16+

Предисловие. Социологическое измерение проблем управления: прорывные направления и практики

В очередном выпуске журнала «Научный результат. Социология и управление» представлены материалы на такую актуальную тему как «Социологическое измерение проблем управления: прорывные направления и практики».

В качестве содержательного «ядра» номера к изданию подготовлено несколько материалов, можно сказать, прямо с рабочего стола сотрудников Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии ФНИСЦ РАН: 1) Тихонова А.В. и Мерзлякова А.А., 2) Богданова В.С. и Смирновой А.С., 3) Просянюк Д.В. и Кислицыной И.Н., 4) Ленькова Р.В. и 5) Гусейновой К.Э.

Статья Тихонова Александра Васильевича и Мерзлякова Андрея Александровича «ЧТО МЕШАЕТ «ПРОРЫВНОМУ» РОССИЙСКОМУ ПРОЕКТУ «НАУКА» СТАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРОРЫВНЫМ?» продолжает исследование Центром социологии управления и социальных технологий ИС ФНИСЦ РАН проблем готовности регионов к инновационной деятельности с учётом их причастности к различным уровням социокультурной модернизации. Но если целью первого этапа было получение предварительных данных о барьерах, препятствующих реализации целей и задач системы научного-технического развития (СНТР), связанных с информационно-коммуникативными каналами обратной связи и с механизмами контроля за реализаций стратегических программ в регионах с использованием метода дистанционного анализа сайтов региональных органов власти, то на новом этапе мы получали данные от специально подобранных групп экспертов не только о ситуации в регионах, но и о сопоставлении первичной информации по отдельным программам с реализацией программы «Наука».

В ходе анализа контента сайтов региональных органов власти и материалов экспертизы в регионах оказалось возможным понять интенцию систем управления и то, на что, преимущественно, направлены интересы руководства: на дело или на отчётность, получить более полные данные о содержании и структуре социальных условий в регионах, непосредственно влияющих на процесс реализации стратегически важных для страны решений, на основе таких документов как Концепция, Стратегия и Программа инновационного развития. Однако в отношении проекта «Наука» сложилась неоднозначная ситуация: с одной стороны, эксперты ставят данный национальный проект в качестве одного из ключевых (80%), а с другой, отмечают, что население вряд ли будет сильно его поддерживать (34%), и неизвестно, как справится с этой задачей администрация регионов, находящихся на разных этапах социокультурной модернизации. Для более полного выяснения проблемной ситуации был сформулирован и изучен перечень специфических факторов (условий), способствующих превращению национального проекта «Наука» в драйвер осуществления других национальных проектов, таких как административно-управленческие, финансовые, экономические, политические и социальные, и сделаны предложения организационно-управленческого характера. Это позволило сделать выводы о необходимости создания в регионах специальных оргструктур для более полного использования потенциала национального проекта «Наука».

Следующие две статьи посвящены промежуточным результатам исследовательского проекта Российского научного фонда № 19-18-00345 «Академический проект: управляемость процессов социального группообразования в регионах с разным уровнем социокультурной модернизации и поддержка населением стратегии развития РФ до 2024 года».

В статье Богданова Владимира Сергеевича и Смирновой Анастасии Сергеевны «ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-СЕТЕВОГО ГРУППООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ представлены результаты апробации измерения социального сетевого группообразования (далее – «ССГ») в рамках реализации национальных проектов, как нового способа установления в онлайн сетевом пространстве процессов формирования и взаимодействия коллективных субъектов (стейкхолдеров), заинтересованных в качестве разработки и конкретных результатах проектных решений. Выявление и интерпретация сущностных характеристик коллективных субъектов, имеющих общие или разные интересы, стратегии поведения, а также цели, может социологически измеряться в рамках процесса группообразования, результатом которого может стать фиксация зарождения деятельности новой коллективной субъектности или новых социальных групп.  В ходе разработки и реализации проектных решений имеются группы решения, которые отвечают за постановку проблемы, установление целей и выбор средств их достижения. Характер и контуры деятельности групп решения в рамках национальных проектов, по сути, определяют органы власти и управления, которые задают критерии процессов соучастия или отчуждения заинтересованных лиц в решении социально значимых проблем и возможности наполнения конкретным содержанием проектных решений.

Апробация ССГ проведена на основе материалов поискового онлайн исследования (2019 г.), проведенного в 4-х субъектах РФ. Исследование актуализировано в контексте академического проекта, реализуемого Центром социологии управления и социальных технологий ИС ФНИСЦ РАН при поддержке Российского научного фонда (Исследовательский проект № 19-18-00345). Акцентируется внимание на эмпирическом измерении общих тенденций ССГ через специально разработанные индексы социально-сетевой субъектности, выражающейся в онлайн сетевом взаимодействии региональных стейкхолдеров по поводу постановки и решения проблем, поиска конструктивных решений их разрешения или трансляции протестных настроений в ходе реализации национальных проектов. Предложены три критерия для диагностики социально-сетевой субъектности: 1) наличие, содержание и распространение целевой информации со стороны органов власти, достаточной для активизации и конструктивного включения населения в управленческие решения; 2) наличие/отсутствие онлайн и оффлайн форм включения населения (использование его потенциала: информации, знаний, ресурсов) в реализацию национальных проектов на основе организации социальной обратной связи; 3) характер взаимодействия (нейтральный, оппозиционный, организационно-конструктивный) органов власти и населения в сетевом пространстве в ходе реализации национальных проектов.

Выявлено, что каждый регион имеет свой характер и тенденции организации ССГ, а также свои критерии социальной субъектности. Отмечается низкий уровень удовлетворенности населения ходом реализации национальных проектов из-за определенных барьеров и трудностей, в том числе из-за слабо организованной социально-ориентированной обратной связи в части исполнения проектных решений. То есть сегодня ССГ как процесс активизации онлайн коммуникативного взаимодействия стейкхолдеров для выработки социально-ориентированных решений в рамках национальных проектов, слабо регулируется органами власти. Население практически не рассматривается одним из главных исполнителей проектных мероприятий.

Апробация методики социологического измерения ССГ будет продолжена в 2021 году в ходе сетевого мониторинга реализации нацпроектов.

Вторая статья по проекту РНФ (авторы Просянюк Дарья Вячеславовна и Кислицина Ирина Николаевна) «КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОЦЕНОК ЗНАЧИМОСТИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ» посвящена апробации методики анализа региональных средств массовой информации на предмет изучения управляемости социального группообразования, а также сравнению полученных результатов с данными массового и экспертного опросов.   Практика внедрения инструментов управления бизнесом в деятельность органов власти диктует необходимость адекватного применения сопутствующих инструментов, в частности, информационного обеспечения управленческой деятельности. Актуальность изучения содержания и структуры повестки дня средств массовой информации, как основного источника знаний об окружающем мире для большинства населения, обусловлена их ключевой ролью в процессах модернизации экономики и общества: сегодня медиа являются одновременно источниками информационной повестки и координаторами обратной связи между обществом и органами власти.

Целью исследования является выявление и сравнение информации о состоянии социально-значимых проблем в регионах с точки зрения различных субъектов – средств массовой информации, населения и экспертного сообщества. Для её достижения была разработана методика компаративного измерения социальных процессов группообразования, результаты апробации которой показали ее высокую эффективность для решения задачи оценки реальной проблемной ситуации в регионах в условиях реализации нацпроектов. В результате были зафиксированы существенные недостатки информационного обеспечения процессов управления: дисбаланс оценок значимости проблем социально-экономического развития региона различными субъектами, недостаточное и неадекватное информационное освещение хода реализации национальных проектов в средствах массовой информации.

В статье Ленькова Романа Викторовича «ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ, РЕГУЛЯТОРЫ, СУБЪЕКТНОСТЬ» актуализируется проблема целеполагания социокультурной модернизации регионов Российской Федерации в плане выявления её потенциала в территориальных региональных сообществах как организационных системах с разным уровнем развития, а также обоснования регуляторов для организации процесса целеполагания при выстраивании отношений заинтересованных лиц с субъектами систем управления. Рассматривается история становления понятия «цель», раскрывается практический опыт целевого управления и планирования (на примере СССР), основанный на результатах теоретических исследований по осознанию роли цели и целенаправленности в системах организационного управления. Характеризуется закономерность эквифинальности и её использование при целеобразовании на региональном уровне. В основу работы положен опыт изучения управляемости регионального развития, полученный учёными Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук в 2015-2020 гг. Особое внимание уделено научным результатам исследования интеллигенции как латентной группы в контексте управляемости социокультурной модернизации регионов, включая развитие систем управления и роль высшего образования. В заключение специфицирован ряд оставшихся за рамками исследования проблемных вопросов для дальнейшего анализа значения современной интеллигенции c акцентом на «сборку» субъектности в условиях спонтанных и целерациональных изменений в саморазвивающихся сообществах.

В статье Гусейновой Ксении Эльдаровны «ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «НАУКА»» анализируется специфика терминов «коммуникативное пространство», «инновационное развитие», «национальные проекты», «модернизация». Здесь рассматривается особенность оценки региональным экспертным сообществом проблем реализации национального проекта «Наука», способность регионов оценить его научно-технологический потенциал для коммуникационного развития региона. Раскрывается суть типологии Н.И. Лапина об уровне модернизированности субъектов Российской Федерации с учетом их региональных различий. Также сделана попытка оценить возможности организации коммуникативного пространства в регионах с разным уровнем социокультурной модернизации и эффективность использования региональных ресурсов для инновационного развития.

Помимо блока статей, представленных учёными Центра социологии управления и социальных технологий ФНИСЦ РАН, в номере опубликован также ряд работ учёных из российских регионов и их коллег из стран дальнего зарубежья, прямо или косвенно связанных с вопросами социологического измерения различных аспектов проблематики социального управления. Их авторами выступили: Дерюгин П.П. (Санкт-Петербург), Лебединцева Л.А. (Санкт-Петербург), Ярмак О.В. (Севастополь) и Травин Р.А. (Белгород); Шмарион Ю.В. и Насоновой М.А. (Липецк); Певная М.В., Шуклина Е.А., Телепаева Д.Ф. (Екатеринбург) в соавторстве с М. Черникова-Бука (Тимишоара, Румыния) и Е. Каземирчик (Познань, Польша); Валиахметов Р.М. и Туракаев М.С. (Уфа), а также коллектив авторов в составе Хрипковой Д.В., Начкебии М.С., Реутовой М.Н. и Хрипкова К.А. (Белгород).

Статья Дерюгина Павла Петровича, Лебединцевой Любовь Александровны, Ярмак Ольги Валерьевны и Травина Романа Андреевича «ЦЕННОСТИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ СОТРУДНИКОВ КОРПОРАЦИИ: ОПЫТ СЕТЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ» посвящена оценке сетевого моделирования социодинамики корпоративных ценностей и их связи с человеческим капиталом корпорации. Доказывается, что между ценностями и человеческим капиталом персонала в рамках корпораций с различным уровнем человеческого капитала складываются непрямые зависимости. Тем не менее, авторами прослеживается положительная связь между уровнем человеческого капитала персонала корпорации и его ценностным единством, а также между уровнем человеческого капитала персонала корпорации и поддержкой им рыночных ценностей. Социальная среда внутри корпорации с высоким уровнем человеческого капитала сотрудников, по мнению П.П. Дерюгина, Л.А. Лебединцевой, О.В. Ярмак и Р.А. Травина, развивает и поддерживает рыночные ценности и является школой рыночных отношений.

Статья Певной Марии Владимировны, Шуклиной Елены Анатольевны, Телепаевой Дарьи Фёдоровны, Марианы Черникова-Бука и Ежи Каземирчик «УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ УЧАСТИЕМ МОЛОДЕЖИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ ГОРОДОВ РОССИИ И ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН» ставит целью определить характеристики феномена социального участия и обозначить теоретические положения концепции управления молодежным участием через критическую оценку существующих исследовательских ракурсов вовлеченности городской молодежи в социокультурное развитие городов. Авторы формулируют теоретические положения концепции управления на основе вторичного анализа значительного числа публикаций по результатам представительных тематических исследований. Такой анализ и систематизация научных работ по проблематике социального участия, в частности, участия молодёжи в жизнедеятельности сообщества в рамках городского пространства, оценка международных и российских социологических проектов даёт возможность описать структуру социального участия как исследовательского концепта.

Статья Хрипковой Дианны Вазгеновны, Начкебия Майи Севериановны, Реутовой Марины Николаевны и Хрипкова Кирилла Александровича «ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ» рассматривает ценностный (аксиологический) фундамент гражданской активности населения с позиций методологии социального капитала. Социальный капитал определяется авторами как «сети социальных отношений, характеризующиеся нормами доверия и взаимности» и рассматривается ими в связи с такими явлениями и концептами, как гражданское общество и социальные сети. Опираясь на эмпирическую базу исследования в рамках научного проекта № 20-011-31451 базу при поддержке РФФИ и ЭИСИ «Габитус гражданской активности в системе социальных взаимоотношений», авторы приходят к выводам: для реализации должного уровня гражданской активности необходимо, во-первых, наличие механизмов и процедур включения граждан в решение общественно-значимых вопросов; во-вторых - наличие существенной проблемы, затрагивающей интересы большей части граждан; в-третьих - наличие солидаристских ценностей; в-четвертых - наличие в обществе единой системы ценностей, которая обеспечивает консенсус по основным направлениям развития страны, региона или муниципального образования.

В статье Шмариона Юрия Васильевича и Насоновой Марины Александровны «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПОРТРЕТОВ ЛИДЕРОВ И АКТИВИСТОВ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» поднимаются важные вопросы воспроизводства кадров для проффесиональных общественных объединений, вовлечения молодежи в деятельность профсоюзов, становления профсоюзных лидеров. Подчеркивается значимость молодых кадров профсоюза, как носителей актуальных знаний, заинтересованных в развитии долгосрочных отношений в трехстороннем союзе социального взаимодействия. Авторы приходят к выводу, что сложившаяся практика назначения молодых лидеров и активистов, традиционные программы подготовки кадров для профсоюзов не эффективны. Эмпирически обоснованный сравнительный анализ социальных портретов актуального лидера профсоюза и претендента на роль лидера профсоюза, позволил авторам определить структуру и содержание подготовки кандидатур на роль профсоюзного лидера. Неудивительно, что результаты исследований и рекомендаций авторов были востребованы в управленческой практике.

В статье Валиахметова Рима Марсовича и Туракаева Марселя Салаватовича «МИГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИИ» рассматриваются основные факторы и векторы горизонтальной мобильности и миграции населения, поднимаются вопросы связи регионального резвития, качества жизни и миграционной готовности региональных жителей. Наряду с известными физическими направлениями миграции, авторы обращают свое внимание на такие содержательные аспекты миграционного выбора, как желание получить доступное и качественное образование, повысить материальное благосостояние, стремление к профессиональной самореализации. Большое внимание уделено анализу социально-экономических и социально-трудовых факторов, в том числе уровню жизни, наличию собственного жилья, социально-трудовой статус, смена места работы или специальности, тип населенного пункта, характер работы и соблюдение трудовых прав работников. Авторы приходят к выводу, что образовательная и трудовая миграция из республики приобретает массовый характер и перерастает в тенденцию, негативно сказывающуюся на конкурентоспособности региона, что требует не просто детального изучения, но и внимания лиц, ответственных за принятие решений.

Ключевые слова: .
Количество просмотров: 22 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 25
Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: