16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-1-0-9

Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности

Aннотация

В работе построены бинарные матрицы наличия иноязычных сайтов и аккаунтов в социальных сетях, мессенджерах и приложениях для 72-х университетов ЦФО РФ, входивших в 2017 г. в рейтинги Эксперт РА и Интерфакс. Анализ первой матрицы позволил получить распределение университетов, ориентированных на разные страны или группы стран. Например, в кооперации с научно-образовательными организациями стран Латинской Америки и наборе испаноязычных студентов из этих стран наиболее сильно заинтересованы классические университеты Белгорода, Воронежа, Курска (Юго-Западный государственный университет), РУДН, МЭИ и Московский государственный лингвистический университет. Идентифицированы университеты ЦФО РФ, имеющие наибольшее количество аккаунтов в социальных сетях, мессенджерах и приложениях. На основе этих матриц получены агрегированные показатели наличия иноязычных сайтов и социальных сетей по субъектам ЦФО РФ, которые предлагается включать в нематериальные активы регионов, влияющих на региональную университетскую конкурентоспособность. Показана актуальность разработки стратегических программ управления репутацией университетов с помощью инструментов сети Интернет, приведены основные разделы таких программ.

Информация для цитирования: Московкин В.М., Явей Л. Иноязычные сайты и социальные сети университетов: факторы повышения их конкурентоспособности // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5, N 1. С. 109-138, DOI: 10.18413/2408-9338-2019-5-1-0-9


Введение (Introduction). В эпоху информационного взрыва, связанного с появлением и быстрым развитием Интернета, движения открытого доступа, Web 2.0-технологий, облачных технологий, социальных сетей, мобильных устройств и приложений, кардинальным образом изменилась жизнь человека и общества, включая глобальное университетское сообщество. Сегодня Web-сайт университета приобретает решающее значение в процессе реализации информационной политики вуза, стремящегося к открытости и доступности (Окушова, Бычкова, Гужова, 2014). Авторы этой работу пишут: «Если университета нет на лентах новостей интернет-СМИ, в обзоре актуальных событий на электронных ресурсах экспертных сообществ, в горячем обсуждении студентов, аспирантов на форумах, в блогах, социальных сетях, − есть ли он вообще». Практически все самостоятельные университеты мира имеют собственные Web-сайты, представляя на них всю свою деятельность, включая, в первую очередь, образовательную и научную. С целью презентации этой деятельности в Интернете, испанцы в 2014 г. запустили рейтинг Webometrics, который в дальнейшем вошёл в систему глобальных университетских рейтингов, наряду с ARWU, THE, QS, TNU, Leiden, URAP, SIR, и стал играть роль имиджевого и репутационного инструментов для привлечения иностранных студентов и установления научных связей. В этой связи в работе (Latysheva, Karlova, Koryakina, 2015) отмечается, что около 90% абитуриентов ищут информацию о вузах через Интернет, а в работе (Окушова, Бычкова, Гужова, 2014) высказана мысль: «Как бы не относились корифеи высшего образования к национальным и мировым рейтингам, они предоставили студентам возможность сравнивать и выбирать, а значит быть потребителями и своим выбором влиять на качество услуг».

Поэтому перед университетами всего мира встала задача создания и сопровождения как можно большего числа иноязычных сайтов. Например, при создании сети российских федеральных университетов (2006-2012 гг.), одна из главных задач состояла в создании многоязычных сайтов (Черноухов, 2014).

Методологияиметоды (Methodology and methods). Помимо веб-сайтов университетов, которые служат важным инструментом маркетинговых коммуникаций (Черноухов, 2014; Ткаченко, 2017), в последнее время, резко возросла роль социальных сетей в образовательной и научной деятельности (Бабин, Редько, 2011; Бакланова, 2011; Бусыгина, 2016; Замятина, 2012; Карпова, Шульга, Рудникова, 2015; Королева, 2017; Лупанов, 2010; Медведева, Водатурская, 2013; Мельникова, 2013; Овчинникова, 2013; Ульянова, 2010; Фещенко, 2011; Latysheva, Karlova, Koryakina, 2015). Общение в социальных сетях в последнее десятилетие превратилось из периферического способа в основной жанр Интернет-коммуникации. Социальные сети не только поддерживают социальные связи, но и служат средством распространения актуальной информации и новостей. Их феномен меняет характер компьютерно-опосредованного общения, сложившийся за предшествующие двадцать лет (Овчинникова, 2013).

Многие зарубежные эксперты считают, что время автономных систем управления обучением (Learning Management System, LMS), сформировавшихся в индустриальную эпоху, давно прошло, и они делают ставку на популярные социальные сети (Фещенко, 2011). Студенты, преподаватели и учёные тесно взаимодействия друг с другом в социальных и научных сетях генерируют различные сообщения, дискуссии, ресурсы и новое знание.

Если раньше школы и вузы вынуждены были покупать дорогое программное обеспечение, содержать сервера для хранения цифровых данных и организации коммуникации в сети, то социальные сети все это предоставляют бесплатно (Фещенко, 2011). Поэтому в настоящее время обучающий процесс уходит в Facebook, Twitter и «В Контакте». Если сюда ещё добавить бесплатные онлайновые лекции и курсы лучших профессоров из лучших университетов мира, то мы увидим в каком плачевном состоянии очутилось традиционное образование.

В работе (Ульянова, 2010) высказана важная мысль о том, что для современных университетов управленческие модели на базе социальных сетей могут стать эффективным инструментом оперативного и стратегического управления. Близкие соображения сделаны и в работе (Лупанов, 2010).

Как известно, традиционный Интернет маркетинг вызывает раздражение пользователей Интернет, которые не хотят быть пассивной мишенью для рекламы. Поэтому они обзаводятся фильтрами и блокираторами всплывающих окон и баннеров (Бакланова, 2011). Это привело к тому, что стало уделяться большее внимание продвижению услуг, в том числе образовательных, в социальных сетях (Social Media Marketing, SMM). Но проблема, по нашему опыту, состоит в том, что в наших, даже самых крупных, университетах отсутствуют специалисты по SMM.

В этой связи, помимо создания многоязычных сайтов, перед российскими федеральными университетами была поставлена задача создания аккаунтов в наиболее значимых социальных сетях (Черноухов, 2014). Представленность этих университетов в социальных сетях по данным вышеуказанной работы показана в таблице 1. Для сравнения в этой таблице приведены наши данные на уровень конца октября 2018 г., из которых следует, что федеральные университета за 5 лет улучшили своё позиционирование в социальных сетях, и особенно в YouTube. Такого рода бинарные матрицы по наличию социальных сетей и иноязычных сайтов мы будем строить в нашем исследовании для ведущих университетов ЦФО РФ.


 

Отметим важные исследования по количественной оценкe эффективности продвижения вуза в социальных сетях (Медведева, Водатурская, 2013) и механизмам оценки активности вузов в этих сетях (Карпова, Шульга, Рудникова, 2015). В первой работе проделан сравнительный количественный анализ групп экономического профиля ПГНИУ, МГУ, МВШЭ и РЭУ им. Г.В. Плеханова в социальной сети «В Контакте» и контент-анализ их сообщений. Во второй работе была предложна методика количественной оценки активности вузов в социальных сетях с шестью показателями и их весами, которая была реализована в виде Web-приложения оценки активности вузов в социальной сети «В Контакте». К сожалению, это Web-приложение сейчас не функционирует.

Известный зарубежный инструмент Klout Score оценивает влияние аккаунтов мировых социальных сетей Twitter, Facebook, Google+, Instagram, LinkedIn и другие. Он был использован при усовершенствовании методики расчета Национального рейтинга университетов ИА «Интерфакс» 2013 г. (Карпова, Шульга, Рудникова, 2015).

Социальные сети очень удобны при изучении карьерных траекторий выпускников вузов, определения зон влияния (сбора студентов) и преимущественного распределения выпускников определенного вуза (Замятина, 2012).

В качестве количественного сравнительного инструмента по оценке охвата населения социальными сетями в разрезе России и её регионов может служить Brand Analytics. Он анализирует 5 социальных сетей «В Контакте» Twitter, Facebook, Live Journal, Instagram. Максимальный охват этими сетями был получен при анализе представленности 324 вузов России в социальных сетях: аккаунты социальной сети «В Контакте» имеются в 96% рассматриваемых сайтов вузов, сети Facebook – в 85%, Twitter – в 81%, YouTube – 62%, Instagram – в 48% из 324 сайтов российских вузов (Карпова, Шульга, Рудникова, 2015).

В заключении нашего обзора отметим, что социальные сети играют сейчас важную роль в научно-публикационной сфере при разработке альтметрик, которые стали внедряться с 2010 г. в качестве альтернативы к традиционным наукометрическим и библиометрическим индикаторам (Бусыгина, 2016).

Из выше приведенного обзора следует, что иноязычные сайты и социальные сети университетов являются их нематериальными активами, способствующими росту имиджа и конкурентоспособности университетов. Создание иноязычных сайтов университетов ведет к повышению значения индикатора Presence их вебометрического рейтинга за счёт создания новых Web-страниц, а самое главное – способствует лучшей узнаваемости университета в глобальном Интернет-пространстве, росту внешних ссылок на его сайт, что ведет к росту наиболее значимого индикатора Impact в вышеуказанном рейтинге.

Создание же социальных сетей университетов, особенно международных (Facebook, Twitter, Google+ и другие), также способствует улучшению их узнаваемости и росту индикатора Impact в глобальном вебометрическом рейтинге университетов.

В нашем исследовании была поставлена цель изучить количественные распределения иноязычных сайтов и социальных сетей, на примере университетов ЦФО РФ, входящих, по крайней мере, в один из рейтингов Эксперт РА и Интерфакс. Такие университеты были нами идентифицированы в работе (Московкин, Явэй, 2018) на уровень 2017 г. Эти количественные распределения изучаются с помощью построения бинарных матриц ( ) размерности , где m-количество университетов, n-количество иноязычных сайтов (социальных сетей),    если для i-го университета существует j-ый иноязычный сайт (если на сайте i-го университета присутствует аккаунт j-ой социальной сети), – в противном случае. Сбор данных с сайтов вузов производился с 5 по 13 марта 2018 г. включительно.

Научные результаты и дискуссии (Research Results and Discussion). Наличие иноязычных сайтов у рассматриваемых университетов приведено в Приложении 1, которая построена в виде бинарной матрицы (m=72, n=15). Как видим, наиболее продвинутые университеты ЦФО РФ создали, в общей сложности, 15 иноязычных сайтов. 62 университета из 72 имеют англоязычные сайты, 15 университетов-китайскоязычные, 11 – франкоязычные, 10 – немецкоязычные сайты.

Сайты на корейском, турецком и персидском языках созданы в Московском государственном лингвистическом университете. Этот университет имеет больше всего иноязычных сайтов (9), далее идут Воронежский государственный университет и Российский новый университет (по 6 сайтов).

Распределение университетов, ориентированных на разные страны, приведено в таблице 2.

Из Приложения 1 следует, что в кооперации с китайскими вузами и наборе китайских студентов наиболее сильно заинтересованы классические университеты Белгорода, Владимира, Воронежа, Москвы, Ивановский государственный химико-технологический университет, НИУ «ВШЭ», РУДН и ещё восемь вузов Москвы. В сотрудничестве с испаноязычными странами, в основном Латинской Америки, наиболее сильно заинтересованы классические университеты Белгорода, Воронежа, Курска (Юго-Западный государственный университет) и четыре московских университета. Следует сказать, что и многие другие вузы набирают для обучения студентов из Китая и стран Латинской Америки, но ещё не создали китайскоязычные и испаноязычные сайты. То же самое следует сказать и об арабских странах, так как арабоязычные сайты создали только Воронежский государственный университет, Тамбовский государственный технический университет, РУДН и Московский государственный лингвистический университет, хотя арабские студенты учатся и во многих других вузах. Многие российские вузы пользуются услугами посреднических компаний или частных рекрутеров для набора иностранных студентов и не связываются с созданием иноязычных сайтов, за исключением англоязычных.

Из Приложения 1 видим, что построенная бинарная матрица, как отмечено выше, имеет размерность 72x15. Если бы она была полностью плотной, то есть состояла бы из всех единиц, то количество её единичных элементов составило бы 72х15=1080. Фактическое их количество равно 122, что составляет (122/1080) х100%≈11,3%. Следовательно, наша матрица является очень разряженной. Она имеет также достаточно разряженную субматрицу размерности 72х6 на пространстве первых шести наиболее употребительных языков.

В таблице 3 приведены университеты, имеющие больше всего иноязычных сайтов.

Распределение университетов и их сайтов по субъектам ЦФО РФ приведено в таблице 4.

В Приложении 2 построена бинарная матрица размерности 72×18 наличия у университетов аккаунтов в социальных сетях, мессенджеров и приложений. Плотность её единичных элементов примерно в два раза больше по сравнению с предыдущей матрицей (303×1296)100% ≈ 23,4%.

На основе этой матрицы (Прил. 2) построена таблица распределения университетов и их аккаунтов в социальных сетях, мессенджерах и приложениях по субъектам ЦФО РФ (табл. 5).

В таблице 6 приведены университеты с наибольшим количеством аккаунтов в социальных сетях, мессенджерах и приложениях.

Так как наличие иноязычных сайтов и социальных сетей университетов относятся к их нематериальным активам, то таблицы 4 и 5 показывают агрегированные нематериальные активы субъектов ЦФО РФ. Сведем их в одну таблицу (табл. 7).

Рассчитанные значения показателя агрегированных нематериальных активов университетов по субъектам ЦФО РФ является частью региональной университетской конкурентоспособности, обусловленной наличием иноязычных сайтов, социальных сетей, мессенджеров и приложений у университетов. Из таблицы 7 видим более чем восьмикратный отрыв Москвы от ближайших конкурентов по рассчитанному показателю, при этом удельный показатель варьировал по регионам не значительно.

Изложим теперь наше видение того, как следует развивать многоязычные сайты университетов и их социальные сети в российских регионах, и тем самым повышать их региональную университетскую конкурентоспособность. Здесь отметим положительный опыт Томска, в котором согласовано ведется работа по улучшению позиционирования и продвижения томских вузов в коммуникативном пространстве Интернета (Окушова, Бычкова, Гужова, 2014).

Полагаем, что университеты должны разрабатывать стратегические программы по управлению своей репутации в Интернете. Эти программы, на наш взгляд, должны иметь следующее разделы.

  1. Развитие иноязычных сайтов университета.

Каждый университет, основываясь на своих образовательных и научных контактах с научными и образовательными организациями других стран, а также на планах по расширению этих контактов, должен быть заинтересован в создании и сопровождении как можно большего числа иноязычных сайтов. К их созданию и сопровождению следует привлекать иноязычные филологические кафедры, а также иностранных волонтеров, обучающихся в университете. Эта работа должна проводиться в рамках учебного процесса на вышеуказанных кафедрах, где студенты и аспиранты могут упражняться в иноязычном дискурсе и анализе иноязычного контента. Для этого целесообразно сравнивать контент иноязычных сайтов университетов других стран с собственным. Качество университетских сайтов оценивается два раза в год с помощью рейтинга Webometrics. Администраторы сайтов в любое удобное для себя время могут оценивать эффективность функционирования своих сайтов с помощью Google (оценка показателя Presence в рейтинге Webometrics), Majestic и Ahrefs (оценка показателя Impact в рейтинге Webometrics), Google Scholar (оценка показателя Openness в рейтинге Webometrics), а также с помощью Google Analytics, Yandex метрика, Liveinternet, и др.

  1. Развитие университетских социальных сетей.

Каждый университет должен создавать как можно большее число аккаунтов в различных социальных сетях, при этом для всех зарубежных социальных сетей (Facebook, Twitter, Instagram, Google+ и др.). должно создаваться столько аккаунтов, сколько университет имеет иноязычных сайтов. Например, среди российских федеральных университетов (Прил. 1) англоязычные аккаунты в Facebook и Twitter имеют только КФУ, УРФУ и СВФУ, кроме того УРФУ имеет англоязычный аккаунт в Instagram. Аккаунты на других языках отсутствуют.

Оценка эффективности работы университетских социальных сетей может осуществляться с помощью сервисов Brand Analytics, Крибрум, Livedune и др.

Также, как и в случае университетских сайтов, студенты и аспиранты могут упражняться в иноязычном дискурсе и анализе иноязычного контента. Такого рада бакалаврские исследования проводились в ПГНИУ (Пермь) (Колесова, 2012) и НИТГУ (Томск) (Власкина, 2016).

3.      Организация взаимодействия между многоязычным сайтом университета и его социальными сетями.

Эта проблема решается с помощью инструмента Seolit, осуществляющего с помощью RSS ленты автопостинг информации с сайта в социальные сети. Кроме сервиса Seolit могут использоваться сервисы SMM PLANNER, MEGAPOST и др. В первую очередь, такой автопостинг следует организовать для текущих новостей и научных публикаций, то есть для той информации, которая регулярно и в больших количествах генерируется персоналом университета. Кроме того, на всех интересных и содержательных Web-страницах сайта университета должны быть кнопки запуска их в социальные сети.

Схема взаимодействия между многоязычным сайтом университета и его аккаунтами в социальных сетях показана на рис. 1.

На рисунке 1 показаны русскоязычный (ru), англоязычный (en) и китайскоязычный (cn) сайты университета, связанные через сервис Seolit.ru с соответствующими аккаунтами университета в социальных сетях (Fb - Facebook, Tw - Twitter). Точки на схеме показывают, что иноязычных сайтов может быть произвольное количество, а пунктирные линии говорят о том же по отношению к аккаунтам социальных сетей.

Кроме того, такие стратегические программы должны иметь разделы по открытому доступу к образовательным курсам и результатам научных исследований.

Ставя ранее в пример опыт Томска по улучшению позиционирования и продвижению томских вузов в коммуникативном пространстве Интернета, следует отметить, что Томский государственный университет поставил на поток подготовку магистерских диссертаций по данной тематике, привязывая её к различным университетам своего региона (Ткаченко, 2007, Шагдарова, 2016, Колесникова, 2018).

Заключение (Conclusions). В работе для 72-х университетов ЦФО РФ, входивших в 2017 г. в рейтинги Эксперт РА и Интерфакс, построены бинарные матрицы наличия иноязычных сайтов и аккаунтов в социальных сетях, мессенджерах и приложениях. В первом случае построена бинарная матрица размерности 72×15, во втором – размерности 72×18. Показана сильная разрежённость построенных матриц.

В результате анализа первой матрицы были сделаны выводы о том, что в научной кооперации с китайскими вузами и наборе китайских студентов наиболее сильно заинтересованы классические университеты Белгорода, Владимира, Воронежа, Москвы, Ивановский химико-технологический университет, НИУ «ВШЭ», РУДН и ещё восемь московских вузов, в сотрудничестве с испаноязычными странами, в основном Латинской Америки, наиболее сильно заинтересованы классические университеты Белгорода, Воронежа, Курска (Юго-Западный государственный университет), РУДН, МЭИ и Московский государственный лингвистический университет. Сделан также вывод о том, что многие российские вузы пользуются услугами посреднических компаний или частных рекрутеров для набора иностранных студентов и не связываются с созданием иноязычных сайтов, за исключением англоязычных.

Анализ второй бинарной матрицы показал, что наибольшее количество аккаунтов в социальных сетях, мессенджерах и приложениях создали РГУНиГ имени И.М. Губкина (10), НИУ «ВШЭ» (9), РАНХ и ГС при Президенте РФ (9), Воронежский государственный университет (7), Мичуринский государственный аграрный университет (7), Ярославский государственный технический университет (7), РУДН (7) и Российская экономическая школа (7).

Суммированные по регионам количества иноязычных сайтов, социальных сетей, мессенджеров и приложений представляют собой агрегированные нематериальные активы субъектов ЦФО РФ и определяют региональную университетскую конкурентоспособность, обусловленную этими активами. Получен более чем восьмикратный отрыв Москвы от ближайших конкурентов по рассчитанному показателю, при этом удельный показатель в расчете на один университет варьировал по регионам не значительно.

Для управления репутацией университетов в Интернете предложено разрабатывать стратегические программы со следующими разделами: 1. развитие иноязычных сайтов университета; 2. развитие университетских социальных сетей; 3. организация взаимодействия между многоязычным сайтом университета и его социальными сетями; 4. разработка и продвижения on-line курсов и лекций; 5. интеграция в движение “Открытый доступ”. Единая концепция первых трех разделов состоит в том, что каждый университет должен создавать как можно большее количество иноязычных сайтов и аккаунтов в социальных сетях, при этом для всех зарубежных социальных сетей должно создаваться столько аккаунтов, сколько университет имеет иноязычных сайтов, а взаимодействие между многоязычным сайтом и его социальными сетями должно организовываться на базе инструмента Seolit, осуществляющего с помощью настройки RSS ленты автопостинг информации с сайта в социальные сети, а также с помощью постинга наиболее  интересных материалов с сайта в социальные сети.

Список литературы

Бабин Е.Н., Редько Н.В. Социальные сети как веб-сервис в организации образовательного процесса в вузе // Материалы Международной научно-практической конференции «Информационная среда вуза XXI века» (Петрозаводск, 26-30 сент. 2011 г.). Петрозаводск, 2011. С. 20-24.

Бакланова Е.М. Эффективный маркетинг образовательных услуг в социальных сетях // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2011. № 3 (34). С. 111-115.

Бусыгина Т.В. Альтметрия как комплекс новых инструментов для оценки продуктов научной деятельности // Идеи и Идеалы. 2016. Т. 2, № 2 (28). С. 79-87.

Власкина В.Ю. Твиттер и Инстаграм как сферы реализации университетского дискурса. Выпускная квалификационная работа бакалавра (45.03.01 Филология). Томск: НИТГУ, 2016.

Замятина Н.Ю. Метод изучения миграций молодежи по данным социальных Интернет-сетей: Томский государственный университет как «центр производства и распределения» человеческого капитала (по данным социальной Интернет-сети «ВКонтакте») // Региональные исследования. 2012. № 2. С. 15-28.

Карпова Г.Г., Шульга Т.Э., Рудникова И.Н. Механизмы оценки активности вузов в интернет-сетях // Экономические и гуманитарные науки. 2015. № 11 (286). C. 3-13.

Колесникова Ю.Ю. Управление репутацией университета в Интернете (на примере Сибирского государственного медицинского университета). Магистерская диссертация (42.04.01 Реклама и связи). Томск: НИТГУ, 2018.

Колесова Т.В. Твиттер как особый вариант Интернет-коммуникации: культурная и гендерная специфика. Выпускная квалификационная работа бакалавра. Пермь: ПГНИУ, 2012.

Королева Д.О. Перспективы использования мобильных и сетевых технологий в обучении школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 1. С. 65-77.

Лупанов В.Н. Социальные сети и технологии в управлении системой образования региона // Образовательные технологии и общество. 2010. Т. 13, № 2. C. 240-248.

Медведева Э.А., Водатурская Я.Р. Оценка эффективности продвижения ВУЗа в социальных сетях // Общество: политика, экономика, право. 2013. № 4. C. 96-101.

Мельникова Н.И. Научные социальные сетевые сервисы как средство дифференциации и интеграции научного сообщества // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2013. Т. 1, № 1 (69). С. 255-260.

Московкин В.М., Явэй Л. К оценке региональной университетской конкурентоспособности // Научный результат. Экономические исследования. 2018. Т. 4, № 1. С. 35-53.

Неретина Е.А., Макарец А.Б. Web-сайт вуза как важный инструмент маркетинговых коммуникаций // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2009. № 41 (174). С. 85-94.

Овчинникова И.Г. Коммуникация и идентификация в социальных сетях: факторы, типажи, национально-культурная специфика (на материале социальной сети Твиттер) // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2013. № 2. С. 143-156.

Окушова Г.А., Бычкова, М.Н., Гужова, И.В. Позиционирование и продвижение томских университетов в коммуникативном пространстве Интернета. Томск: Издательский дом ТГУ, 2014.

Ткаченко П.С. Информационная политика Томского государственного университета. Магистерская диссертация (41.04.02 Регионоведение России). Томск: НИТГУ, 2017.

Ульянова А.И. Социальные сети как инструмент управления // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 8. C. 125-128.

Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3 (43). С. 44-50.

Черноухов Д.Э. Направления развития официальных веб-сайтов федеральных университетов России в условиях глобального рынка // Документ. Архив. История. Современность. 2014. Вып. 14. C. 18-25.

Шагдарова Б.Б. Репутация университета в коммуникативном пространстве Интернета (на примере Бурятского государственного университета). Магистерская диссертация (42.04.01 Реклама и связи с общественностью). Томск: НИТГУ, 2016.

Latysheva E.V., Karlova L.V., Koryakina A.S. Internet communication and transformation of university information space // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 166. Pp. 566-571.