16+
DOI: 10.18413/2408-9338-2021-7-4-0-3

Концептуальные основания исследования субъектности населения

В статье представлен авторский подход к исследованию субъектности населения. Актуальность исследования продиктована тем, что органы власти, как правило, не предвидят и не прогнозируют возможные изменения социальной ситуации, которые могут произойти в связи с активизацией деятельности социальных групп или общностей, проявляющих субъектность. Как следствие власть не способна эффективно регулировать социальные процессы в новых реалиях, что приводит к спонтанным, не управляемым действиям со стороны отдельных групп граждан. В этой связи практическая проблема состоит в поиске возможных путей предвидения появления таких социальных групп и нахождения механизмов согласования интересов, тем самым предотвращая возможность появления социальных конфликтов. Научная проблема заключается в поиске нового знания относительно социологических показателей, способных определять особенности проявления субъектности населения, а также дать ей комплексную характеристику. Рассмотрены основные научные направления изучения субъектности, сформулированы методологические основания, разработана программа исследования субъектности населения и система эмпирических показателей ее измерения. Эмпирической базой послужили результаты комплекса социологических исследований, в ходе проведения которых использован целый набор методов: массовый опрос населения, анализ сайтов органов власти, контент-анализ материалов СМИ и социальных сетей. Результаты исследования позволили подтвердить ключевую гипотезу о том, что проявление субъектности населения определяется через оценку сложившейся системы взаимодействий между обществом и властью, где для первых значимым является готовность к такому взаимодействию, способность к самоорганизации и консолидации для участия в управлении, а для вторых – предоставление для этого соответствующих условий. В качестве основных выводов можно сказать следующее. Население обладает определенным потенциалом субъектности. Однако, не смотря на готовность отдельных социальных групп граждан к общественной самоорганизации и взаимодействию с властью, стратегия их поведения чаще ориентирована на конфронтацию, а не поиск компромиссного решения. В свою очередь, органы власти и управления не спешат с организацией обратной связи, в регионах пока слабо развиты механизмы двухстороннего эффективного взаимодействия. Все это может привести, во-первых, к росту дисфункционального (протестного) характера реагирования населения на принимаемые органами власти решения, во-вторых, к возможной потере органами власти управляемости, происходящими в регионе, социальными процессами.

Количество просмотров: 438 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 1469
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: