16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2015-1-3-24-28

МОЛОДЕЖЬ, ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ, РЕЛИГИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Aннотация

В статье рассматривается вопрос о влиянии религиозности студентов вузов Санкт-Петербурга на представления ими жизненного успеха. В религиях понятие жизненного успеха имеет смысл, отличающийся от представлений о жизненном успехе в западном обществе. Опрос, проведенный в 2013 году кафедрой социологии молодежи и молодежной политики СПбГУ в вузах Санкт-Петербурга, показал, что представления верующей молодежи о жизненном успехе отличаются от представлений атеистов. В понятие жизненного успеха верующими студентами включаются духовные элементы.

Жизненный успех, понимаемый в социальном смысле (как правило, это – достижение каких-то конкретных материальных благ) отличается от понимания жизненного успеха в религии. Рассматривая влияние религиозности молодежи на жизненный успех, нельзя не заметить, что религиозные представления о мире определенным образом накладываются на мировоззрение человека, определяя структуру ценностей. В современных западных обществах жизненный успех играет важную роль как критерий, оценивающий человеческие достижения в жизни, и, прежде всего, его значимость обуславливается тем, что от того, что именно вкладывается в данное понятие обществом, будет и его влияние на мотивацию человеческого поведения [7]. Достижению успеха посвящено немало книг, разработаны теории и методы его достижения [4]. Поэтому важность данного понятия усиливается в связи с тем, что возникают противоречия между представлениями о жизненном успехе в обществах с различными религиозными традициями, разным социально-экономическим развитием. Если жизненный успех в обществах западной ориентации трактуется преимущественно как некий ориентир, позволяющий человеку стремиться к движению вверх по социальной лестнице, то в обществах с другим вектором развития жизненный успех может заключаться в иных смыслах.

В исламе, например, «труд – нераздельная часть религии. Тот, кто честно зарабатывает себе на жизнь, достоит наивысшей похвалы» [5, c. 182]. В приведенном отрывке речь идет о том, что человек должен поддерживать духовную жизнь в соответствии с исламскими принципами, которые ведут к успеху в этой жизни и после смерти, а исламские принципы связаны с преодолением стремления человека к материальным благам, гедонизму и поощряется стремление к жизни, согласной с волей Аллаха. Принципы включают целый набор ритуалов и практик, которые обязан выполнять каждый мусульманин. Жизненный успех, таким образом, в сознании исповедующих ислам не может быть иным, не таким, как это представлено в религиозном вероучении.

В христианстве главное достижение человека, его успех в жизни – это достижение спасения, для чего необходимо исполнение заповедей Христа, а не достижение материальных благ, которые являются лишь сопутствующими жизни, данными от Бога. В буддизме успех – это достижение нирваны, а жизнь – стремление к ней. Можно привести много различных религиозных вероучений, в которых жизненный успех имеет совершенно иные критерии, нежели у обществ западного типа, преимущественно связанных с достижением материальных благ [2]. Однако, основное отличие понятия жизненного успеха в религиозной традиции и современном понимании как социальной нормы или ценности в рамках постиндустриального общества заключается в том, что рассматриваемое понятие является одним из механизмов, которое трансформирует общество в конкурентное, заставляя людей конкурировать, соревноваться между собой. Религиозное же понимание жизненного успеха, включающее духовное измерение, ориентировано на взаимопомощь и поддержку членов общества, организованных, как правило, в религиозные общины. Наиболее близка к современному пониманию жизненного успеха западного типа протестантская этика, которая предполагает достижения жизненного успеха в миру, ориентируя на построение достойного общества, а не только спасения души.

Наше исследование, посвященное изучению жизненного успеха в представлениях студентом Санкт-Петербурга, также включал в себя и попытку анализа влияния религиозности студентов на жизненный успех в их понимании.

Результаты проведенного опроса кафедрой социологии молодежи и молодежной политики СПбГУ, (N = 500 чел.) студентов в ряде вузов Санкт-Петербурга в 2013 г, показали, что глубоко верующих среди студентов 4,5%, верующих в Бога, но не соблюдающих религиозных обрядов и правил – 47%, считающих, что существует некое духовное иррациональное начало мира – 32,7% и атеистов – 15,8%. Данная структура религиозности опрошенных студентов находится в рамках обычной структуры религиозности молодежи, полученной в ряде ранее проведенных исследований различных аспектов жизнедеятельности современной российской молодежи. Среди них в группе глубоко верующих 58,8% девушек, в группе верующих в Бога, но не соблюдающих обрядов – 57,5% девушек, верующих в духовное начало мира – 59,8% девушек и себя назвали атеистами 36,7% девушек. Это достаточно интересное соотношение степени религиозности студентов, связанное с половой принадлежностью, только подтверждает постоянно получаемые при опросах данные, свидетельствующие о том, что женщины полагают себя более религиозными, чем мужчины.

Рассматривая полученные данные связи степени религиозности и представлений студентов о жизненном успехе, можно заметить ряд некоторых характеристик, по которым они отличаются. Наиболее ярко эти различия выражаются между группами верующих, особенно глубоко верующими и атеистами. При исследовании жизненного успеха было предложено выделить наиболее значимое ядро из 19 факторов. Полученные данные свидетельствуют о том, что, по мнению верующей молодежи, жизненный успех состоит из следующих компонентов: на первом месте – «счастливая семейная жизнь» (отметили 88,2% глубоко верующих, 79,9% верующих в Бога, но не соблюдающих обряды). На втором месте – «интересная, любимая работа» (отметили 82,4% глубоко верующих, 65,9% верующих в Бога, но не соблюдающих обряды), на третьем – «материальное благополучие», важность которого в составе жизненного успеха полагает 64,7% глубоко верующих и 63,4% верующих в Бога. Те, кто считает, что есть некое духовное начало мира, ядро жизненного успеха примерно то же, но на первом месте для них «любимая интересная работа» (74,8%), на втором − «счастливая семейная жизнь» (63,8%) и на третьем – «материальное благополучие» (51,2%). Интересно, что четвертое место в ряду важнейших элементов жизненного успеха во всех группах верующих занимает «любовь». Иная картина у атеистов: жизненный успех включает в себя, в первую очередь, «материальное благополучие» (63,3%), на втором месте – «счастливая семейная жизнь» (61,7%), на третьем – «любимая интересная работа» (53,3%), на четвертом – «возможность путешествовать по миру» (41,7%). Как видим, если у верующих в представлениях о жизненном успехе доминируют ценности семьи и интересной работы, то у атеистов материальные блага преобладают. Нельзя также не отметить, что такой компонент жизненного успеха, предложенный для оценки в ряду других элементов, как «искренняя вера в Бога», был отмечен 23,5% глубоко верующих, 11,2% верующих в Бога, но не соблюдающих обрядов, 3,1% тех, кто считает, что существует некое духовное начало мира и 1,7% атеистов. Приведенные данные свидетельствуют, о том, что степень религиозности действительно влияет на формирование структуры жизненного успеха в представлениях студентов.

Группа глубоко верующих по ряду характеристик выделяется из групп опрошенных респондентов. Так, 41,2% из них готовы бороться за достижение жизненного успеха всю жизнь, в других группах таковых меньше (35-30%). Они более, чем респонденты других групп целеустремленны – 70% из них имеют четкие цели на длительную перспективу (10-15 лет), тогда как, например, среди атеистов такой целеустремленностью обладают только 35%. 23,5% глубоко верующих ставят себе цели только на ближнюю перспективу – недели, месяцы. Среди респондентов других групп верующих и атеистов таковых намного больше – 64-56%, Остальные респонденты по их оценкам «живут одним днем».

Как показал опрос, религиозность оказывает влияние на более оптимистичное восприятие реальности: 41,2% глубоко верующих полагают, что перспективы у России хорошие. Респонденты других групп оценили хорошие перспективы России намного пессимистичнее – только 14-11% верующих и атеистов полагают их таковыми. Также ярко влияние степени религиозности респондентов проявилось при выборе ответа «перспектив у нашей страны практически нет» на вопрос о перспективах России. Данный вариант выбрали 17,6% глубоко верующих, 32,2% верующих в Бога, 41,1% тех, кто считает, что существует некое духовное начало мира и 48,3% атеистов. Проявившаяся тенденция показывает более спокойный и светлый взгляд на действительность глубоко верующих, чем у других респондентов, особенно атеистов.

Современная молодежь и, прежде всего, студенты в большой мере ориентируются на собственные силы, преимущественно «только на себя». При этом, если среди глубоко верующих такой ответ выбрали 64,7%, то среди верующих в Бога, но не соблюдающих обрядов таковых 68,7%, среди тех, кто считает, что существует некое духовное начало мира их уже 69,6%, среди атеистов – 70%. Более чем каждый пятый (23,5%) среди глубоко верующих надеется не только себя, но и на Бога, среди верующих в Бога таковых меньше – только 5,6%, среди третьей группы верующих 0,8%. Интересно, что те, кто себя относит к атеистам, также питают надежду на Бога – их 3,3%.

Вера в Бога помогает респондентам не только более оптимистично смотреть на окружающий мир, но и более уверенно себя в нем ощущать. Среди глубоко верующих нет неудачников, при этом они с большей трезвостью подходят к оценке своей личности. Среди них 23,5% «осознают свою исключительность и неординарность» и 76,5% «считают себя не лучше и не хуже других». Верующие из других групп ощущают себя по-другому: среди них по их оценкам 5,6-5,7% неудачников, 31-33% тех, кто «осознает свою исключительность и неординарность» и 61-63% тех, кто «считает себя не лучше и не хуже других». Более других чувствуют себя неудачниками атеисты 8,3%, среди них 31,7% тех, кто «осознают свою исключительность, неординарность». Остальные (60%) – «считают, что они не хуже и не лучше других».

Приведенные данные говорят о том, что глубоко верующие более гармонично ощущают себя в окружающей реальности. 82,4% из них уже считают себя успешными людьми, находясь пока еще на этапе обучения в вузе. Например, атеисты полагают себя менее успешными: таковых среди них 77,6%, среди других верующих 72-78% успешных.

 Анализ полученных результатов позволяет говорить о том, что степень религиозности оказывает некоторое влияние на представления о жизненном успехе и возможностях его достижения. Например, 23,5% глубоко верующих респондентов «резко отрицательно» относятся к достижению целей на основе принципа «цель оправдывает средства», атеистов, способных относиться также к достижению собственных целей гораздо меньше – 15%. Однако в других группах верующих молодежь более толерантна к этому принципу – только 7,4% верующих в Бога и 12,6% из тех, кто считает, что существует некое духовное начало мира, высказались негативно.

Изучая представления о жизненном успехе современных студентов, нельзя не заметить, что мы анализируем мнения и оценки еще сравнительно молодых людей, многих из которых находятся в мировоззренческом поиске, в процессе социализации и не имеющих жизненного и религиозного опыта. Тем не менее можно говорить о том, что на формирование представлений о жизненном успехе оказывает некоторое воздействие степень религиозности. На основании полученных данных мы не можем говорить о том, что жизненный успех у верующей молодежи и в частности глубоко верующей связан только с религией, с Богом, который для них важнее, нежели окружающая реальность. Жизненный успех в их представлениях, хотя и отличается от представлений атеистов, но все-таки имеет вполне реальную приземленность, включая все компоненты для проявления себя в окружающем мире. Но при этом верующие будут более целеустремленными при достижении успеха в жизни, выстраивая жизненные стратегии таким образом, чтобы в них была включена и духовная составляющая. Это важный аспект, который показало наше исследование. Нельзя также не сказать и о том, что на некоторые стороны представлений о жизненном успехе религиозность не оказывает особого влияния. Это относится к значимости для респондентов жизненного успеха – здесь нет четко выраженных тенденций, связанных с влиянием религиозности.

Таким образом, полученные данные проведенного исследования можно интерпретировать как свидетельство того, что степень религиозности студентов Санкт-Петербурга оказывает определенное позитивное влияние на их представления о жизненном успехе, проявляющееся наиболее ярко в группе глубоко верующих. Из глубоко верующих только для 41,2% жизненный успех является одной из значимых ценностей, также он значим для 35,4% верующих в Бога, для 30,6% тех, кто считает, что существует некое духовной иррациональное начало мира и для 30% атеистов. Остальные не готовы всю жизнь бороться за него, многим из опрошенных близка позиция «жить и радоваться жизни». Но при этом жизненный успех ими рассматривается как нечто необходимое, но не возведенное в ранг «жизненного успеха» по типу протестантской этики.

Список литературы

  1. Грунт Е.В. Проблема смысла жизни в истории западно-европейской философии (от античности до конца 19 века). Челябинск: ЧИРПО, 1996. 315 с.
  2. Дерек Лин. Дао успеха: Пять шагов к счастью и процветанию в древних китайских притчах / Перев. с англ. М.: ООО Издательство «София», 2011. 224 с.
  3. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Жизненный успех в современном российском обществе // Вестник С.-Петербурского Университета. Сер.12. Вып. 2. 2013. С.136-143.
  4. Картер-Скотт Ш. Если успех – игра, то это ее правила / Пер. с англ. П.А. Самсонов. Мн.: ООО «Попурри», 2003. 256 с.
  5. Птуха А.Р., Степанов С.С. На развилке менталитетов. Действенные рецепты для инноваций, бизнеса и закона в России. СПб., Алетейя, 2010. 320 с.
  6. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, 672 с.
  7. Трепакова А.В. Ценности американского кино. Жанры, образы, идеи: книга для чтения по курсу «Культурология». М.: КДУ, 2007. 112 с.