкурентоспособность. В рамках клиентоориентированного подхода качестве внутренних клиентов – потребителей услуг, предоставляемых высшим учебным заведением, выступают:

1.  Студенты университета, обучающиеся различных факультетов, курсов и образовательных программ университета и представляющие собой основной контингент внутренних потребителей услуг университета. Они отнесены к категории «прямых клиентов», непосредственно использующих результаты деятельности университета по всем направлениям. Специфика клиентоориентированного подхода в контексте изучении деятельности вуза, по нашему мнению, заключается в рассмотрении роли студента как основного звена образовательного процесса.

2.  Преподаватели университета – данная группа клиентов включает в себя профессорско-преподавательский состав, работающий в университете согласно штатному расписанию на основе трудового договора и(или) соглашения. К преподавателям университета отнесены лица, занимающие следующие должности: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор; также преподавателями являются лица, находящиеся на административных должностях, но осуществляющие преподавательскую деятельность и участвующие в учебном процессе в любой из его форм (лекция, семинар, практическое занятие, зачет, экзамен и др.).

3.  Администрация университета – представляет собой людей, осуществляющих управление университетом. К этой группе
клиентов – потребителей результатов деятельности университета, отнесены ректор и проректора университета, начальники и заведующие управлениями высшего учебного заведения, а также заведующие кафедрами, деканы и директоры институтов, научно-образовательных центров, лабораторий, конструкторских бюро и иных подразделений вуза.

4.  Персонал/сотрудники университета – представляют собой группу пользователей, состоящую из научных сотрудников, работников вышеперечисленных отделов и управлений, а также вспомогательного и обслуживающего персонала всех подразделений университета.

5.  Обучающиеся на курсах повышения квалификации, дистанционной форме обучения и других формах – клиенты университета, пользующиеся его услугами по собственному желанию или по направлению от места работы, на коммерческой основе или согласно целевым федеральным, региональным и муниципальным программам, получающие в итоге диплом или сертификат государственного или установленного образца [8].

Внешними клиентами учреждений высшего профессионального образования являются:

1. Абитуриенты – часть населения, имеющая реальную или потенциальную возможность воспользоваться услугами университета по вопросу приобретения высшего образования. Данная группа может быть разделена на реальных абитуриентов (абитуриенты, подавшие документы на поступление), потенциальные абитуриенты – часть населения (преимущественно молодежь региона), которая имеет возможность стать студентами университета. К этой группе могут быть также отнесены учащиеся старших классов школ (лицеев, гимназий), колледжей, техникумов и училищ, выпускники вышеперечисленных заведений. Как отдельную категорию в этой группе можно выделить «потерянных» абитуриентов, выбор которых был сделан не в пользу университета. С нашей точки зрения, увеличение или уменьшение численности представителей данной группы может выступать ярким свидетельством повышения или понижения конкурентоспособности конкретного образовательного учреждения.

2. Родители – группа лиц, ответственных за выбор вуза студентами и абитуриентами, заинтересованных в их сотрудничестве с университетом, и являющихся с одной стороны косвенными пользователями результатов деятельности университета, а с другой, чаще всего, непосредственными заказчиками, оплачивающими полученную услугу, контролирующими и наблюдающими качество результата. К данной группе могут быть отнесены все лица, имеющие подтвержденное юридическими документами родство со студентами и абитуриентами университета. При этом, данный объект исследования может быть также разделен на категории: родители студентов, родители реальных абитуриентов, родители потенциальных абитуриентов, родители «потерянных» абитуриентов.

3. Работодатели – группа лиц, пользующаяся результатами деятельности университета в виде обученных специалистов по направлениям подготовки университета. Данная группа может быть разделена на две подгруппы: реальные работодатели – руководители организаций, у которых в штате работают выпускники университета; потенциальные работодатели – руководители организаций, где проходят практику студенты университета и руководители организаций, где потенциально может быть использован труд выпускников университета (согласно выпускаемым специальностям) [7].

Таким образом, модернизация высшего профессионального образования напрямую связана с экономикой через обеспечение предпринимательских структур кадрами. Экономика, основанная на знаниях, означает, что главный ресурс – это кадры. Приоритет в подготовке кадров обусловлен требованиями нового технологического уклада экономики.

Проникновение высшей школы в сферу материального производства в развитых странах является движущей силой научно-технического прогресса, она обеспечивает ускорение процесса замещения технологического уклада в экономике. Интеграция образовательного, исследо­вательского и производственного процессов обеспечивает синергетический эффект и приводит к значительным институциональным изменениям.

Список литературы

1. Гулей И.А. Управление организационной культурой в системе высшей школы // Управленец. Екатеринбург. №1. 2013. С. 68-76.

2. Гуськова Е.А., Шавырина И.В. Интеллектуальный потенциал современного вуза как системный феномен // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. №1. С. 227-231.

3. Данакин Н.С., Шутенко А.И. Образовательные инновации как фактор повышения конкурентоспособности современного вуза // European Social Science Jornal. 2015. №4. С. 114-118.

4. Делягин М. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис / М. Делягин. М.: Вече, 2008. 528 с.

5. Иванов С.Ю. Основные тенденции и перспективы развития системы высшего образования в России // Almamater. 2009. №2. С. 5-9.

6. Куликова О.В., Целютина Т.В. Перспективы развития интернационализации высшего образования // Фундаментальные исследования. 2015. №7-3. С. 610-614.

7. Шавырина И.В. Корпоративная газета вуза как эффективный инструмент маркетинга образовательных услуг // Научный альманах. 2015. №9 (11). С. 1580-1582.

8. Avilova. Z.N., Gulei I.A., Shavyrina I.V. Formation of the Customer-Centric Organizational Culture of the University as a Factor of Effective Social and Economic Development of the Region // Mediterranean Journal of Social Sciences. June2015, Vol. 6. №3. Pр. 207-216.