16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-1-0-4

Социокультурные представления коренной и приезжей молодежи с нетрадиционной религиозностью (социологический опрос студенчества)

Aннотация

Актуальность изучения феномена новых (нетрадиционных), религий и мистических учений обусловлена изменением религиозного ландшафта, который необходимо изучать с использованием новых методолого-методических разработок нетрадиционной религиозности. В статье рассмотрены результаты социологического исследования студенчества в Москве, проведенного Отделом этнодемографических, религиозных и интеграционных процессов ИДИ ФНИЦ РАН в 2022 году. Объект исследования – студенческая молодежь Москвы. В статье ставится задача рассмотреть возможное воздействие нетрадиционной религиозности студентов на их некоторые социокультурные ориентации. Для реализации поставленной задачи студенты отбирались в типологические группы «практикующие» и «непрактикующие» по показателям религиозного сознания и религиозного поведения. В группу «практикующие» отобраны студенты по показателям религиозного сознания (вера в сверхъестественную силу, интерес к восточным, нетрадиционным религиям и учениям, мотивация интереса) и религиозного поведения (включенность в практику этих религий и учений). В группу «непрактикующие» отобраны студенты по показателям религиозного сознания (вера в сверхъестественную силу, интерес к восточным, нетрадиционным религиям и учениям, мотивация интереса), но показатель религиозного поведения в данной группе отсутствует. Студенты были разделены на две группы. Первая – студенты – коренные жители мегаполиса, вторая группа – студенты мигранты. Интересующихся восточными, нетрадиционными религиями и мистическими учениями 53-54% опрошенных студентов в группах. В группе студентов коренных жителей «практикующих» – 42%, «непрактикующих» – 58%. В группе студентов – мигрантов – 44% «практикующих» и 56% «непрактикующих». В типологических группах «практикующие» у студентов микросреда больше включена в практику этих религий и учений. В группах «практикующие» мотивация интереса восточными и нетрадиционными религиями выше, чем в группах «непрактикующие». Данные опроса зафиксировали проявление воздействия нетрадиционной религиозности респондента на некоторые религиозные, национальные, этноконфессиональные, миграционные ориентации. В сфере межнациональных отношений выявлено, что в группах «практикующие» студенты более толерантны к этноконфессиональным бракам, чем в группах «непрактикующие». В религиозной сфере выявлено, что по большинству показателей к религиозным организациям традиционных конфессий студенты в группах «непрактикующие» настроены более положительно, чем «практикующие». В миграционной сфере выявлено, что студенты в группах «практикующие» – потенциальные эмигранты, а в группах «непрактикующие не только эмигранты, но и внутренние мигранты.


Введение (Introduction). Под термином «нетрадиционные религии и учения», в первую очередь подразумеваются новые религиозные объединения, создающие новые религиозные образы и ритуалы, а иногда заимствуют их у традиционных конфессий. Во вторую очередь в термин «нетрадиционные религии» вкладывается смысловое понятие неукорененности конкретной религии или учения относительно территории. Отметим, что рост интереса к нетрадиционным религиозным ученьям проявляется во времена мировых потрясений и катаклизмов, когда происходит падение ценностных ориентиров и мироощущение человека становится менее устойчивым.

Социологи-религиоведы разработали типологии, классификации и подходы к изучению новых/нетрадиционных религий и учений, изучили их ареал распространения (Bainbridge,1997; Баркер, 1997; Stark, 1985; Балагушкин, 1984; Рыжов, 2006; Мчедлов, 2005; Григорьева, 2002).

Несмотря на достаточную изученность феномена новых нетрадиционных религий и учений, до сих пор в научных кругах нет единого мнения обозначения данных воззрений. Мы придерживаемся мнения, что эти религии и учения стоит обозначить терминами «нетрадиционные» или «новые».

Мониторинговые исследования фиксируют популярность восточных религии и учений, практик индуизма у молодого поколения. Популяризация практик индуизма обусловлена желанием молодых людей обрести внутреннюю гармонию и улучшить физическую форму. Восточные религии и учения располагают своей философией. Следующие по популярности за восточными учениями и религиями, учения, предсказывающие судьбу. Рост адептов данных учений происходит на фоне их цифровизации.

В исследовании ставилась задача рассмотреть возможное воздействие мировоззренческих основ нетрадиционной религиозной идентичности на религиозные, этноконфессиональные, национальные, миграционные, социальные установки и ориентации студенческой молодежи Москвы.

Методология и методы (Methodology and methods). Уровень нетрадиционной религиозности студентов определялся по определенным показателям, основанным на методике Е. А. Кублицкой (Кублицкая, 1990). С 2019 года в методика дополнена новыми индикаторами восточных религий. Как показывают мониторинговые исследования, именно практики восточных религий респонденты включают в свою жизнедеятельность (Кублицкая, Лютенко 2021). С помощью методики, выделены типологические группы «практикующие» и «непрактикующие». 

Студенты с нетрадиционной религиозностью в группах «практикующие» и «непрактикующие» отбирались по следующим показателям:

  1. По показателям религиозного сознания:

- вера в сверхъестественную силу;

- интерес к восточным религиям и нетрадиционным религиозным учениям;

- мотивация интереса к данным религиям и учениям.

  1. По показателям религиозного поведения:

- включенность в практику этих религий и учений.

Таким образом, в группе «практикующие» респонденты верят в сверхъестественную силу, интересуются восточными, нетрадиционными религиями и учениями, а также включают в свою жизнедеятельность практики данных религий и учений. В группе «непрактикующие» респонденты верят в сверхъестественную силу, интересуются восточными, нетрадиционными религиями и учениями, но не включены в практику восточных, нетрадиционных религий и учений.

Московские студенты были разделены на две группы: студенты – коренные жители мегаполиса и студенты – мигранты, приехавшие получить высшее образование в Москву из-за границы и те, кто приехал учиться из других регионов России. В каждой группе были отобраны респонденты с нетрадиционной религиозностью «практикующие» и «непрактикующие».

Фокус статьи был направлен, в первую очередь, на характеристики интереса московских студентов к восточным религиям, нетрадиционным религиозным учениям и мистическим течениям, с выявлением показателей включенности данных воззрений в жизнедеятельность респондентов. Во вторую очередь – был направлен на социокультурные представления студентов с нетрадиционными религиозными представлениями.

Под термином социокультурные ориентации мы подразумеваем ориентации в сфере межнациональных отношений, к этноконфессиональным бракам, к социальной обстановке в регионе, к эмиграции.

Отметим, что с 2021 года исследования тематической направленности проводятся Отделом этноконфессиональных, религиозных и интеграционных процессов Института демографических исследований (ИДИ ФНИСЦ РАН). 

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). В рамках государственного задания по теме НИР сотрудниками Отдела этнодемографических, религиозных и интеграционных процессов ИДИ ФНИЦ РАН проведено социологическое исследование в Москве. Онлайн-опрос проводился помощью программы Анкетолог. Все анкеты проходили контроль по нескольким параметрам, отбракованные не были включены в массив. Данные обрабатывались в программе SPSS. Объем выборочной совокупности среди московской студенческой молодежи: N = 310 ед., средний возраст респондентов 18-22 года, обучающиеся на первой ступени высшего образования (бакалавриат). Коренных студентов – 52%, приезжих студентов (мигрантов) – 48%. В большая часть (50%) студентов – мигрантов проживает в столице менее 5 лет.

Мониторинговые социологические исследования, ежегодно фиксируют рост интереса к нетрадиционным религиям и учениям в молодежной среде. Результаты исследования показывают, что верят в существование сверхъестественной силы 56% студенческой молодежи. Студенты – коренные жители больше на 6 % верят в существование сверхъестественной силы, чем студенты – мигранты.

В Москве среди всей студенческой молодежи интересующихся восточными религиями и нетрадиционными религиозными учениями – 53%. Если рассматривать группы студентов – коренных жителей и студентов – мигрантов, то уровень интереса к данным воззрениям в обоих группах одинаковый и составляет 53-54%.

Треть респондентов, как коренных жителей, так и приезжих студентов, проявляют интерес к восточным религиям и практикам индуизма. Высокий интерес к восточным религиям и учениям обусловлен философией данных учений. Практики индуизма популярны, благодаря ориентиру на здоровый образ жизни в молодежной среде. Йога позволяет укрепить организм, а медитация поддерживать равновесие внутреннего мира и окружающей среды. Стоит отметить, что в Москве занятия йогой проходят во многих фитнесс-клубах, школах йоги, а иногда бывают открытые занятия на свежем воздухе. Доступность этих практик способствует включению их в жизнедеятельность респондентов.  

Следующие по популярности у московских студентов учения, предсказывающие судьбу человека (астрология и нумерология). Ими интересуются около 20% студентов. В группе студенты – мигранты уровень интереса к данным учениям немного выше, чем среди студентов – коренных жителей. Вполне вероятно, что относительно высокая популярность этих учений связана с их цифровизацией. Например, адептам астрологии, не выходя из дома, доступны услуги астрологов: достаточно открыть приложение на смартфоне и можно составлять гороскоп.

Еще одно из мистических течений, снискавшее популярность среди молодежи, (18% – студенты – коренные жители и 15% студенты – мигранты) – экстрасенсорные и парапсихологические исследования. Не исключено, что популярность данных течений связана с увеличением в кинотеатрах фильмов по данной тематике. За последние годы триллеры стали популярны в молодежной среде. Остальными учениями увлекается менее 9% студенческой молодежи в обеих группах (см. Рисунок 1).

 Вторым показателем нетрадиционного религиозного сознания является мотивация интереса. Прежде всего, следует отметить, что 40% опрошенного студенчества мегаполиса сообщили: «Традиции, нормы и культура мировых религий не всегда помогают мне в повседневной жизни». Это реальный мотив обращения студентов к новым и нетрадиционным религиозным учениям. В исследовании зафиксировано, что студенты-мигранты наиболее заинтересованы новыми религиозными и около религиозными учениями. Возможно, это связано с тем, что их микросреда (знакомые, родственники, друзья) на 12% больше включена в практику восточных и нетрадиционных религий и учений по сравнению с микросредой коренных москвичей–студентов.

Рассмотрим показатели нетрадиционного религиозного поведения – включенности в практику восточных, нетрадиционных религий и учений.  В группе студентов коренных жителей «практикующих» – 42%, «непрактикующих» – 58%. В группе студентов – мигрантов – 44% «практикующих» и 56% «непрактикующих».

После определения типологических групп «практикующих» и «непрактикующих», вернемся к показателям мотивации в Таблице 1. По всем предложенным показателям в группах «практикующих» более глубокая мотивация интереса, чем в группах «непрактикующих». Разница уровня мотивации по ряду тезисов у «практикующих» выше в 3 раза по сравнению «непрактикующими». В группах «непрактикующие» мотивация немного выше у студентов – коренных жителей (см. табл. 1).

Переходя ко второй части социологического анализа, рассмотрим влияние нетрадиционной религиозности студенчества на отношение к социальной обстановке в регионе и на межнациональные, этноконфессиональные, религиозные и миграционные ориентации в типологических группах.

Для дальнейшего анализа необходимо дать краткую характеристику мегаполиса. Характеристика важна для анализа проблем, беспокоящих студентов, а также анализа мотивов потенциальной эмиграции.

В 2022 г. ООН признало столицу России самым лучшим городом в мире по уровню инфраструктуры и качеству жизни. По другим показателям Москва, уступив Сингапуру и Гонконгу, заняла только третье место. По данным прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 гг. столица занимает лидирующие позиции по качеству жизни населения по сравнению с другими регионами. Создаются благоприятные условия для притока инвестиций, за счет создания инвестиционной инфраструктуры. Снижение безработицы, небольшое увеличение реальной заработной платы жителей столицы (2,1%). Реализуются программы социальной поддержки нуждающихся москвичей, цель которых - повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм помощи населению. В Москве развитая доступная среда, транспортная, социальная инфраструктуры.

Переходя к анализу, оценок социальной обстановки в Москве студентов в типологических группах, отметим, что большинство респондентов беспокоят проблемы глобального характера: неопределённость жизненных перспектив, международная напряженность, военная спецоперация по демилитаризации и денацификации Украины. Но в тоже время в типологических группах студенчества («коренные жители и мигранты», «практикующие» и «непрактикующие») проблема снижения благосостояния встает на один уровень с глобальными проблемами. На втором плане межличностные отношения. Студенты отмечают ухудшение межнациональных отношений и низкий уровень культуры населения. В группах «практикующие» уровень негативных оценок немного выше, чем в группе «непрактикующих». Проблемы социально-бытового характера ушли на третий план (см. Таблица 2).

В условиях мировой турбулентности, когда уровень жизни населения снижается, но в тоже время возрастает миграционный поток, возникает вопрос о межнациональном взаимодействии. В типологических группах большинство респондентов не испытывает неприязнь к другим национальностям, но в группе студентов – мигрантов, респонденты в обеих группах настроены более негативно к представителям других этносов. Особенно выделяется в этом отношении группа «практикующих» мигрантов (см. Таблица 3). К межнациональным и межконфессиональным бракам относятся более положительно в группах «практикующие» независимо от того – приезжий студент или коренной москвич (см. Таблица 3).

Необходимо обратить внимание, что в типологических группах, в основном, «практикующие» относятся более скептично по сравнению с «непрактикующими» к религиозным организациям традиционных конфессий. При сравнении оценок к русской православной церкви и мусульманским общинам типологическими группами, выявлено, что к РПЦ «практикующие» коренные москвичи относятся несколько хуже. До двух третей респонденты в типологических группах отмечают «клерикализацию» общественных отношений: «РПЦ частично берет на себя функции государственных структур власти» (см. Таблица 4).

Переходя к анализу миграционных ориентаций представителей типологических групп, отметим, что на миграционные ориентации студенчества влияет множество факторов: социально-политическое и социально-экономическое положение места проживания, микросреда и др. 

Среди «практикующих» студентов – и коренных жителей, и мигрантов невысокий процент потенциальных эмигрантов – 11%. А в группах «непрактикующих» больше прожективных эмигрантов: среди коренных москвичей – 16%, среди студентов – мигрантов – 32%. Выбирая место потенциальной эмиграции, все студенты из коренных москвичей отдают предпочтение загранице. Студенты – мигранты не единодушны в своем выборе: группа «практикующие» выбирают переезд заграницу, а «непрактикующие» задумываются о переезде и в другую страну (27%), и в другие регионы России (внутренняя миграция) – 48%.

В группах студентов – мигрантов прослеживается схожая тенденция, но мотивация к переезду у них слабее, чем у студентов – коренных жителей. Среди прожективных мигрантов возможность переезда по политическим мотивам указали значительное число студентов – коренных жителей «практикующих» – 71% и «непрактикующих» – 45%.

Несмотря на хорошую экономическую ситуацию в мегаполисе значительная часть студентов нацелены на эмиграцию по семейным обстоятельствам, для улучшения финансового состояния (повысить уровень заработной платы) и карьерного роста. Особенно в этом заинтересованы коренные москвичи из группы «практикующие». Причины социально-бытового характера: улучшить жилищные условия и получать более качественные медицинские услуги, у молодежи спустились в рейтинге на третье место (см. Таблица 5).

Заключение (Conclusions). Результаты мониторингового исследования показали, что студенчеству свойственно постоянно находиться в поиске «нового» в религиозной сфере. Несмотря на значительный интерес к восточным, нетрадиционным религиям и учениям, менее половины опрошенных коренных и приезжих москвичей среди студенчества включены в практики данных воззрений. Студенты, включенные в практику этих религий и учений, по всем показателям имеют более глубокую мотивацию интереса к данным религиозным течениям. Эту группу в мировоззренческом отношении можно отнести к респондентам с нетрадиционной религиозностью.

Данные эмпирического анализа показали, что нетрадиционная религиозность все же оказывает определенное воздействие на конфессиональные, национальные и миграционные ориентации студентов. Воздействие было выявлено при сравнительном анализе типологических групп «практикующих» и «непрактикующих» на указанные ориентации.

В сфере межнациональных отношений в группах «практикующих» более позитивное отношение к этноконфессиональным бракам по сравнению с группами «непрактикующих». В обеих типологических группах более 50% студентов толерантны к представителям других этносов. В оценках деятельности религиозных организаций традиционных конфессий значительное число студентов настроено критично. Но в группах «практикующих» таких студентов больше, чем в группах «непрактикующих».

Результаты социологического опроса выявили, что среди студентов - коренных жителей эмигрантские настроения слабее, чем в студенческой группе мигрантов. Тем не менее, если в группах «практикующих» коренных москвичей потенциальные эмигранты рассматривают переезд заграницу, то в группе «непрактикующих» среди студентов-мигрантов половина респондентов нацелены на внутреннюю миграцию. Причины потенциальной миграции/эмиграции носят преимущественно профессиональный и социально – бытовой характер. В тоже время значительное число студентов из числа прожективных «эмигрантов» отметили переезд по политическим причинам. В типологических группах «практикующие» и «непрактикующие» студентов – коренных жителей, указывающих на переезд по политическим причинам значительно больше, чем в группах «практикующих» и «непрактикующих» среди приезжих студентов.

Данные мониторинговых исследований продолжают фиксировать рост интереса к восточным, нетрадиционным религиям и мистическим учениям среди молодежи (Кублицкая, Лютенко, 2019). И тем более «студенты с нетрадиционными религиозными взглядами, обладают стремлением к получению знаний, открывающих путь познания сущности мира и достижения с ним внутренней гармонии. Находясь в поиске решения мировоззренческих проблем, они пытаются достичь духовного самосовершенствования» (Лютенко, 2023).

Список литературы

Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. М: Изд-во МГУ, 1984. 288 с.

Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ.  М., 1999.  172 с.

Баркер А. Новые религиозные движения. СПБ: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. 284 с.

Григорьева Л. И. Религии «Нового Века» и современное государство. (Соц.-филос. очерк).  Красноярск: СибГТУ, 2002.  399 с.

Кублицкая Е. А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования. 1990. № 5. С. 95-103.

Кублицкая Е. А., Лютенко И. В. Традиционная религиозность и нетрадиционные религиозные учения в жизни российской молодежи: социально-педагогические аспекты // ЦИТИСЭ. 2019.  № 5.  С. 478-493. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.44.

Кублицкая Е. А., Лютенко И. В. Религиозность в саморегуляции жизнедеятельности молодежи // Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики: монография / Ю.А. Зубок, О.Н. Безрукова, Ю.Р. Вишневский и др.; науч. ред. Ю.А. Зубок. Белгород: ООО «Эпи-центр», 2021. С. 217-247.

Лютенко И. В. Интерес к нетрадиционным религиям московской молодёжи и мигрантов (сравнительный анализ 2021 г.) // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 122-134. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.4.10.

Лютенко И. В. Социокультурные ориентации студентов Белгородской области с нетрадиционной религиозностью (социологический опыт) // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 2, С. 43-57. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-4

Мчедлов М. П. Религиоведческие очерки. М.: Науч. кн., 2005. С. 50.

Рыжов Ю. В. Ignoto Deo: новая религиозность в культуре и искусстве.  М.: Смысл, 2006.  328 с.

Bainbridge W. S. The Sociology of Religious Movements. 1997. 488 p.

Beckfor J. A. Cult Controversies: The Societal Response to New Religious Movements. CUP Archive, 1985. 327 р.

Dawson L. L. The cultural significance of new religious movements and globalization: A theoretical prolegomenon // J. for sci. study of religion. Wash., l998. Vol. 37, № 4. P. 580-595.

Stark R., Bainbridge W. S. The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley, 1985. 571 р.