16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-7.

Контекст развития и трансформации традиционных религий Пакистана в 21 веке

Несмотря на то, что Пакистан был создан для индостанцев-мусульман, на первом этапе своего формирования он не был страной для мусульман, а развивался как светская страна с гражданскими правами для всех. Исламизация началась с момента принятия Конституции 1956 года и адаптации Северо-Западных территорий в 70-е, но агрессивная исламизация была навязана Пакистану во времена правления Зия уль Хака и фактическим контролем США за формированием связки религия-политика. В настоящее время Пакистан стремится отойти от данной модели, но это не всегда возможно ввиду функционирования в стране агрессивных исламистских партий и движений, которые, как и сторонники вестернизации получают поддержку в рамках неоколониальной политики коллективного Запада. Самому пакистанскому обществу в настоящий момент свойственны процессы трансформации религии в трех направлениях: вестернизация, арабизация по умеренному типу (средний путь образованной умеренности) и исламизация. Наибольшую активную работу в том числе в соцсетях ведут сторонники последней по разработкам западный спецслужб, которые использовались ранее для создания запрещенных в России Аль Каиды, Талибана, ИГИЛ. С учетом неоднородности исламского пакистанского социума, трансформация и развитие религии идет в них в разных направлениях и с разной скоростью, при этом ввиду ряда факторов – наибольшей трансформации подвержены высокие социальные группы шиитов. Остальные религии страны также находятся в поиске своего пути в рамках пакистанского общества, трансформируя свою религию в разных направлениях. Так христианам из образованных высших социальных слоев наиболее свойственна вестернизация, но с одновременно с централизацией и конвергенцией вокруг религиозных центров с созданием крепких общин. Пакистанские сикхи не создали отдельной общины, и их религия развивается в русле индийского сикхизма. Индуистские общины городского типа развиваются сами в себе (имея мало контактов с индуизмом Индии) или примыкают к международным организациям типа ИСККОН с общим направлением создания четких индуистских канонов, возвращения к фундаментальному индуизму, но с вовлечением западных тенденций. Деревенские, малообразованные группы индуистов и христиан нередко идут по пути синкретизма, сочетая в своих религиозных практиках как традиции своей религии, так и соседних религиозных групп. Таким образом, развитие и трансформация основных религий Пакистана в настоящее время идет достаточно активно, хотя и разнонаправленно.

Количество просмотров: 416 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 903
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: