16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-5

Народная культура в оценках российской студенческой молодежи
 

Aннотация

Информационные технологии изменили все сферы жизнедеятельности человека, что придало особую значимость контексту осмысления проблем глобализации современного мира. Наложившись на системные трансформации российского общества, они откорректировали традиции, сменив ценностные приоритеты. Выступая двигателем социальных преобразований, остро чувствуя и впитывая в себя инновации, студенческая молодежь, овладев новыми технологиями и транслируя их в общество, аккумулирует опыт как предшествующих поколений, так и современников. В статье анализируются данные опроса 9751 студента вузов РФ – граждан РФ. В совокупности опрошенных представлены все Федеральные округа страны. Полученные данные позволяют сделать вывод, что народная культура в большей степени сохраняется и транслируется старшим поколением. Молодежь, в своем большинстве, осознавая ценность народной культуры в целом, ранжирует ее элементы по степени их соответствия запросам современности. Выделены две равновесные по объему группы. Первая – «идентификационная» – разделяет позицию, что, если современный человек ощущает свою принадлежность к определенному этносу и заинтересован в сохранении его традиций, он должен хорошо знать народную культуру. Вторая группа выступает за «культурное многообразие»: современный человек должен хорошо знать народную культуру, но важно ориентироваться и в культурном наследии других народов. Опираясь на результаты исследования, сформулирован вывод о необходимости постоянного межпоколенческого диалога для сохранения, трансляции и воспроизводства народной культуры – фундаментальной основы национального менталитета и стабильности общества.


Введение (Introduction). Обратившись к истории становления социологии в России, заметим, что интерес к молодежной проблематике усиливался на всех переломных этапах развития страны. Именно в эти периоды проблема статуса молодежи и ее ценностей приобретает особое звучание, поскольку она, как социальная группа и объект/ субъект социальных отношений, не только содержит в самой себе образ будущего страны, но и концентрирует ресурсы перехода к нему от настоящего. Причем речь идет не столько о материальных ресурсах – чаще всего именно они неподконтрольны большинству молодых людей, – а о том внутреннем энергетическом потенциале, без которого не может быть успешным ни один модернизационный проект.

Важность исследования преемственности культуры современной молодежью обусловлена ее местом и ролью в социальной структуре российского общества. Выступая двигателем социальных преобразований, остро чувствуя и впитывая в себя инновации, молодежь аккумулирует опыт как предшествующих поколений, так и современников. Сказанное относится, в первую очередь, к студенческой молодежи, которая в будущем займет управленческие позиции, овладев новыми технологиями и транслируя их в общество. Так извечный конфликт «отцов» и «детей» наполняется новыми смыслами. Ситуация обостряется тем, что обретение самостоятельности, становление социальной зрелости молодого человека проходит в условиях особого типа культуры, который вслед за Маргарет Мид (Мид, 1988) принято обозначать как префигуративную культуру – тип культуры, к которому, без сомнения, может быть отнесена и культура современного российского общества.

В данном исследовании в качестве рабочей выберем дефиницию В. С. Цукермана: «Культура – это исторически развивающаяся система материальных и духовных ценностей, норм и навыков специализированного мастерства, накопленного в ходе всей жизни людей и передающегося от одного поколения к другому для создания, усвоения, сохранения и распространения этих ценностей. Совершающееся таким образом формирование человека и есть развитие культуры» (Цукерман, 1984). Ключевым в данном определении является акцент на формирование человека. Народная культура, творцом которой выступает сам народ, сохраняя необходимое и вытесняя неактуальное, определяла/ определяет, нормирует все аспекты жизнедеятельности социума: уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, обычаи, обряды и т.д.

Проблема трансформации ценностей современной российской молодежи в пространстве изменяющейся культуры системна и предполагает следующие направления изучения:

1. Исследования культуры как социального феномена и механизма взаимодействия людей, ценностей и ценностных ориентаций в рамках философии, аксиологии, культурологии, социологии культуры.

2. Исследования молодежи как социально-демографической группы и субъекта социальных отношений в рамках социологии молодежи и социальной психологии.

Оба направления традиционны, хорошо разработаны и широко представлены в научной литературе. Новизна нашего подхода обусловлена его масштабностью и выбором предмета изучения. Выбор объекта эмпирического исследования – студенческая молодежь – обусловлен тем, что она, во-первых, находясь на специфическом этапе своего жизненного пути, проходит важнейший этап социализации, связанный с завершением систематического образования. К этому времени биологические, психологические факторы и условия социализации опосредованы имеющимся социальным опытом, контролируются характером формирующейся личности. Образование задает субкультурные характеристики и статусные позиции студенчества. Вузовское образование влияет на стихийные формы социализации и адаптации молодежи и связанное с ними усвоение тех или иных ценностей, формирует мировоззренческие ориентиры, позволяющие самостоятельно ориентироваться в аксиологическом пространстве и интерпретировать его константы.

Во-вторых, в условиях социальной трансформации студенты выступают активным субъектом адаптации к изменяющимся условиям, решая в конкретных ситуациях задачи соотнесения традиционных и либеральных социальных ориентиров.
В-третьих, субкультурные и статусные аспекты жизни молодежи требуют специального рассмотрения поскольку ценности анализируются не столько в контексте группового сознания и поведения, сколько в контексте выбора тех моделей действия, которые предлагают локальные нормативно-символические пространства культуры, экономических и политико-правовых институтов. В данном случае присущие молодежи ценности выступают как ориентиры выбора в более широком пространстве – пространстве коммуникации, социальной и мировоззренческой идентичности.

Методология и методы (Methodology and methods). В нашем понимании молодежи мы будем исходить из краткого, и поэтому ставшего уже классическим, определения, предложенного В. Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, культурные и другие социальные функции…» (Лисовский, 1990: 48).

Многообразие подходов к изучению молодежи связано не только со сложностью самого объекта исследования, с наличием у молодежи множества свойств и характеристик, но также с многообразием позиций, которые она занимает в современном динамичном и все более усложняющемся социальном пространстве. Плюрализм научных подходов ставит перед нами задачу выбора точки отсчета, которая в наибольшей степени позволяла бы решить исследовательские задачи. Отказавшись от теоретического представления существующих точек зрения на исследование молодежи, заметим лишь, что новые подходы исследования молодежи представлены в работах Ю. А. Зубок (см., напр., (Зубок, Чанкова, 2022; Зубок, Чупров, 2021) и др.). В своей научной работе мы также обращаемся к проблемам исторической памяти молодежи (Кузнецова, Пронина, 2020), ее ценностей и приоритетов (см., напр., (Павлов и др., 2020; Современное общество…, 2020; Широкалова, 2021, 2022), (Юрьев, 2016, 2019) и др.).

Анализ научных публикаций, доступных авторам, позволяет сделать вывод о том, что одним из основных социокультурных факторов социализации студенчества в России является отечественная система образования. Вузы страны, социализируя молодежь в крупных городах, формируют новую социальную общность, которая становится значимым актором не только молодежной культуры, но и российского общества в целом.

Объект и методы исследования. В исследованиях, инициируемых Российским обществом социологов (РОС), объектом исследования, прежде всего, являются студенты вузов России – граждане Российской Федерации (Мансуров, Пронина, Юрьев, 2018). Сохранение единого объекта позволяет накапливать эмпирический материал, мониторить выводы, полученные в разные годы, выявляя динамику отдельных процессов. Результаты совместной работы проходят апробацию на научных мероприятиях, находят отражение в статьях и коллективных монографиях (см., напр., (Спасибо прадеду…, 2020) и др.).

Исследование «Культурное наследие и связь поколений» проведено по решению Президиума РОС от 10 марта 2022 г. в марте-мае текущего года в странах Содружества Независимых Государств (СНГ) в связи с объявлением в СНГ 2022 года – Годом народного творчества и культурного наследия. Цель и задачи исследования – изучение форм межпоколенных связей в меняющихся социальных контекстах, а также отношения студенческой молодежи к общей истории народов, входивших в состав СССР.

Метод сбора первичной информации – онлайн-анкетирование, проходившее с использованием Google-форм. Как и любой метод, он имеет свои достоинства и недостатки, среди которых способ отбора единиц наблюдения, а именно стихийность выборки. Ее формирует коллектив преподавателей вузов, решивших принять участие в анкетировании, и инициаторы исследования не имеют возможности в полной мере ее контролировать до этапа обработки полученного массива. Мы солидарны с мнением насчет онлайн-опроса студентов, что «по своей конструкции опрос ближе к параметрам квотного исследования, в котором объект исследования ограничен некоторыми заданными изначально характеристиками, в данном случае – возрастом и родом занятия. В условиях, когда математические условия репрезентации не соблюдаются, ограничения, которые налагаются на выборку, становятся благом. В сформированной совокупности оказываются респонденты одного статуса, одного возраста, но при этом дисперсно распределенные по всей территории РФ. Данная выборка, как всякая квотная, таит в себе возможность устойчивых искажений, но в большинстве случаев – и это неоднократно доказывалось исследовательскими практиками – точно воспроизводит характеристики генеральной совокупности» (Мансуров, Черныш, 2016).

Все технические вопросы, связанные с проведением поля (разработка Google-форм, предварительная обработка данных, формирование общего массива эмпирических данных, его редактирование, обработка данных, полученных в ходе исследования), выполнены кандидатом социологических наук, доцентом УрФУ Д. В. Шкуриным (разработчиком программного комплекса «Vortex»).

В исследовании «Культурное наследие и связь поколений» в базе оказалось 12 679 документов, после этапа контроля и редактирования в массиве осталось 12 340 анкет, из которых 9 751 были студенты вузов РФ – граждане РФ. В рамках данной статьи будут представлены параметры именно этой категории опрошенных. Большой объем эмпирического материала позволяет проследить тенденции и сделать содержательные выводы.

В совокупности опрошенных представлены все федеральные округа страны. В Приволжском федеральном округе (ПФО) опрошено 3433 чел. (35,2%). В Южном федеральном округе (ЮФО) – 2329 чел. (23,9%), Центральном федеральном округе (ЦФО) – 1416 чел. (14,5%), Уральском федеральном округе (УрФО) – 1054 чел. (10,8%), Сибирском федеральном округе (СФО) – 453 чел. (4,6%), Дальневосточном федеральном округе (ДФО) – 431 чел. (4,4%), Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) – 379 чел. (3,9%), Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) – 256 чел. (2,6%). Из-за особенностей стихийной выборки пропорции относительно численности студентов в федеральных округах не выдержаны, но в каждом федеральном округе (за исключением Северо-Западного) опрошено достаточное количество студентов для возможности проведения сравнения между округами.

Девушек в выборке 64% против 36% юношей (среди российского студенчества доля студенток составляет 53%) (Женщины…, 2020).

Студентов гуманитарных специальностей – 38,2%, 25,1% – представители технических направлений подготовки, 14,2% – социально-экономические специальности. Естественнонаучный профиль у 9,0%, медицина – 6,9%, физкультура и спорт – 3,1%, военные вузы – 1,6%, творческие специальности – 1,2%, сельскохозяйственные – 0,5%. На другие направления подготовки приходится менее 10%. На бюджетной основе обучается 72,5% опрошенных. Подавляющая часть респондентов (84,4%) – это студенты с первого по третий курс включительно, что объясняется сроками проведения «поля»: весенний семестр, старшекурсники заняты подготовкой выпускных квалификационных
работ.

Студенчество в основном формируется из горожан (см. Таблицу 1). Приведенные в таблице данные подтверждают тенденцию постарения российского села: в сельской местности проживает около 27% россиян, но студентов, родившихся там менее 20%, и почти в 5 раз меньше тех, чьи родители остались селянами.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Как указывалось во Введении, одна из задач исследования – выявление степени преемственности культурной идентификации поколений. На один из основных вопросов: «Должен ли современный человек знать культуру своего народа?» – подавляющее большинство (94,3%) ответили положительно: да, должен (см. Таблица 2 и Таблица 3, в таблицах максимальные значения по каждой строке выделены рамками). Однако мотивация декларируемой оценки у студентов заметно различается. Если 46,7% респондентов высказались за то, что современный человек должен хорошо знать культуру своего народа, если он ощущает свою принадлежность к определенному этносу и заинтересован в сохранении его традиций, то, практически, столько же (47,6%) полагают, что знать культуру своего народа надо, но важно ориентироваться и в культурном наследии других народов. Учитывая разнообразие и многообразие народов, проживающих на территории России, вторая позиция – залог добрососедских отношений, которые требуют постоянной корректировки, о чем свидетельствует «разлом» Советского Союза по границам союзных (национальных) республик и возникшие в связи с этим взаимные территориальные претензии. История учит, что культура объединяет (на чем, как правило, делается акцент), но и разъединяет, четко проводя границу «свой» – «чужой», когда нарушаются механизмы удовлетворения базовых потребностей населения.

Согласились с тем, что культуру своего народа знать «не обязательно, в современном мире это не важно, культуры отдельных народов давно потеряли актуальность» – 5,7% респондентов. Незначительность доли высказавших такую оценку, не означает отсутствия проблемы: меняют мир 10 % наиболее активной части населения.

Возвращаясь к результатам исследования, обратим внимание на различия в оценках студентов, проживающих в разных регионах страны (см. Таблица 2). Чем более однороден национальный состав респондентов – представителей малых народов (в СКФО чеченцы составили 44%, а в ДФО якуты – 64,0%, – тем больше доля выбравших первый вариант ответа. В «русских» регионах в большей степени важен не этнический фактор, а степень влияния западной культуры: чем сильнее либерализация, тем меньше сторонников глубоких знаний народной культуры.

Контрольным по отношению к предыдущему можно считать вопрос с более «жесткой» формулировкой: «Считаете ли Вы важным сохранение народной культуры?» (см. Таблица 3). Более трех четвертей опрошенных (78,2%) сошлись во мнении, что, необходимо прилагать все усилия, чтобы сохранить народную культуру и передать ее нашим потомкам. «Народная культура – пережиток прошлого…» – с таким мнением согласились 8,4%. Плюс каждый восьмой (11,8%) затруднился с ответом на поставленный вопрос.

Распределение ответов – наглядный итог образовательной и культурной политики последних лет: приоритетность западной детской литературы, мультфильмов, игрушек с детства формируют систему без/ вненациональных ценностей. Показателен рассказ пожилой женщины (бабушки), семилетняя внучка которой, увидев на экране телевизора скульптуру «Родина-мать зовет!», установленную на Мамаевом кургане, радостно заявила: «Это статуя Свободы!». И это не удивительно, учитывая тот факт, что в российском кинопрокате до последнего времени голливудские фильмы в общем объеме кинопроката составляли около 80 %. Реакция бабушки достойна уважения: «Я поняла, надо все бросать и спасать ребенка: садиться книжки с ней читать, фильмы смотреть и обсуждать, по музеям водить… Мой мир ей показать».

Вопрос лежит именно в этой плоскости: насколько совпадают миры новых и предшествующих поколений?

Еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. При относительном равенстве обеих позиций в рамках общего массива полученных в исследовании данных, в ответах юношей акцент чаще смещается к первой («идентификационной») позиции, в ответах девушек – ко второй – «культурное многообразие» (см. Таблица 4 и Таблица 5, значимые различия в оценках юношей и девушек выделены в таблицах рамками).

Заметим, что различия по отношению к культуре отразились в ответах студентов, обучающихся на разных профилях. Вполне ожидаемо, что студенты-«технари» и курсанты военных вузов чаще выражали «идентификационную» позицию. Студенты (но чаще студентки) гуманитарного и социально-экономического профиля – вторую – «культурное многообразие».

Приведенные данные – свидетельство современных «войн памяти», в условиях которых молодому человеку сделать свой выбор весьма проблематично. Напомним, что «войны памяти», разворачиваются не только за пределами страны (это отдельная тема), но и в России: «В мире идут «войны памяти», но по-настоящему отменить ничью культуру нельзя. Такое уже было в истории цивилизации, но успеха не имело. И Россия сама – пример этому. Мы достаточно часто отменяли свою собственную культуру: сначала царскую, потом – писателей, которые были крепостниками или просто недостаточно рабоче-крестьянскими (включая того же Достоевского), Русскую православную церковь, потом – советскую культуру, сейчас отменяем постсоветскую... Как выяснилось, у нас нет иммунитета от всего этого: мы с удовольствием начинаем отменять неугодные нам пласты отечественной истории снова и снова. В этом смысле история нас не учит...» (Пиотровский, 2022).

Опираясь на результаты исследования, сформулируем промежуточный вывод о необходимости постоянного межпоколенческого диалога. Диалога для сохранения, трансляции и воспроизводства народной культуры – фундаментальной основы национального менталитета. Нельзя любить то, о чем даже не знаешь. Не случайна пословица: «О чем не подумал, про то не расскажешь, о чем не поплакал, про то не споешь…» Другого научить можешь только тому, что знаешь сам.

Сохраняется ли в семьях народная культура? Транслируется ли подрастающему поколению? Ответы на эти вопросы представлены в Таблице 6.

Хранителем и транслятором социальной памяти, народной культуры, как и культуры вообще, в семье выступает самое старшее поколение, на что мы уже обращали внимание (Дулина, Ануфриева, 2021). Нельзя не заметить, как по убывающей идет использование элементов народной культуры в повседневной практике от бабушек/ дедушек к внучкам/ внукам (см. Таблицу 6, три наиболее важных, по мнению респондентов, позиции в каждой возрастной группе выделены рамками). Ценность элементов культуры различна для каждого поколения. В большей степени сохраняется язык: около трех четвертей в каждой из выделенных категорий используют его в повседневном общении, читают книги на родном языке, от половины до трети собирают библиотеки. Востребована национальная кухня, что сейчас актуализирует гастрономический туризм.

При общей тенденции уменьшения значимости народной культуры в жизни каждого последующего поколения по сравнению с предыдущим, наиболее быстро «уходят» в прошлое из повседневной практики национальный костюм и использование в одежде его элементов, игра на национальных музыкальных инструментах. Во всех возрастных категориях эти позиции заняли в ранжированном ряду предпочтений последние места. То есть, интерес обусловлен функциональностью тех или иных элементов культуры, обеспечивающих повседневные потребности, либо поддерживается на законодательном уровне: русский сарафан с кокошником красив, но в общественном транспорте и на ферме не удобен, а традиционная женская одежда в Туркмении обязательна в учебных заведениях, госструктурах и т.д.. Став экзотикой для многих, национальные культуры стали использоваться как бренд туристическими компаниями. Востребованность их новой функциональности дала запрос на подготовку магистров по направлению «Менеджмент культурного наследия».

Схожая тенденция отношения к религиозным обрядам: из поколения бабушек/ дедушек исполняют их 48,9%, у родителей – 35,3%, студентов – 21,9%. Уходит в прошлое авторитетность религии как социального института: доля соблюдающих обряды выше, чем доля обращающихся за советом к священнослужителям (мулле, пресвитеру, ламе, шаману и т.д.): 41,6% бабушек/ дедушек, 28,7 % – родителей, а из поколения внуков – 14,6%. Одновременно формируется спрос на религиозный туризм.

С детства человек участвует в символических событиях, которые объединяют «большую семью (Таблица 7). Согласимся с А. В. Глинкиным, что «в народной культуре всегда осознаваема, в первую очередь, установка на следование принятой традиции, за которой проступает некое соборное, коллективистское, общинное, корпоративное, анонимное начало, объединяющее сообщество в разных поколениях и получающее значение нормы и образца от давности существования и (или) наличия авторитетов. Опора на традицию – фундаментальное качество народной культуры» (Глинкин, 2008). Семейные праздники – это традиция, а традиция выступает в роли своеобразной социальной эстафеты, обеспечивающей преемственность поколений. Поэтому важно понимать, подхватывает ли молодежь эстафету или выбирает перпендикулярный путь, бежит параллельно…

Данные, приведенные в Таблице 7, позволяют утверждать, что в жизни всех трех поколений есть события и праздники, которые отмечает большинство: Новый год, Дни рождения близких и родных, Международный женский день (8 Марта), День Победы (9 Мая). Важные для всех, именно они формируют из населения народ. В то же время намечается тенденция угасания значимости Старого Нового года, 1 Мая, 9 Мая. Появляются и другие праздники, пришедшие в нашу жизнь сравнительно недавно, но становящиеся популярными, благодаря объявлению их выходными днями и превращению в праздничные шоу. Двойственность их значения не акцентируется, чтобы не вызывать идеологического конфликта. Среди них День России: 12 июня 1990 года Первый съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, ставшей сильнейшим фактором будущего разрушения Советского Союза. По мнению тех, кто ностальгирует по СССР, – это день не славы, а позора России, отказавшейся от завоеваний предков.

Заключение (Conclusions). В начале статьи оговаривалось, что в ней будут отражены данные одного из аспектов исследования, а именно отношение к народной культуре трех поколений россиян. Они позволяют сделать вывод, что народная культура в большей степени хранится, транслируется старшим поколением. Молодежь, в своем большинстве, осознавая ценность народной культуры в целом, ранжирует ее элементы по степени их соответствия запросам современности. На этом основании можно выделить две равновесные по объему группы. Первая – «идентификационная» – разделяет позицию, что, если современный человек ощущает свою принадлежность к определенному этносу и заинтересован в сохранении его традиций, он должен хорошо знать народную культуру. Вторая группа выступает за «культурное многообразие»: современный человек должен хорошо знать народную культуру, но важно ориентироваться и в культурном наследии других народов.

Картины мира студенческой молодежи и старших поколений формировались/ формируются в разных условиях, поэтому неизбежен поиск площадки для диалога дедов/ отцов/ детей как условия стабильности общества. Если нет старшего собеседника, то его место занимает кто-то другой, внося мировоззренческие коррективы (см., напр., (Спасибо прадеду…, 2020), (Михеева, Дулина, 2021) и др.).

Список литературы

Глинкин А. В. Народная культура и традиции // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. [XI Международная конференция, Екатеринбург, 19-20 марта 2008 г.]: в 5 частях. Екатеринбург: [Факультет политологии и социологии Уральского государственного университета], 2008. Ч. 2. C. 32-35.

Дулина Н. В., Ануфриева Е. В. Пожилые женщины России – хранительницы памяти о Великой Отечественной войне (по материалам устных историй о повседневной жизни в тылу во время Великой Отечественной войны) // Старшее поколение современной России / Под общей редакцией проф. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 2021. С. 29-33.

Женщины и мужчины России. 2020: Стат.сб. / Росстат. М., 2020. 239 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/yhNtbedG/Wom-Man%202020.pdf (дата обращения: 09.08.2022).

Зубок Ю. А., Чанкова Е. В. Динамика присутствия общения в коммуникативном пространстве молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 1. С. 18-30.

Зубок Ю. А., Чанкова Е. В. Общение в молодежной среде: социокультурные особенности ожиданий // Социальные и гуманитарные знания. 2022. Т. 8. № 2 (30). С. 178-189.

Зубок Ю. А., Чупров В. И. Жизнедеятельность молодежи в изменяющейся реальности: особенности социального регулирования // Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики: монография / Ю. А. Зубок, О. Н. Безрукова, Ю. Р. Вишневский и др.; науч. ред. Ю. А. Зубок. Белгород: ООО Эпицентр, 2021. С. 24-27.

Кузнецова Н. В., Пронина Е. И. Роль исторической памяти в патриотическом воспитании учащейся молодежи (социологический аспект) // Научный вестник Гуманитарно-социального института. 2020. № 11. URL: http://science-gsi.ru/wp-content/uploads/17.-Kuznetsova-N.-V.-Pronina-E.-I.-Rol-istoricheskoj-pamyati-v-patrioticheskom-vospitanii-uchashhejsya-molodezhi-sotsiologicheskij-aspekt.pdf (дата обращения: 05.08.2022).

Лисовский В. T. Советское студенчество. Социологические очерки. М.: Мысль, 1990. 216 с.

Мансуров В. А., Пронина Е. И., Юрьев П. С. К 60-летию Советской социологической ассоциации Российского общества социологов (ССА/ РОС) // Научный результат. Социология и управление. 2018. Т. 4. № 4. С. 16-27.

Мансуров В. А., Черныш М. Ф. Социальная справедливость: теоретический и эмпирический аспекты // Студенчество России о социальном неравенстве и социальной справедливости: сборник научных статей / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. М.: Российское общество социологов; Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2016. С. 10-96.

Мид М. Культура и мир детства: избранные произведения. М.: Наука, 1988. 430 с.

Михеева И. А., Дулина Н. В. Изменение роли художественных произведений в формировании исторической памяти молодежи (по итогам прикладного социологического исследования) / «Памяти павших будьте достойны!», сборник материалов научно-практической конференции, 18 ноября 2021 г., Волгоград / редкол.: Е. В. Ануфриева, Н. В. Дулина, Р. М. Петрунева. Волгоград: ВолгГТУ, 2021. С. 241-248.

Павлов Б. С., Дулина Н. В., Пронина Е. И., Павлов Д. Б. Денежные отношения «отцов и детей» в родительской семье как средство консолидации поколений (на примере опросов студентов Урала и Поволжья) // Труды IX Всероссийского симпозиума по экономической теории. Сборник докладов секционных заседаний. 2020. С. 26-31.

Пиотровский М. Б. «Отменить культуру нельзя». Михаил Пиотровский – о мягкой силе искусства // АиФ. 2022. № 30. С. 3. URL: https://aif.ru/culture/art/otmenit_kulturu_nelzya_mihail_piotrovskiy_o_myagkoy_sile_iskusstva (дата обращения: 06.08.2022).

Современное общество: оценка состояния и перспективы развития: монография / под общ. ред. Н. А. Скобелиной, Н. В. Дулиной, И. В. Василенко [и др.]. Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. образования «Волгогр. гос. ун-т».  Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2021. 224 с.

Спасибо прадеду за Победу…: монография по материалам мониторинга «Российское студенчество о Великой Отечественной войне» (2005–2010–2015–2020 гг.) / [под общ. ред. Ю. Р. Вишневского]; Мин-во науки и высшего образования РФ. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. 352 с.

Цукерман В. С. Народная культура как социальное явление: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. Свердловск, 1984. 39 с. URL: https://www.dissercat.com/content/narodnaya-kultura-kak-sotsialnoe-yavlenie (дата обращения: 01.08.2022).

Широкалова Г. С. Мы и они: проблемы самоидентификации поколений и народов // Трансформация общественного сознания в переходную эпоху. Материалы Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова; Ванадзорский государственный университет им. О. Туманяна. Н. Новгород, 2022. С. 176-182. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_47942663_91089761.pdf (дата обращения: 09.08.2022).

Широкалова Г. С. Российская семья: близкие метаморфозы // Изучение социальных проблем, вызванных семейно-демографической ситуацией в России, методами социальных наук (к 25-летию кафедры социальной работы МГУ им. Н. П. Огарева). Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Под общ. Ред. проф. Л. И. Савинова. Саранск. 2021. С. 39-43. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46299338_93348824.pdf (дата обращения: 09.08.2022).

Юрьев П. С. Применение семиосоциопсихологических методов и подходов в изучении коммуникативных практик современной молодежи // Социальная стратификация в цифровую эпоху: к 130-летию со дня рождения Питирима Сорокина. Сборник материалов. 2019. С. 1043-1046.

Юрьев П. С. Социоментальное развитие современной учащейся молодежи (по материалам семиосоциопсихологического исследования) // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость. Материалы V Всероссийского социологического конгресса. Российское общество социологов. 2016. С. 3078-3085.