16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-4

Социокультурные ориентации студентов Белгородской области с нетрадиционной религиозностью (социологический опыт)

Aннотация

Актуальность изучения феномена новых (нетрадиционных), религий и мистических учений обусловлена изменением религиозного ландшафта, который необходимо изучать с использованием новых методолого-методических разработок нетрадиционной религиозности. В статье рассмотрены результаты социологического исследования «Как живет Белгородчина», проведенного Отделом этнодемографических, религиозных и интеграционных процессов ИДИ ФНИЦ РАН. Объект исследования – студенческая молодежь, обучающаяся в четырех высших учебных заведениях Белгорода.  В фокусе статьи- задача рассмотреть возможное воздействие мировоззренческих основ нетрадиционной религиозности на некоторые социокультурные установки студенческой молодежи Белгородской области. Для определения уровня нетрадиционной религиозности использовалась методика, основанная на методологических и методических принципах, позволяющая выделить группы респондентов с нетрадиционной религиозностью. Типологические группы «практикующие» и «непрактикующие» отбирались по результирующим показателям религиозного сознания и религиозного поведения. Результирующий показатель религиозного сознания состоит из показателей: нетрадиционной религиозной веры, интереса к нетрадиционным религиям и учениям, мотивации интереса к нетрадиционным и мистическим учениям. Результирующий показатель религиозного поведения: включенность в жизнедеятельность практик нетрадиционных религиозных учений, информированность о деятельности нетрадиционных религий и мистических учений, включенность в жизнедеятельность практик этих религий и учений. Интересующихся нетрадиционными религиозными учениями 40% от опрошенной молодежи. Из них 32% «практикующих» и 68% «непрактикующих». Микросреда влияет на мировозренческие позиции по отношению к религии, национальностям, конфессиям, миграции и др. У «практикующей» молодежи знакомых, родственников, друзей, изучающих или практикующих эти учения, значительно больше по сравнению с «непрактикующими» (30% и 10% соответственно). Следует отметить, что у молодых людей, включенных в практику нетрадиционных, восточных религий и учений, по всем основным показателям, более глубокая мотивация интереса к данным религиозным учениям. Результаты эмпирического анализа показали проявление воздействия нетрадиционной религиозности респондента на некоторые религиозные, национальные, этноконфессиональные, миграционные ориентации. Выявлено, что по отношению к религиозным организациям традиционных конфессий, «практикующие» относятся более скептично по сравнению с «непрактикующими». «Практикующие» более негативны в оценках РПЦ и мусульманских общин, больше отмечают клерикализацию» общественных отношений по сравнению с группой «непрактикующих». В сфере национальных отношений в типологической группе «практикующие», уровень толерантности к этноконфессиональным бракам немного выше, чем в группе «непрактикующие». В обеих группах большая часть респондентов относятся положительно к представителям других национальностей. Данные зафиксировали, что практически половина респондентов изъявили желание переехать в другие регионы России. В тоже время треть белгородцев в группах «практикующие» и «непрактикующие» планируют уехать навсегда из области. Причины миграции в обеих группах, в основном, профессионального характера: карьерный рост и повышение качества профессиональной деятельности. Молодежь в группе «практикующих» по всем показателям более мотивирована на переезд по сравнению с «непрактикующими». Увлечение нетрадиционными, восточными религиями и мистическими учениями у молодых белгородцев значительное, но в тоже время мало влияет на их жизнедеятельность, так как увлекаются этими религиозными учениями 40%, из них полностью включенных в практики этих учений
только 5%.


Введение (Introduction). Свобода вероисповедания, мировозренческий кризис, падение ценностных ориентаций и активная экспансия новых (нетрадиционных) религиозных организаций с распадом СССР способствовали распростронению «новых религий», которые нашли отклик среди секулярного общества (Колосов, Чингина, 2019: 269-270; Балагушкин, 1999).  

Нетрадиционными религиозными учениями обозначают противостоящие мировым конфессиям новые религиозные объединения, создающие новые религиозные образы и ритуалы. Некоторые новые религиозные учения используют элементы традиционных конфессий. Отметим, что активность нетрадиционных религиозных учений проявляется в связи с дестабилизации мирового порядка и проявлением кризиса в обществе, когда мироощущение индивида становится менее устойчивым на фоне потери ценностных ориентиров.

Изучением феномена новых религий, их распространением и типологией занимались многие зарубежные учёные и социологи-религиоведы: У. Бэйнбридж (Bainbridge,1997), Д. Бекфорд (Beckfor, 1985),
Р. Старк (Stark, 1985) Л. Досон (Dawson, 1998), А. Баркер (Баркер, 1997) и др.  

В российском научном сообществе изучению новых религиозных организаций посвящены труды: Е. Г. Балагушкина (Балагушкин, 1984), Ю. В. Рыжова (Рыжов, 2006), Л. Н. Митрохина, Л. И. Григорьева, Е. А. Кублицкой и других. Учеными были сформированы подходы к изучению феномена новых (нетрадиционных) религий и учений, разработана их классификация. Следует отметить, что до сих пор в научном дискурсе нет единого мнения интерпретации термина данных религиозных учений. Мы придерживаемся мнения, что данные воззрения необходимо обозначить терминами «нетрадиционные» или «новые» религии и учения. Однако, использование термина «нетрадиционные религии» не должно употребляться в контексте возвышения одной религии над другой (Мчедлов, 2005).

У молодого поколения очень популярны восточные религии и учения, а также их практики. Как отмечают некоторые ученые, буддизм в России начал распространятся за пределы ее исконно буддийских территорий (Уланов, 2007; Базаров, 2014). Восточные учения притягивают молодое поколение своей философской направленностью.  С помощью духовных и физических практик можно обрести внутреннюю гармонию, избавившись от переживаний, перестать реагировать на триггеры, улучшить физическую форму (Панцова, 2004).

В условиях международной турбулентности даже ближайшее будущее становится неясным, в таких условиях молодое поколение стремится обрести точку опоры, что способствует в некоторой степени росту интереса к учениям, предсказывающим судьбу человека. Молодежь, пытаясь обрести хоть какую-то стабильность, обращается за прогнозами к астрологам и нумерологам. Современные технологии способствуют увеличению численности адептов данных учений.

В исследовании ставится задача рассмотреть в воздействие мировоззренческих основ нетрадиционной религиозной идентичности на некоторые социокультурные установки студенческой молодежи Белгородской области. Актуальность изучения феномена новых (нетрадиционных), религий и мистических учений обусловлена изменением религиозного ландшафта, который необходимо изучать с использованием новых методолого-методических разработок нетрадиционной религиозности.

Методология и методы (Methodology and methods). Для определения уровня нетрадиционной религиозности в исследовании в Белгородской области, за основу бралась методика Е. А. Кублицкой (Кублицкая, 1990). С помощью методики, основанной на методологических и методических принципах, выделены типологические группы респондентов с нетрадиционной религиозностью.

Формула расчёта индекса нетрадиционной религиозности: cумма результирующего показателя религиозного сознания и религиозного поведения (Л+М+Н) + (О+Р). Результирующий показатель религиозного сознания – (Л+М+Н), состоит из: главного показателя нетрадиционной религиозной веры (Л), интереса к нетрадиционным религиям и учениям (М), мотивации интереса к нетрадиционным и мистическим учениям (Н). Результирующий показатель религиозного поведения (О+Р) включает: включенность в жизнедеятельность практик нетрадиционных религиозных учений (Р), показатель информированности о деятельности нетрадиционных   религий и мистических учений (O - показатель находится в разработке)

С помощью данной методики формируются типологические группы «практикующие» и «непрактикующие» по следующим показателям:

- религиозной веры (вера в сверхъестественную силу);

- интерес респондента к нетрадиционным, восточным религиям и мистическим учениям, духовным и физическим практикам учений;

- мотивация интереса к данным религиозным учениям и практикам;

- включенность в жизнедеятельность респондента практик этих учений и религий.

Таким образом, фокус статьи, в первую очередь, направлен на характеристики интереса белгородцев в возрасте
14-29 лет к нетрадиционным, восточным религиям и мистическим учениям, с выявлением показателей включенности этих религий и учений в жизнедеятельность респондентов. Объектом исследования является студенческая молодежь Белгородской области.

Исследования тематической направленности, начиная с 2021 года, проводятся Отделом этноконфессиональных, религиозных и интеграционных процессов Института демографических исследований (ИДИ ФНИСЦ РАН). Опрос проведен с помощью репрезентативной квотной выборки со связанными параметрами. Исследование проходило на базе четырёх институтов. Студенты опрашивались с помощью онлайн-программы Анкетолог. Обработка эмпирических данных проводилась с помощью программы статистического анализа SPSS. Объем выборочной совокупности среди молодых белгородцев: N = 2001 ед.

В 2022 году в исследовании в Белгородской области приняли участие студенты до 30 лет четырех высших учебных заведений (НИУ «БелГУ» – 24%, БГТУ им.
В. Г. Шухова – 34%, БелГАУ им. В. Я. Горина – 33%, БелГИиК – 9%).

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Данные социологического поиска фиксируют, что с каждым годом увеличивается интерес к нетрадиционным, восточным религиям и мистическим учениям, а также к их практикам (Кублицкая, Лютенко, 2019).

Интересуются восточными, нетрадиционными религиями и эзотерическими учениями немного меньше половины (40%) молодых людей. Больше всего белгородцы проявляют интерес к учениям, предсказывающими судьбу человека: астрология, нумерология; духовным и физическим практикам индуизма (21%, 16%, и 16% соответственно). Восточные религии занимают только четвертое место (14%). Хиромантией, спиритизмом, уфологией, неоязычеством, экстрасенсорными и парапсихологическими исследованиями интересуются менее 10% молодых людей (см. Рисунок 1).

Неудивительно, что молодежь проявляет интерес больше к учениям, предсказывающим судьбу человека. Астрология всегда имела большой круг адептов, пытающихся узнать свое будущее. Современные гаджеты, программы дают возможность молодому поколению не только составить свой гороскоп на неделю, но также определить совместимость знаков зодиака при выборе спутника жизни. Нумерология привлекательна своей простотой, порой достаточно только даты рождения, чтобы узнать о многое о человеке. Направления духовных и физических практик индуизма притягательны возможностями, с одной стороны укрепить организм, с другой достичь психического и духовного равновесия. 

Чтобы оценить мотивацию интереса к данным воззрениям, их роль и влияние на жизнедеятельность, студентам было предложено выбрать утверждения, характеризующие привлекательность данных религий и учений. Эмпирические данные показали, что молодые люди выбирают утверждения, отражающие значимость следующих функций этих религий и учений: повышают самоконтроль личности, чувство спокойствия; заслуживают внимания для научного изучения; способствуют нравственному совершенствованию человека; открывают путь познания сущности мира и достижения с ним внутренней гармонии (см. Таблица 1).

Такое распределение ответов связано с тем, что данные утверждения характеризуют философию многих восточных учений, таких как буддизм, даосим, конфуцианство, их духовных и фиэических практик.  Именно те, кто интересуется восточными религиями и их практикой выбирают утверждения, связанные с обретением гармонии внутреннего мира, совершенствованием духовного и физического состояния человека.

Среди молодых белгородцев были отобраны респонденты, интересующиеся нетрадиционными религиями и учениями (около 40% от опрошенных). Из них сформированы типологические группы «практикующие» и «непрактикующие». В группу «практикующие» вошли респонденты, интересующиеся восточными, нетрадиционными религиями и учениями, а также духовными и физическими практиками индуизма, включившие в свою жизнедеятельность практики данных воззрений (32% от интересующихся). В группу «непрактикующие» вошли респонденты, также интересующиеся этими религиями и учениями, но не включившие в свой повседневный быт их практики (68% от интересующихся) (см. Рисунок 2).

Отметим, что по всем показателям мотивация интереса к нетрадиционным религиозным учениям в типологической группе «практикующих» в два, а иногда в три раза выше по сравнению с группой «непрактикующих». Общеизвестно, что микросреда оказывает влияние на мировозренческие установки по отношению к религии, национальностям, конфессиям, миграции и др.  Именно у «практикующих» в три раза больше знакомые, родственники, друзья изучают или практикуют эти учения по сравнению с «непрактикующими» (30% и 10% соответственно) (см. Таблицу 1).

Переходя ко второй части социологического анализа, рассмотрим влияние нетрадиционной религиозности на межнациональные, религиозные, этноконфессиональные и миграционные ориентации молодежи в типологических группах.

Данные опросов показывают, что увлечение, изучение и включенность в жизнедеятельность молодых людей практик восточных, нетрадиционных религий и учений оказывают определенное воздействие на направленность социокультурных ориентаций (Лютенко, 2022).

Современная политическая ситуация в мире способствует интенсификации миграционных процессов. Соответственно возникает вопрос о межнациональном взаимодействии и межнациональной напряженности. Треть белгородцев в обеих группах считают, что в России «Имеется межнациональная напряжённость» (37% и 35% соответственно), четверть молодёжи отметили, что «налицо сильная межнациональная напряжённость, возможны конфликты», в группе «практикующие» таких респондентов немного больше по сравнению с группой «непрактикующие» (24% и 20% соответственно). Ситуация с межнациональной напряженностью в Белгородской области, по мнению респондентов, немного лучше по сравнению с Россией. О межнациональной напряженности в Белгородской области сообщили практически треть респондентов в обеих группах (29% и 26% соответственно), а о сильной межнациональной напряженности менее 8% в каждой группе.

В обеих группах большинство респондентов не испытывает неприязнь к другим национальностям (76% и 77% соответственно). К браку с человеком другой национальности относятся немного лучше в группе «практикующие». Такая же динамика прослеживается в отношении брака с человеком другого вероисповедания. В обеих группах незначительное число
(12-14%) респондентов неприязненно относятся к другим национальностям. Таким образом, по этноконфессиональным отношениям респонденты в группе «практикующие» более толерантны.

В тоже время стоит обратить внимание, что при сравнительном анализе типологических групп по отношению к религиозным организациям традиционных конфессий, «практикующие» относятся более скептично по сравнению с «непрактикующими». При сравнении эмпирических данных «практикующие» более негативны в оценках РПЦ и мусульманских общин по сравнению с группой «непрактикующих». Так, половина (50%) опрошенных «практикующих» молодых белгородцев считают, что «Церковь (любой конфессии) должна быть отделена от государства». С этим утверждением согласны, только 38% из группы «непрактикующие».  

Треть респондентов (34%) «практикующих» и четверть (26%) «непрактикующих» отметили «клерикализацию» общественных отношений: «РПЦ частично берет на себя функции государственных структур власти (политические, образовательные, пропагандистские и т.п.)». Вполне логично, что негативную роль религиозных организаций и некоторых их представителей в большей степени отмечает группа «практикующих». Таким образом, результаты исследования фиксируют, что «непрактикующие» более толерантные к   религиозным организациям традиционных конфессий (см. Таблицу 3).

Далее. На миграционные ориентации молодежи влияет множество факторов и, прежде всего, микросреда, социально-политическое и социально-экономическое положение региона РФ, в котором она проживает и пр. По сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, социально-экономическое положение Белгородской области в 2022 г. характеризовалось положительно. В тоже время в регионе отмечается рост цен на продовольственные и непродовольственные товары. В 2022 году Белгородская область заняла пятое место в рейтинге миграционного оттока населения.   Прежде всего, на отток молодого трудоспособного населения из региона влияет территориальная близость к границе с Украиной. Так, немалая часть молодых белгородцев в группах «практикующие» и «непрактикующие» сообщили, что их беспокоят: «международная напряженность» (43% и 36% соответственно), «военная спецоперация по демилитаризации и денацификации Украины» (43% и 38% соответственно). Кроме того, «неопределённость жизненных перспектив» также является одним из доминирующих мотивов переезда (43% и 44% соответственно). Желание переехать выразила значительная часть опрошенных в группах, тем не менее, «практикующие» более активны в этом вопросе по сравнению с «непрактикующими» (40% и 31% соответственно). Значительная часть молодых белгородцев выразили желание переехать в другой регион/край (четверть в обеих группах), а также треть опрошенных сообщили о намереньях перебраться в мегаполисы (37% и 33% соответственно (см. Таблицу 4).

Несмотря на хорошую экономическую ситуацию в регионе, низкий уровень безработицы, значительная часть молодежи в типологических группах нацелены на миграцию для улучшения профессиональной деятельности и рост финансового благополучия: найти работу по специальности, повысить уровень заработной платы, карьерный рост. Причины социально-бытового характера у молодежи отошли на второй план. Озабоченность дорогим и неквалифицированным медицинским обслуживанием выразили треть молодых людей в обеих группах (34% и 26% соответственно). По всем показателям молодежь в группе «практикующих» более мотивирована на переезд по сравнению с «непрактикующими» (см. Таблицу 5).

Заключение (Conclusions). Социологическое исследование в Белгородской области подтвердило, что для молодежи свойственно постоянно находиться в поиске «нового» во всех сферах общественной жизни, в том числе и религиозной. Несмотря на значительный интерес к восточным, нетрадиционным религиям и учениям, а также их практикам, включенность молодых людей в практики данных религий и учений значительно ниже по сравнению с проявляемым к ним интересом. Можно сказать, что увлечение нетрадиционными, восточными религиями и мистическими учениями у молодых людей значительное, но в тоже время мало влияет на их повседневный быт. Так как увлекаются нетрадиционными религиозными учениями 40% молодежи, из них полностью включенных в практики этих учений только 5%.

Несомненно, что микросреда влияет на мировозренческие позиции по отношению к религии, национальностям, конфессиям, миграции и др. У «практикующей» молодежи знакомых, родственников, друзей, изучающих или практикующих эти учения значительно больше по сравнению с «непрактикующими» (30% и 10% соответственно). Следует отметить, что у молодых людей, включенных в практику нетрадиционных, восточных религий и учений, по всем основным показателям, более глубокая мотивация интереса к данным религиозным учениям.

Результаты эмпирического анализа показали проявление определенного воздействия нетрадиционной религиозности респондента на религиозные, национальные, этноконфессиональные, миграционные ориентации. Это было выявлено при сравнительном анализе воздействия типологических групп «практикующие» и «непрактикующие» и на некоторые социокультурные ориентации. Выявлено, что в сфере национальных отношений группа «практикующих», чуть более толерантно относится к этноконфессиональным бракам по сравнению с группой «непрактикующих». Следует также отметить, в обеих группах большинство респондентов относятся положительно к представителям других национальностей, но к религиозным организациям традиционных конфессий и их роли в обществе «практикующие» настроены более негативно.

Социологическое исследование также показывает, что несмотря на положительную характеристику экономической и социальной ситуации в регионе, территориальная близость к зоне конфликта, возможно, оказывает определенное влияние на отток студенческой молодежи, так как треть респондентов в обеих типологических группах сообщили, что обеспокоены проведением СВО. Данные зафиксировали, что практически половина респондентов изъявили желание переехать в другие регионы России. А треть белгородцев в группах «практикующие» и «непрактикующие» планируют уехать навсегда из области. Причины миграции в обеих группах, в основном, профессионального характера: карьерный рост и повышение качества профессиональной деятельности, но в тоже время по всем показателям молодежь в группе «практикующих» более мотивирована к переезду по сравнению с «непрактикующими».

Социологические исследования последних лет в ИДИ ФНИСЦ РАН продолжают фиксировать рост интереса к восточным, нетрадиционным религиям и мистическим учениям (Кублицкая, Лютенко, 2019). Рост интереса молодежи к данным религиозным учениям обусловлен мировоззренческим поиском в отношении религии и атеизма. Обращаясь к нетрадиционным религиям и учениям, включаясь в их практики молодежь получает определенный опыт, позволяющий сформировать те или иные мировоззренческие ориентации в этом направлении.

Результаты социологического опроса показывают, что молодежь с нетрадиционными религиозными представлениями – это, прежде всего, респонденты, пытающиеся достичь духовного самосовершенствования и находящиеся в поиске решения многих мировозренческих проблем, обладая стремлением к получению обширных знаний, которые «открывают путь познания сущности мира и достижения с ним внутренней гармонии».

 

Список литературы

Базаров Б. В. Буддизм и вызовы XXI века // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2014. № 3 (15). С. 12-16.

Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. М.: Изд-во МГУ, 1984. 288 с.

Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ.  М., 1999.  172 с.

Баркер А. Новые религиозные движения. СПБ: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. 284 с.

Колосов Г. Н., Чингина Е. Н. Восприятие духовной и физической практики в йоге в мире и в России // E-Scio. 2019. № 10 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospriyatie-duhovnoy-i-fizicheskoy-praktiki-v-yoge-v-mire-i-v-rossii (дата обращения: 21.06.2022).

Кублицкая Е. А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования. 1990.  № 5. С. 95-103.

Кублицкая Е. А., Лютенко И. В. Традиционная религиозность и нетрадиционные религиозные учения в жизни российской молодежи: социально-педагогические аспекты // ЦИТИСЭ. 2019. № 5.  С. 478-493. DOI: http://doi.org/10.15350/24097616.2019.5.44

Кублицкая Е. А. Лютенко И. В. Религиозность в саморегуляции жизнедеятельности молодежи //Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики: монография / Ю.А. Зубок, О.Н. Безрукова, Ю.Р. Вишневский и др.; науч. ред. Ю.А. Зубок.  Белгород: ООО «Эпи-центр», 2021. С. 217-247.

Лютенко И. В. Интерес к нетрадиционным религиям московской молодёжи и мигрантов (сравнительный анализ 2021 г.) // Наука. Культура. Общество. 2022. № 28(4). 122-134. DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2022.28.4.10.

Мчедлов М. П. Религиоведческие очерки. М.: Науч. кн., 2005.

Панцова Л. В. Нетрадиционные физические упражнения в системе физического воспитания в высшей школе // Физическая культура и личность: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. 28-29 октября 2004 г. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. С. 114-117.

Рыжов Ю. В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве.  М.: Смысл, 2006.  328 с.

Уланов М. С. Буддизм в контексте глобализации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2007. Т. 25, № 1-2. С. 252-261.

Швечиков А. Н.  Восточная мудрость как религиозный феномен // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2008. № 1 (10) (Философия). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vostochnaya-mudrost-kak-religioznyy-fenomen (дата обращения: 23.05.2023).

Bainbridge W. S. The Sociology of Religious Movements. 1997. 488 p.

Beckfor J. A. Cult Controversies: The Societal Response to New Religious Movements. CUP Archive, 1985. 327 р.

Dawson l. l. The cultural significance of new religious movements and globalization: A theoretical prolegomenon // J. for sci. study of religion. Wash., l998. Vol. 37, № 4. Pp. 580-595.

Stark R., Bainbridge W. S. The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley, 1985. 571 р.