16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-1-0-7

Этноконфессиональная идентификация религиозного меньшинства (на примере Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России)

Aннотация

В статье на основе разных теоретико-методологических подходов и данных онлайн-опроса анализируется процесс этноконфессиональной идентификации членов Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России (ЦХАСДР). Эта Церковь, как и другие протестантские организации, в российском обществе относится к числу религиозных меньшинств, но среди ее приверженцев преобладают русские, то есть представители этнического большинства. Это вносит специфические особенности в самоопределение ее членов в аспекте религиозной и этнической принадлежности и требует корректировки методик западных социологов, применяемых для исследования религиозных меньшинств. В качестве базовых переменных в онлайн-опросе выступали пол, возраст, продолжительность членства в Церкви, семейно-брачный статус, уровень образования, род занятий. В опросе приняли участие адвентисты, проживающие в столичных мегаполисах (Москве и Санкт-Петербурге) и 20 субъектах Центрального, Приволжского, Северо-Западного, Южного, Северо-Кавказского и Сибирского федеральных округов. Это позволило определить некоторые территориальные тенденции. Большое внимание уделяется роли социального служения ЦХАСДР в этноконфессиональной идентификации ее членов, т. к. этому направлению социальной деятельности данная религиозная организация уделяет значительное внимание и первой в мире среди Церквей Адвентистов Седьмого Дня разработала и приняла к реализации свое социальное учение. Вторичный анализ эмпирических данных позволил провести ряд сопоставлений в идентификационных процессах у православных, мусульман и адвентистов.


Введение (Introduction). В настоящее время наибольшее влияние на реальную жизнь оказывает симбиоз этнических и религиозных (конфессиональных) факторов (Вера. Этнос. Нация, 2009: 3). Вследствие тесной связи данных факторов насущной становится задача выявления позитивного потенциала разных религий и мировоззрений в предотвращении конфликтов на этнонациональной почве (Мчедлова, 2016: 40). С учетом этнического и конфессионального многообразия российского общества вопрос изучения этноконфессиональных идентификационных процессов приобретает особую актуальность.

С начала 1990-х гг. в российском обществе одной из наиболее динамично развивающихся конфессиональных групп является протестантизм. (Протестантизм..., 2012: 529). Также, как в Русской православной церкви, среди членов протестантских объединений преобладают русские (Арена: 2012). Протестантизм в России по сути является второй по численности и реальному влиянию религией среди русских (Протестантизм..., 2012: 558). Многовековая история проживания и укоренения протестантов на российской территории содействовала превращению протестантизма в одну из традиционных конфессий. Более того, в нашей стране сформировался уникальный феномен «русского протестантизма», отличный от западных версий этого направления христианства (Там же: 465, 539-601).

По количеству прихожан российские протестанты относятся к религиозным меньшинствам, то есть к социальным группам, которые в западной социологии характеризуются с позиций уязвленности, дикриминируемости и отчужденности от основной части общества (Basedau, Fox, Zellman, 2023; Petri, 2021). Однако протестанты в России не изолированы, не отчуждены от общества. Они активно участвуют во всех сферах национальной жизни (Протестантизм..., 2012: 488). По вовлеченности членов протестантских конфессий в религиозные практики, их глубокому проникновению в догматические основы, стремлению к консолидации и повседневному взаимодействию они заметно контрастирует с качественными характеристиками общероссийской религиозности (Каргина, 2018: 74). Поэтому тема протестантизма в России, идентификационных процессов в протестантской среде не заслуживает статуса «спорадических случаев исследовательского энтузиазма» (Протестантизм..., 2012: 7).

Итак, российские протестанты в конфессиональном плане – это религиозное меньшинство, а в этническом аспекте – представители большинства (русских). Это сочетание не может не влиять на их этноконфессиональную идентификацию, но данный процесс требует глубокого научного анализа.

Протестантизм в России многообразен. Поэтому важно исследовать не только общие тенденции, но и конкретные протестантские сообщества. В данной статье предметом исследования является этноконфессиональная идентификация членов Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России. Ключевые особенности его вероучения и религиозного поведения приверженцев – доктринально обоснованное почитание субботы и здорового образа жизни. Это протестантское направление появилось в России в начале 1880-х гг. Первоначально его последователями были исключительно немецкие колонисты. Но уже в 1890 г. в Ставрополе была создана русская адвентистская община (История религий России, 2004: 426). Сегодня общины Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России представлены во всех федеральных округах. Духовно-административный центр ЦХАСДР находится в поселке Заокский Тульской области. На его территории располагаются духовная образовательная организация высшего образования «Заокский университет Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня», издательство «Источник жизни», тепличный комплекс.

Адвентисты в России – это первая церковь АСД в мире, разработавшая свое социальное учение (Протестантизм…, 2012: 555). Различные направления социального служения реализуют религиозные объединения адвентистов и российское представительство международной гуманитарной организации «Адвентистское агентство помощи и развития» (Adventist Development and Relief Agency – ADRA). В качестве приоритетных направлений выступают: работа в области здорового образа жизни, по преодолению никотиновой и алкогольной зависимости, по профилактике наркомании, СПИДа, по борьбе со стрессом, с различными заболеваниями, по подготовке молодежи к браку, по укреплению семейных взаимоотношений, по оказанию помощи детским домам, больным, престарелым (Основы социального учения: 2017: 211-213). Социальное служение ЦХАСД – основной канал ее взаимодействия с полиэтническим и многоконфессиональным российским обществом. Поэтому эта сторона религиозной деятельности адвентистов также представляет большой интерес в рамках тематики данной статьи.

Методология и методы (Methodology and methods). Важным для исследования процесса этноконфессиональной идентификации представляется рефлексивный подход, предполагающий выявление комплекса смыслов, проецируемых «изучаемым субъектом на свою жизненную ситуацию в контексте своих осуществляемых и возможных в ней ориентаций и действий» (Лебедев, Старченко, 2022: 53).

Западные социологи для анализа этнической и религиозной принадлежности широко применяют теорию рационального выбора, согласно которой люди действуют рационально, чтобы максимизировать выгоды и минимизировать затраты, в том числе от этнического и религиозного самоопределения (Kim, 2011: 321). Однако необходимо учитывать методологическое замечание М.П. Мчедлова о том, что в процессе этноконфессиональной идентификации к осознанному выбору добавляются подсознательные установки, стереотипы, воспроизводящие этноконфессиональные традиции и предпочтения (Религия в самосознании народа, 2008: 13).

С. В. Рыжова определяет этноконфессиональную идентичность как одну из форм этнической идентичности, возникающую, когда религиозность становится значимым маркером этнического самоопределения (Рыжова, 2019: 49). Опросы россиян из религиозных групп православных и мусульман подтверждают приоритет этнической составляющей над конфессиональной в различных сферах их жизнедеятельности (Белова, 2010: 100). Однако если в исследованиях наряду с данными группами участвуют протестанты, то у них, в отличие от православных и мусульман, обнаруживается приоритетная роль конфессионального фактора в различных повседневных ситуациях, а также более высокие показатели религиозной идентификации и связи с религиозной общиной (Этносы и конфессии Сургута, 2007: 99-103).

Вопрос этноконфессиональной идентификации членов ЦХАСД входил в задачи онлайн-опроса, проведенного в мае 2022 г. Полевой этап исследования осуществила Ю. А. Федоскина. В основе построения случайной выборки был сетевой принцип формирования. В опросе приняли участие 100 адвентистов, представляющих 22 субъекта РФ: столичные мегаполисы (Москва и Санкт-Петербург) – 10%; Московская область – 19%; Ивановская область – 16%; Тульская область – 11%; другие регионы Центрального федерального округа (Ярославская, Владимирская, Тверская, Воронежская, Рязанская, Смоленская области) – 14%; регионы Приволжского федерального округа (Нижегородская, Саратовская области, Пермский край) – 17% и другие регионы России – Архангельская и Псковская области (Северо-Западный федеральный округ), Краснодарский край и Республика Крым (Южный федеральный округ), Кабардино-Балкарская Республика и Республика Дагестан (Северо-Кавказский федеральный округ), Иркутская область и Красноярский край (Сибирский федеральный округ) – 13%. Таким образом, в выборку вошли адвентисты из шести федеральных округов. Не представленными оказались Уральский и Дальневосточный федеральные округа.

Среди опрошенных адвентистов 71% женщин и 29% мужчин, что соответствует соотношению женщин и мужчин в протестантских общинах России (Религия в самосознании народа, 2008: 195).

В исследовании приняли участие адвентисты в возрасте от 15 до 82 лет, большинство из них представляют молодежь до 35 лет (58 %), что объясняется особенностями онлайн-опроса. Распределение по возрастным группам следующее: 15-20 лет – 15%; 21-25 лет – 16%; 26-35 лет – 22%; 36-40 лет – 15%; 41-50 лет – 14%; 51 год и старше – 13%. Последняя группа            является исключительно женской. Наибольшая доля мужчин отмечена в группе 36-40 лет (47%).

По семейному положению, примерно равными оказались группы не состоящих в браке (46%) и состоящих в зарегистрированном браке (45%), а также разведенных (5%) и вдовствующих (4%).

Характерная особенность онлайн-опросов – участие в них респондентов с более высоким уровнем образования. Это подтвердило и данное исследование. Среди опрошенных адвентистов половина имеют одно или несколько высших образований; 14% – незаконченное высшее; 20% – среднее профессиональное; 10% – общее среднее. Встретились и те, кто закончил аспирантуру, получил ученую степень (3%), а также имеющие начальное профессиональное образование (2%) и неполное среднее образование (1%). Более высокий уровень образования имеют опрошенные мужчины.

По роду занятости распределение респондентов следующее: работающие – 44%, учащиеся – 24%, совмещающие работу с учебой – 19%, неработающие пенсионеры – 5%, работающие пенсионеры и неработающие, занимающиеся домашним хозяйством, – по 4%. Группы неработающих – исключительно женские.

Таковы основные социально-демографические характеристики адвентистов, участвовавших в опросе, подтверждающие его репрезентативность.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Полученные данные раскрывают активную включенность адвентистов в жизнь религиозной общины. Стаж членства в Церкви более 20 лет имеют 40% опрошенных, от 15 до 20 лет – 19%, от 10 до 15 лет – 13%, от 5 до 10 лет – 15%, от 1 года до 5 лет – 9%, менее года – всего 4%.

Для характеристики идентификационных процессов необходимо учитывать не только количественные показатели членства в религиозной общине, но и содержательные характеристики отношения к ней. Поэтому в анкету был включен вопрос о личном восприятии образа ЦХАСД. Из предложенных вариантов наиболее часто выбирались два: «Общение с братьями и сестрами по вере» (87%) и «Место общения с Богом» (78%). Таким образом, Церковь для адвентистов – это прежде всего место духовных и социальных коммуникаций.

В Таблице 1 представлены данные, отражающие различия в восприятии образа Церкви у мужчин и женщин, а также у адвентистов с различной продолжительностью членства. Общение с единоверцами – самый значимый образ у тех, кто является членом Церкви от 11 до 15 лет, а также у мужчин. Место общения с Богом в наибольшей степени символизирует ЦХАСД у начинающих свое членство в ней (со стажем до 5 лет), у тех, кто имеет значительный опыт конфессиональной включенности (16-20 лет), а также у женщин. Возможность получить личную поддержку в Церкви наиболее значима для группы со средним стажем членства (11-15 лет). Образ организации, бескорыстно служащей людям, более близок женщинам и адвентистам с наибольшей продолжительностью членства (более 16 лет). С местом взаимопомощи ассоциируется образ ЦХАСД у четверти мужчины и у каждого пятого члена Церкви со стажем 6-10 лет, но совсем не ассоциируется у адвентистов с начальным и средним стажем членства.

В то же время все участники исследования оказывают помощь нуждающимся. К наиболее распространенным видам поддержки относятся: милостыня (80%); помощь на дому пожилым, тяжелобольным людям (62%); перечисление денежных средств в фонды и общественные организации (58%) и на счета больных (57%); передача игрушек, вещей и т. п. детским домам (52%); участие в сборе продуктов, вещей для жертв катастроф, стихийных бедствий (42%); волонтерство в социальных учреждениях (34%).

У большинства опрошенных адвентистов (74%) поддержка нуждающимся связана с социальным служением церкви. Это важно отметить в контексте данного исследования, т. к. церковное социальное служение – основной канал взаимодействия религиозной организации с социумом, в том числе с различными этническими и конфессиональными индивидами и группами. Тем более, что 88% респондентов уверены, что социальное служение ЦХАСД направлено на всех нуждающихся, независимо от их отношения к религии, а 86% доброжелательно относятся к людям с другим вероисповеданием или взглядами на религию.

Любая идентификация определяется не только внутриличностными потребностями и интересами, но и внешними факторами, отношением социального окружения. С позиций теории рационального выбора важна поведенческая результативность. В данном случае необходимо было узнать, каким образом участники опроса оценивают влияние социального служения ЦХАСД на российское общество. В подавляющем большинстве высказывались положительные мнения. Однако, по-видимому, в ответы вкладывались как реальные, так и потенциальные смыслы. Наиболее популярными были следующие суждения: «Укрепляет в обществе моральные ценности (милосердие, сострадание и т.д.)» (79%); «Содействует распространению здорового образа жизни» (77%); «Меняет в лучшую строну представление людей о Церкви» (59%). Следующие варианты по частоте выбора: «Помогает решать насущные социальные проблемы» (46%); «Способствует приходу в Церковь новых верующих» (38%); «Содействует межрелигиозному сотрудничеству» (21%).

Заключительную позицию уточняют ответы на вопрос о том, с какими религиозными организациями ЦХАСД может объединять усилия по вопросам социальной деятельности. Большинство опрошенных адвентистов (56%) считает, что сотрудничать можно с любыми религиозными организациями. То, что с другими религиозными объединениями совместной социальной деятельность проводить не нужно, считает только 5% участников исследования. Мнение о том, что можно сотрудничать с различными христианскими организациями, высказали 19% респондентов; за взаимодействие только с протестантскими объединениями – 12%. Сотрудничество с православными или иудейскими организация поддержали по 3% адвентистов, с мусульманскими – 2%. В целом эти данные говорят об открытости членов ЦХАСД для межконфессионального диалога в вопросах социального служения. При этом отмечены некоторые различия по регионам.

Наиболее значительные установки на сотрудничество с любыми религиозными организациями проявляют адвентисты из Тульской области (где находится духовно-административный центр ЦХАСДР) и из регионов ПФО, в которых действуют довольно многочисленные адвентистские организации. В меньшей степени настроены на объединение усилий с другими религиозными организациями адвентисты из Ивановской области. Также среди них наибольшая доля затруднившихся ответить и тех, кто отрицает необходимость подобного сотрудничества. Это отражает специфику религиозной ситуации в Ивановской области, в которой проживают представители более 30 религиозных направлений, однако региональный Межрелигиозный совет фактически не функционирует, а в межконфессиональный диалог в основном включаются православные (доминирующее большинство) и мусульмане. ЦХАСД и другие протестантские организации не имеют возможности реализовывать свой духовный и социальный потенциал.

При этом следует отметить, что ивановские адвентисты в основном оценили отношение к Церкви АСД в российском обществе как нейтральное (56%), 19% – как позитивное, 13% – как негативное, остальные 12% затруднились ответить. Наиболее полярные суждения высказали адвентисты из регионов ПФО: 53% – негативное, 35% – позитивное, 6% – нейтральное, 6% затруднились ответить. Наибольший разброс мнений по этому вопросу отмечен у адвентистов из Тульской области: 27% – позитивное, 27% – нейтральное, 27% – негативное, 19% затруднились ответить.

Позитивные оценки отношения к ЦХАСД в российском обществе чаще других давали представители возрастной группы 36-40 лет, женщины чаще мужчин. Нейтральные оценки наиболее характерны для более молодых адвентистов, а негативные – для группы 26-35 лет и мужчин.

Противоречивые оценки отношения к ЦХАСД в российском обществе коррелируют с личным опытом. Среди опрошенных адвентистов 2% сообщили, что часто переживают негативное отношение к себе из-за принадлежности к ЦХАСД; 29% периодически испытывают такое отношение; 35% раньше испытывали, а сейчас нет и 34% никогда не испытывали. Чаще других о негативном отношении говорили адвентисты из Москвы, Санкт-Петербурга и регионов ПФО, о позитивном – из Московской области и из других регионов ЦФО.

По переменной продолжительности членства в ЦХАСД чаще других об опыте негативного отношения к себе из-за конфессиональной принадлежности сообщали респонденты со стажем 16-20 лет; о том, что раньше такие случаи были, а сейчас нет, отвечали прихожане со стажем до 5 лет и прихожане с самой длительной продолжительностью членства; о том, что никогда такого отношения не встречал(а) – начинающие прихожане.

В качестве одной из причин негативного отношения к адвентистам на институциональном и индивидуальном уровне является стереотип восприятия протестантов в России как сугубо западного феномена, чуждого отечественной культуре (Религия в самосознании народа, 2008: 184, 212). Это создает для российских протестантских организаций как религиозных меньшинств ситуации риска, т. е. неопределённости, основанной на дихотомии реальной действительности и возможности (Кравченко, 2009: 39).

То, что адвентисты и другие протестанты не представляют этнокультурной опасности для российского общества, подтверждают данные проведенного онлайн-опроса. По этническому самоопределению доминирующее большинство его участников относит себя к русским (81%). Еще 4% респондентов указали диффузную идентичность: украинско-русская национальность, русско-украинско-польская национальность, русско-азиатская национальность, турко-русская национальность. Практически все опрошенные адвентисты (97%) родным языком называют русский.

В качестве основных маркеров этнической самоидентификации респонденты указали следующие: язык (53%); обычаи, уклад жизни (49%); общая государственность (43%); историческое прошлое (43%); традиционные ценности (41%); черты характера, психология (38%).

Адвентисты проявляют большой интерес к историко-культурному наследию и традициям своего народа. Более половины опрошенных посещают музеи, смотрят документальные фильмы, телепередачи, видео в Интернете; почти половина интересуется историей города (населенного пункта) своего проживания, смотрит художественные исторические фильмы; почти каждый четвертый читает историческую литературу. Не проявляют интереса к национальной истории и культуре только 6 % респондентов.

Наиболее часто смотрят документальные фильмы, телепередачи, видео в Интернете те, кто совмещает работу с учебой; посещают музеи обучающиеся, пенсионеры и неработающие; проявляют интерес к локальной истории своего города или населенного пункта, смотрят художественные исторические фильмы и читают историческую литературу пенсионеры и неработающие. Не проявляющих интереса к изучению истории и культуры своего народа среди последней категории вообще нет.

В «Основах социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России» осуждаются любые формы национализма и шовинизма, признается необходимым уважительное отношение ко всем народам планеты, содержится призыв к открытому культурному диалогу (Основы социального учения, 2017: 178).

Большинство респондентов (72%) проявляет интерес к культуре других народов, который выражается в изучении семейных традиций, национальной кухни, религиозных традиций, в ознакомлении с прикладным искусством, народными сказками, песнями, народным костюмом.

В качестве главных факторов, определяющих отношение к представителям другой национальности, культуры участники исследования назвали собственный опыт общения (60%) и семейное воспитание (53%). По переменной семейно-брачного статуса первый фактор преобладает у тех, кто никогда не состоял в браке, второй – у тех, кто состоит в официальном браке. По полу заметных расхождений не обнаружено. По возрасту различия более явные. Собственный опыт общения более значим для молодежи, особенно для группы 26-35 лет; семейное воспитание – для группы 41-50 лет и молодежи до 25 лет; традиции дружбы народов и позиция ЦХАСД по национальному вопросу – для самой старшей возрастной группы; правовое обеспечение равноправия народов – для самой младшей группы; Интернет и социальные сети – для группы 26-35 лет; мнения друзей и знакомых и СМИ – для группы 36-40 лет. Наибольшее число затруднившихся ответить выявлено в группе 50+.

Несмотря на то, что преобладающая часть респондентов по этнической принадлежности относится к русским, более трети (35%) указали на то, что часто (3%) или иногда (32%) встречают факты неуважения или ущемления прав из-за своей национальности.

Самое благожелательное отношение фиксируется в регионах ПФО и Ивановской области. Наиболее часто случаи неуважительного отношения по этническому признаку отмечаются в Москве, Санкт-Петербурге и Тульской области. Что касается столичных мегаполисов, то эмпирические исследования зарубежных и российских социологов фиксируют в них наиболее активные социальные процессы, включая миграционные, национальные и религиозные трансформации (Кублицкая, 2022: 137), что повышает вероятность ситуаций этнокультурного непонимания. В отношении Тульской области, где, как уже отмечалось, находится общероссийский адвентистский центр, можно предположить, что здесь более значительное влияние на отношение местного населения оказывают этноконфессиональные стереотипы. Русский, не являющийся православным, воспринимается в рамках стереотипного мышления негативно.

Проведенный онлайн-опрос подтвердил приоритет религиозной составляющей в структуре этноконфессиональной идентификации, что коррелирует с результатами предшествующих исследований протестантских сообществ, о которых в статье уже говорилось.

Наименьшее значение как этнический, так и конфессиональный факторы имеют для адвентистов при выборе партнера по деловым отношениям, т. е. в сфере формальных коммуникаций.

Особенно значим фактор вероисповедания при выборе брачного партнера, спутника жизни. Это ответственное решение предполагает близкую коммуникацию с человеком в течение всей жизни. Видимо, по этой причине адвентисты хотят видеть своим супругом/супругой человека, который бы разделял их взгляды на религию, чтобы в семье не было недопонимания по вопросам веры, религиозных практик, например, в отношении субботы. В социальном учении ЦХАСД большое внимание уделяется вопросам семьи, формируется отношение к этому социальному институту как сердцу общества (Основы социального учения, 2017: 25). Поэтому создание семьи для адвентиста является религиозно мотивированным действием и выступает фактором защиты и сохранения своего вероисповедания, что отчасти объясняется принадлежностью к религиозному меньшинству.

Заключение (Conclusions). Проведенное исследование показывает, что процессы этноконфессиональной идентификации членов Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России обусловлены комплексом субъективных и объективных, внутренних и внешних факторов.

Определяющее влияние оказывает религиозная община, не только объединяющая прихожан в вопросах веры, но и ориентирующая их на активное социальное служение.

Адвентисты в своей духовной и социальной деятельности руководствуются теми же традиционными ценностями, что и православные, и мусульмане. Они являются приверженцами русской культуры и культуры других народов России.

Осознание конфессиональной и этнической принадлежности происходит у адвентистов через открытость к межконфессиональному и межэтническому взаимодействию.

Представители этого религиозного меньшинства не являются замкнутой группой, отделяющей себя от этноконфессионального большинства. Это активные патриоты, стремящиеся деятельно помогать Родине.

Список литературы

Арена. Атлас религий и национальностей Российской Федерации. М.: Исследовательская служба «Среда», 2012. 240 с.

Белова Т. П. Городское пространство как сфера этноконфессиональных отношений // Социологические исследования. 2010. № 12. С. 94-106.

Вера. Этнос. Нация. Этнический компонент религиозного сознания / ред. кол.: М. П. Мчедлов (отв. ред.), Ю. А. Гаврилов, В. В. Горбунов и др. 2-е изд., испр. и доп. М.: Культурная революция, 2009. 400 с.

История религий в России: Учебник. Изд. 2-е, доп. / Под общ. ред. О. Ю. Васильевой, Н. А. Трофимчука. М.: РАГС, 2004. 696 с.

Каргина И. Г. Значимые черты идентичности российских протестантов и протестантских организаций: по результатам социологических исследований постсоветского периода // Последователи Реформации и российское общество: пути совместного развития (к 500-летию Реформации): Сборник научных трудов, Москва-Заокский, 08–09 ноября 2017 года / отв. редактор Д. А. Фокин. М.; Заокский: Религиозная духовная образовательная организация высшего образования «Заокский университет Церкви Христиан – Адвентистов Седьмого Дня», 2018. С. 64-79.

Кравченко С. А. Риски в нелинейном глоболокальном социуме. М.: Анкил, 2009. 224 с.

Кублицкая Е. А. Этноконфессиональные и социально-политические представления коренных и некоренных москвичей (социологический опыт) // Наука. Культура. Общество. 2022. Том. 28, № 4. С. 135-149. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.4.11.

Лебедев С. Д., Старченко Д. Г. К методологии изучения рефлективности религии в современном обществе // Социология религии в обществе позднего модерна. 2022. Т. 11. С. 47-56.

Мчедлова М. М. Религиозно-мировоззренческий фактор и межнациональные отношения в России // Научный результат. Социология и управление. 2016. Т. 2, № 3. С. 40-44. DOI: 10.18413/2408-9338-2016-2-3-40-44.

Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России. М.: Евро-Азиатский Дивизион Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня, 2017. 224 с.

Протестантизм: pro et contra. Взгляды и полемика отечественных авторов в XVI – начале XXI века: Антология / сост., вступ. ст., коммент. М.Ю. Смирнов. СПб.: РХГА, 2012, 846 с.

Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / отв. ред. М. П. Мчедлов. М.: Институт социологии РАН, 2008. 415 с.

Рыжова С. В. Религиозность, этноконфессиональная идентичность и проблемы межэтнического согласия // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 49-58. DOI: 10.31857/S013216250004006-9.

Этносы и конфессии Сургута: десять лет спустя. Материалы сравнительного социологического исследования проблем гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, 1995-2005 гг. / [Р.А. Лопаткин и др.]; под общ. ред. Р. А. Лопаткина, Т. Д. Гуренковой. М.; Сургут: Сургутская типография, 2007. 251 с.

Basedau M, Fox J., Zellman A. Religious Minorities at Risk. Oxford: Oxford University Press, 2023. 245 p. DOI: 10.1093/oso/9780197693940.003.0006/

Kim R. Y. Religion and Ethnicity: Theoretical Connections // Religions. 2011. Vol. 2. № 3. P. 312–329. DOI: 10.3390/rel2030312

Petri D. P. The Specific Vulnerability of Religious Minorities. Bonn: VKW, 2021. 302 p.